Павлова Т. Н. — к.п.н., доцент, кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФКСиТ;
Чистова Н. А. – к.п.н., доцент, заместитель директора ИПК и ППК РГУФКСиТ;
Исаева Л. Н. – заслуженный тренер России, доцент, кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФКСиТ.
Спортивное плавание является одним из самых массовых видов спорта, а по количеству разыгрываемых олимпийских медалей уступает лишь легкой атлетике. Большое значение имеет и тот факт, что плавание является основой многих олимпийских видов спорта, в первую очередь водных видов, базирующихся на навыках ныряния и плавания (прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, марафонское плавание). Умение плавать является необходимым условием в таких олимпийских видах спорта, как современное пятиборье, а также парусный и гребной спорт.
Массовое обучение плаванию охватывает все возрастные категории, от детского сада до людей зрелого возраста. Плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании детей, так как содействует разностороннему физическому развитию и является прекрасным средством закаливания.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: относительно слабыми являются мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз, шеи, кистей, стоп. В основном идет развитие длинных мышц, от состояния которых зависит уровень быстроты движений и гибкости. Во время плавания в работу вовлекаются все основные группы мышц, тем самым мышечная система ребенка развивается более равномерно. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, при этом идет чередование напряжения и расслабления в работе мышц верхних и нижних конечностей.
В воде тело пловца находится во взвешенном состоянии и передвижение не требует приложения значительных усилий, что, в свою очередь, облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка также способствует оттоку венозной крови от периферии к сердцу. В результате регулярных занятий плаванием укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца и равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей системы кровообращения ребенка (ссылки у Е.К.Вороновой, 2003).
Верхние дыхательные пути у детей дошкольного возраста относительно узки, а слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, вследствие чего при неблагоприятных условиях быстро нарушается дыхание. Горизонтальное дыхание и слабое развитие дыхательной мускулатуры обуславливают частое и неглубокое дыхание, ритм которого у детей неустойчив и часто нарушается. К тому же поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в легких ребенка. Занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Требуется полная перестройка обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду (одновременно через рот и нос). При этом по продолжительности вдох гораздо короче выдоха. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку, а при выдохе приходится преодолевать сопротивление воды. Все эти факторы увеличивают нагрузку на дыхательную мускулатуру и способствуют укреплению всех мышц органов дыхания.
В данный возрастной период претерпевает существенные изменения нервная система ребенка, интенсивно развиваются большие полушария мозга, что сопровождается сложной перестройкой мозговых функциональных отношений и свидетельствует о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и выполнению упражнений, относительно сложных по координации движений. В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы ребенка, он становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Занятия в воде способствуют лучшему усвоению питательных веществ организмом ребенка, процессы обмена и выделения после занятий проходят более совершенно. Укрепляются мышцы брюшного пресса и тазового дна, улучшается аппетит.
Температура воды при занятиях в бассейне ниже температуры тела ребенка, поэтому процессы терморегуляции активизируются и отмечается закаливающий эффект. В начале занятия из-за охлаждения происходит сужение кровеносных сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: отток крови от поверхности тела уменьшает теплоотдачу. В дальнейшем организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. При регулярных занятиях плаванием и постепенном снижении температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, происходит эффект закаливания. Закаленный ребенок, в свою очередь, быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, вследствие чего его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
Систематические занятия плаванием, игры в воде оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие, так как вызывают положительные эмоции. На первых уроках ребенок может испытывать чувство дискомфорта, неуверенности и страха из-за пребывания в непривычной среде. По мере освоения различных элементов (погружение в воду, открывание глаз, выдохи в воду, задержка дыхания и др.) ребенок преодолевает неприязнь к воде. Правильно организованные занятия способствуют развитию у детей волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. Таким образом, купание, игры в воде, плавание различными способами можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.
Обучение плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста является резервом для отбора в спортивные школы по плаванию, водному поло, синхронному плаванию и других. Обучение технике спортивных способов плавания — неотъемлемая часть подготовки пловцов. При этом выбор средств и методов обучения, их характера и уровень требований к каждому конкретному воспитаннику определяется целевой направленностью процесса подготовки. И крайне важный фактор – единство в выборе цели тренера и его воспитанников.
Огромное значение имеет то, насколько качественным будет обучение ребенка основам техники спортивных способов плавания, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Недостаточно грамотное обучение технике спортивных способов может не дать возможность ребенку проявить себя при отборе в спортивную школу, так как зачастую тренеры ориентируются только на временные нормативы, не учитывая качество освоенных умений и навыков. Не следует забывать и о том, что темпы роста у детей одного и того же года рождения различны. Преимущество будет у тех, кто развивается быстрее или у детей, родившихся в начале года. Несомненно, что двигательно одаренные дети овладевают правильной техникой быстрее, чем их менее способные товарищи. Работа над техникой требует от ребенка умения сосредоточиться на отдельных элементах и движении в целом, а от тренера — способность видеть ошибки и своевременно их исправлять. Зачастую дети, которым легко дается освоение того или иного движения, также быстро забывают его, если навык еще непрочен и не закрепляется систематическими повторениями. В то же время, если ребенку овладение тем или иным способом плавания дается с трудом, но он вдумчиво и старательно работает над исправлением ошибок, в дальнейшем он не будет отставать от своих более способных сверстников, даже если при этом у него уйдет на обучение значительно больше времени. Закрепление же у ребенка неправильной техники плавания потребует в последствии значительных усилий, направленных на переучивание. Таким образом, работа над совершенствованием техники плавания должна проводиться на протяжении всего периода спортивной подготовки спортсмена.
Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания – это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). А потому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.
Традиционная методика обучения плаванию предлагает начинать обучение с кроля на спине (так как не нужно выполнять выдох в воду), затем следует освоение кроля на груди, дельфина и брасса. Вместе с тем, исследованиями (Т. Н. Павлова, Н. А. Чистова, 2003) показано, что подавляющее большинство детей, особенно младшего возраста, с легкостью осваивают технику плавания кролем на груди и, напротив, неохотно плавают на спине. Боязнь плавания на спине может объясняться рядом причин: нахождение в непривычной среде, отсутствие твердой опоры, ограничение зрительного и слухового контроля, ощущение дискомфорта при попадании воды в нос и др. Большинство детей осваивают технику плавания на спине лишь после того, как овладеют прочными навыками движений ногами и научатся делать выдохи в воду, а также задерживать дыхание на длительное время. Следует отметить, что некоторые дети обнаруживают предрасположенность к выполнению одновременных и симметричных движений ногами, сходных по структуре с движениями, выполняемыми при плавании брассом. Выполнение поочередных движений прямыми ногами с оттянутой стопой для таких детей менее удобно, чем толчковые (поочередные или одновременные) движения ногами. В таком случае представляется более целесообразным начинать обучение именно со способа брасс, так как это позволит ребенку быстрее и эффективнее овладеть навыком плавания.
При обучении детей плаванию в начальном периоде можно использовать методику, при которой происходит одновременное изучение всех способов плавания, что позволяет быстрее выбрать удобный для каждого ребенка способ и тем самым сокращает процесс обучения и повышает интерес к занятиям (Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов, 2003). Включение в одно занятие заданий с использованием элементов из разных способов плавания помогает избежать монотонности и пополнить запас двигательных навыков. Отдельные авторы (А. И. Погребной, 2003) считают эффективным в начальном обучении детей освоение опорного гребка (навык удержания на воде). Правильное выполнение опорного гребка позволяет научить ребенка чувствовать опору о воду, что в дальнейшем способствует более быстрому освоению гребковых плавательных движений.
Для создания прочного навыка плавания у ребенка необходимо, чтобы занятия носили систематический характер. Исследованиями показано, что плавание реже 2-х раз в неделю не приносит желаемых результатов, особенно в младшем возрасте (Т. В. Сейгур, 1981). Продолжительность урока в воде не должна превышать 20 минут для детей 3-4 лет, 30 минут – для детей 5-6 лет, 45 минут – для детей 7-8 лет.
Одним из главных методов в занятиях с детьми является игровой метод. У детей преобладает зрительное восприятие, они с радостью подражают преподавателю, поэтому показ не должен быть небрежным. Сложность заключается в умении подобрать образы и сравнения, доступные для детей того или иного возраста и пола. При комплектовании групп обязателен учет возраста ребенка: чем младше дети, тем меньше их должно быть в группе. Желательно объединять в группы по 2-3 человека детей одного возраста, но с разной степенью подготовленности. В этом случае более слабые дети лучше усваивают учебный материал, так как они меньше боятся и стремятся подражать лучшим; в то же для более сильного ученика быть примером для подражания — хороший стимул в обучении.
В начальном обучении плаванию широко используются различные вспомогательные средства: круги, плавательные доски, надувные манжеты, шест, ласты. Использование ласт позволяет существенно ускорить процесс обучения детей плаванию (В. В. Пыжов, 1983; Н.Л.Петрова, В.А.Баранов, 2006). Плавание в ластах на этапе начального обучения позволяет решить ряд задач: 1) научить правильному движению стопой («выхлест») в плавании способами кроль на спине и на груди, дельфин; 2) почувствовать хорошую опору о воду, что облегчает освоение движений руками и дыхания; 3) освоить большое количество упражнений с первых же занятий; 3) развить и укрепить мышечные группы, необходимые для плавания; 4) быстрее освоить навык ныряния. Особенно важно использование ласт в случае отсутствия неподвижной опоры (дно), когда рост ребенка не позволяет ему стоять на дне. Плавание в ластах в таком случае дает ребенку уверенность в своих силах, снижает чувство страха.
Немаловажным в работе с детьми является квалификация преподавателя, наличие у него достаточных знаний биомеханических основ техники спортивных способов плавания, а также физиологических и психологических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В то же время в спортивных школах по плаванию занятия в группах начального обучения ведут, как правило, молодые тренеры (зачастую из числа студентов), не имеющие опыта работы с детьми и практических навыков по обучению плаванию. Наличие бассейнов в общеобразовательных школах не всегда позволяет эффективно обучать плаванию школьников, так как значительное большинство учителей физической культуры не являются специалистами в данной области.
1. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 157 с.
2. Павлов С. Е., Кузнецова Т. Н. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании // Методическая разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК.- М., РГАФК, “Принт-Центр”, 1998. — 33 с.
3. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
4. Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мат. VII Междунар. науч. конгресса «Совр. олимпийский спорт и спорт для всех», том III (г. Москва, 24-27 мая, 2003).- М., РГУФК, 2003. – С. 40-41.
5. Петрова Н.Л., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте: учебно-методическое пособие.- М.,»Советский спорт», 2006.-96 с.
6. Плавание: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 2001. – 400 с., ил.
7. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.
8. Пыжов В.В. Ускоренный метод начального обучения плаванию с ластами // «Плавание», вып.2, 1983.- С.53-55.
9. Сейгур Т.В. О проведении занятий с дошкольниками в условиях крытого малоразмерного бассейна при детском саду // «Плавание», вып.2, 1981.- С.18.