Ермакова М. В., тренер спортивного комплекса НОУУСТЦ «Останкино»
Павлова Т. Н., доцент, заслуженный преподаватель РГУФКСиТ
Чистова Н. А., зам. директора ИПКиППК, доцент РГУФКСиТ
Актуальность. В наше время массовое обучение плаванию по-прежнему имеет государственное значение, поскольку ежегодно погибает от утоплений до 17 тысяч человек (2-е место после жертв автокатастроф). Одна из причин гибели людей на воде – низкий уровень плавательной подготовленности. Принимая во внимание бесценность человеческой жизни, любая смерть по причине утопления – трагедия. Если добавить, что тонут преимущественно лица трудоспособного возраста и дети, можно утверждать, что проблема носит важный государственный характер.
Во всём мире существует множество спортивных школ, бассейнов для массового плавания и фитнес-клубов. В нашей стране повсеместно организуются и проводятся индивидуальные и групповые занятия по обучению плаванию людей разного возраста, всё больше строится детских садов и школ с бассейнами. Актуальность этого очевидна, ведь плавание — жизненно необходимый навык и возможность научиться плавать должна быть у каждого.
В спортивных школах организуются групповые занятия по начальному обучению плаванию для детей младшего школьного возраста. В дальнейшем наиболее способные ученики продолжают занятия в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. В детских садах и школах, имеющих собственные бассейны, дети изначально распределены в группы и классы и обучение плаванию проводится по программам, соответствующим определённому возрасту учеников. Однако далеко не все детские сады и школы имеют свои бассейны, следовательно, остается ещё масса желающих обучаться плаванию.
Свидетельством этого является факт существования спортивно- оздоровительных (коммерческих) групп обучения плаванию на базе всех спортивных школ и общественных бассейнов. В таких группах занимаются дети, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят заниматься в ДЮСШ: неподходящие антропометрические и физиологические данные; возрастной критерий (слишком маленькие или слишком взрослые для спортивной школы). Также имеет значение территориальное расположение бассейна (близость от дома), невозможность или нежелание посещать занятия в спортивной школе 5-6 раз в неделю.
Комплектование спортивно-оздоровительных групп проводится без учета физических данных ребенка и возраста. Для руководства клуба главным критерием при комплектовании коммерческих учебных групп, как правило, является возможность и желание клиентов посещать занятия в определённые дни и часы. А это в свою очередь зависит от ряда обстоятельств: расписания школьных уроков; совмещения занятий в бассейне с другими секциями; желание заниматься с определённым тренером; возможность сопровождения родителями детей на занятия.
Нередко при формировании учебных спортивно-оздоровительных групп учащихся не сортируют по возрастному критерию. Причиной этого является не только то, что на коммерческие группы отводится незначительное количество сеансов, но и тот факт, что для формирования рентабельной группы часто не набирается должного количества детей определённого возраста. В результате, по целому ряду перечисленных причин (пожеланий клиентов и возможностей клуба), нередко образуются смешанные группы. Перед тренерами встаёт сложная задача — организовать процесс обучения на должном уровне и эффективно проводить занятия по обучению плаванию в группе, сформированной из детей, значительно различающихся по возрасту, физическим способностям и уровню исходной плавательной подготовленности.
Как показал анализ научно-методической литературы, во всех учебных программах и методических пособиях по обучению плаванию говорится о нецелесообразности объединения детей разного возраста в одной группе. Безусловно, с этим нельзя не согласиться, но реальная сторона вопроса заключается именно в том, что подобные группы образуются довольно часто, и в одной группе оказываются дети младшего, среднего и старшего школьного возрастов.
В связи с этим, считаем актуальным разработку методики обучения плаванию в спортивно-оздоровительных группах.
Цель работы: выявить методические особенности проведения занятий по обучению плаванию в разновозрастной группе и разработать методические рекомендации для тренеров.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющиеся программы, средства и методы обучения плаванию, найти сходства и различия для разных возрастных групп.
2. Разработать и апробировать примерную программу обучения плаванию в разновозрастной группе.
3. Выявить эффективность применения разработанной программы.
Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательности и активности, систематичности, наглядности и доступности.
Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, тренер должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (например, оттолкнуться ногами от бортика сильнее, чтобы проскользить дальше; выполнить полный выдох в воду для того, чтобы после всплывания на поверхность воды сразу сделать вдох и т.д.).
Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение изученного ранее сочеталось с усвоением нового материала. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.
Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста, а также реальные силы и возможности каждого ребёнка.
В нашей стране повсеместно длительное время используются две основные методики обучения плаванию: параллельно-последовательная и одновременная. Содержание первой заключается в том, что первоначально обучают двум сходным по структуре способам: кролю на груди и кролю на спине, баттерфляю и дельфину, брассу на груди и брассу на спине, на левом и правом боку. При одновременном методе обучения из всех составляющих элементов различных способов плавания выделяются основные, освоение которых способствует быстрому изучению способа в целом и формированию более прочного плавательного навыка.
Грамотная организация урока по плаванию очень важна, так как занятия проходят в усложненных условиях. Как правило, в бассейне бывает слишком шумно, кроме того, уроки должны быть максимально безопасны для учащихся. Во время занятий в бассейне используются различные методы организации обучаемых.
- Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всей группы. Преимущество этого метода – возможность добиться высокой плотности урока. Моторную плотность урока можно увеличить, организуя не один, а несколько потоков (по числу имеющихся дорожек в бассейне).
- Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах, каждая подгруппа получает своё задание. Этот метод позволяет точнее дифференцировать нагрузку в процессе урока.
- Метод индивидуальных заданий. Каждому ученику даётся собственное задание, в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.
Эффективность проведения занятий в группе определяется следующими критериями:
- точностью поставленных задач на уроке. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с программой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих уроков;
- полноценностью содержания урока. Исходя их возрастных возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств.
Говоря об эффективности проведения урока, отмечается целесообразность распределения учебного материала по частям урока, последовательность решения поставленных задач, правильность подведения итогов, соответствие методов и приёмов обучения содержанию учебного материала, высокая плотность урока (общая и моторная), соответствие выполняемых упражнений задачам урока, обеспечение техники безопасности на занятиях.
При работе с разновозрастной группой необходимо ставить частные задачи. Частные задачи ставятся индивидуализировано, применительно к исходным возможностям обучаемых, которые, в свою очередь, зависят от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня двигательной подготовленности ребенка.
В разновозрастной группе при обучении одному и тому же двигательному действию приходится предусматривать и решать далеко не равнозначные частные задачи, поскольку характер восприятия учебного материала, степень развития физических и психических способностей, приобретённый ранее двигательный опыт имеют существенные индивидуальные отличия.
При объяснении заданий необходимо пользоваться различными методами. Дети среднего школьного возраста и подростки способны анализировать предлагаемые задания и качество их выполнения. Для младших учеников характерно зрительное восприятие, подражание, поэтому необходимо, чтобы объяснение было образным и доходчивым, а показ грамотным.
Результаты исследования. Педагогические наблюдения проводились за детьми в возрасте от 6 до 14 лет, занимающимися в одной группе начального обучения в течение одного учебного года. Исследование проводилось в спортивном комплексе НОУУСТЦ «Останкино».
Анализ программ по плаванию для школьников показал, что школьные программы не совсем подходят для обучения в спортивно-оздоровительной группе, поскольку рассчитаны на многолетнюю программу школьного образования и процесс обучения сильно затянут. Обучение спортивным способам плавания чаще всего начинают со способов кроль на груди и на спине. В течение одного учебного года предполагается изучение одного или двух способов плавания, к тому же программы рассчитаны на определённый возраст учеников. При работе с детьми разного возраста использование нескольких программ значительно усложняет работу преподавателя.
Программы начального обучения плаванию для ДЮСШ также рассчитаны на определённый возраст (7-8 лет), поскольку именно в этом возрасте происходит отбор в спортивную школу, при этом предполагается изучение всех 4-х спортивных способов плавания в течение одного учебного года.
Мы предположили, что одну из таких программ можно взять за основу и в спортивно-оздоровительной группе, поскольку большинство детей в таких группах умеют держаться на воде, но не владеют техникой спортивного плавания.
Традиционная методика обучения плаванию предлагает начинать обучение с кроля на спине (так как не нужно выполнять выдох в воду), затем следует освоение кроля на груди, дельфина и брасса. Вместе с тем, исследованиями (Т. Н. Павлова, Н. А. Чистова, 2003) показано, что подавляющее большинство детей, особенно младшего возраста, с легкостью осваивают технику плавания кролем на груди и, напротив, неохотно плавают на спине. Боязнь плавания на спине может объясняться рядом причин: нахождением в непривычной среде, отсутствием твердой опоры, ограничением зрительного и слухового контроля, ощущением дискомфорта при попадании воды в нос и др. Большинство детей осваивают технику плавания на спине лишь после того, как овладеют прочными навыками движений ногами и научатся делать выдохи в воду, а также задерживать дыхание на длительное время. Следует отметить, что некоторые дети обнаруживают предрасположенность к выполнению одновременных и симметричных движений ногами, сходных по структуре с движениями, выполняемыми при плавании брассом. Выполнение поочередных движений прямыми ногами с оттянутой стопой для таких детей менее удобно, чем толчковые (поочередные или одновременные) движения ногами. В таком случае представляется более целесообразным начинать обучение именно со способа брасс, так как это позволит ребенку быстрее и эффективнее овладеть навыком плавания.
Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания – это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). Поэтому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.
Во всех программах и методических пособиях по обучению плаванию рекомендуется разделить группу на подгруппы по уровню плавательной подготовленности. Но в нашем случае группа состоит из детей разного биологического возраста, отсюда следует два возможных способа разделения группы: по возрасту; по уровню плавательной подготовленности.
При разделении по возрасту, все ученики делятся на микрогруппы: младшие школьники (6-8 лет); средние школьники (8-11 лет); старший школьный возраст (11-14 лет). Каждая подгруппа выполняет своё учебное задание и ученики занимаются по программе, соответствующей их возрасту (по количеству часов, выделенных на освоение каждого способа плавания).
При данном варианте разделения группы на подгруппы существует ряд минусов:
• наличие в каждой подгруппе учеников разного уровня подготовленности;
• отсутствие сплочения в коллективе в целом (так как общение происходит внутри своей подгруппы, в основном только со сверстниками).
При делении по уровню плавательной подготовленности, ученики делятся на подгруппы независимо от возраста на тех, кто: 1) не умеют плавать; 2) плохо плавают; 3) хорошо плавают по-своему; 4) владеют спортивными способами плавания.
В зависимости от уровня подготовки учеников, на первом этапе образуются от 2-х до 4-х подгрупп. По мере освоения материала подгруппы объединяются. Каждой подгруппе тренер предлагает своё задание (соответствующее уровню плавательной подготовленности). В нашем случае этот вариант деления оказался предпочтительней предыдущего, поскольку:
1) все дети, не умеющие плавать, находятся в одном месте, что позволяет лучше их контролировать;
2) каждый ученик совершенствует свои способности в подходящей для него подгруппе.
Недостатком при этом варианте деления является разный возраст учеников, находящихся в одной подгруппе. В этой связи, тренеру необходимо дозировать нагрузку по длине дистанции в соответствии с физическими возможностями учеников или откорректировать её с помощью различных вспомогательных плавательных средств: лопаток, колобашек, ласт, кругов.
Применение индивидуального метода обучения в групповых занятиях не даёт больших положительных результатов, поскольку создаются определённые неудобства, которые заключаются в следующем:
1) сложность подготовки большого количества индивидуальных заданий и контроля за их выполнением;
2) отсутствие у детей сравнения и стимула для лучшего выполнения упражнения;
3) возможность самостоятельной замены ребенком сложного задания на более лёгкое;
4) снижение дисциплины к концу занятия.
Вместе с тем, применение данного метода в группе, где много детей, отличающихся по возрасту и уровню плавательной подготовленности, иногда просто необходимо по ряду причин:
• для исправления индивидуальных ошибок;
• чтобы новички лучше освоили учебный материал;
• для совершенствования техники плавания у хорошо плавающих детей;
• в упражнениях, направленных на повышение уровня выносливости, рациональней давать ученикам такие индивидуальные задания, при выполнении которых нет грубых ошибок.
В нашем эксперименте обучение проходило в бассейне с температурой воды 260С, то есть довольно прохладной для детей. Во избежание переохлаждения учеников было необходимо, чтобы моторная плотность урока была высокой. Наряду с этим было сокращено время на объяснение задания каждому отдельному ученику, чтобы не отвлекать внимание преподавателя от контроля выполнения упражнения всеми учениками.
В групповом обучении при разучивании способов плавания на первое место выходит поточный метод, при котором преподаватель объясняет задание и даёт пояснение одновременно всей группе, затем контролирует его выполнение.
В разновозрастной группе необходимо принимать во внимание разный биологический возраст учеников и их физические возможности. С учётом этого необходимо либо индивидуально подбирать дистанцию для разных учеников, но с расчётом относительно одновременного окончания выполнения задания, либо регулировать нагрузку и скорость плавания с помощью дополнительного оборудования: для младших и не умеющих плавать использовать ласты; для старших — колобашки, лопатки, пояса с сопротивлением. В результате индивидуализации нагрузки по длине дистанции или использованием плавательного оборудования время выполнения задания в старших и младших возрастных подгруппах уравнивается, что делает возможным применение поточного метода в смешанной группе.
Использование соревновательного и игрового методов в групповых занятиях значительно повышает эмоциональное состояние учеников, делает процесс обучения более разнообразным. Но применение этих методов в смешанной группе усложняется разными физическими возможностями учеников, что необходимо принимать во внимание. Как вариант игрового и соревновательного метода в смешанной группе можно использовать разделение учеников на пары, тройки, четвёрки и т.д. Здесь возможны разные варианты деления: по возрасту; по силам; по умению. Можно также использовать различные сочетания: сильный — слабый; большой — маленький; умеющий плавать – не умеющий плавать. Упражнения в парах, тройках можно применять как для соревновательных игр, так и для развития силовых способностей.
В случае объединения детей разного возраста в одной группе возникает ряд трудностей для педагога из-за существенных различий в уровне начальной плавательной подготовленности, общей физической подготовки и разобщённости в коллективе из-за разницы в возрасте.
В результате перед тренером, проводящим занятия в смешанной группе, стоят следующие задачи:
1. Обеспечение безопасности во время занятий в бассейне.
2. Контроль адекватности физической нагрузки соответственно возрасту ребенка.
3. Индивидуализация процесса обучения с учётом способностей и возможностей обучаемых.
4. Способствование установлению дружеских взаимоотношений в коллективе.
5. Создание у детей мотивации к сознательному освоению материала.
Процесс обучения плаванию всегда начинается с проверки плавательной подготовленности учеников и дальнейшего распределения их на подгруппы.
На первом этапе обучения для новичков (независимо от их возраста) важно полностью пройти этап освоения с водой. Для снятия излишнего эмоционального и физического напряжения также необходимо обязательно освоить особенности дыхания при плавании и только после этого можно приступать к изучению техники спортивного плавания. С остальными учениками, умеющими уверенно держаться на воде и освоившими правильное дыхание, можно сразу приступать к изучению способов плавания.
Для разработки оптимальной методики обучения плаванию в разновозрастной группе был проведен педагогический эксперимент с целью апробирования, выявления эффективности и проверки на практике двух различных вариантов начального обучения. В эксперименте участвовали две группы детей. Обе группы состояли из детей разного возраста, пола, физических способностей и уровня плавательной подготовленности. Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 45 минут.
В обеих группах ставилась задача за 16 учебных занятий освоить 4 спортивных способа: кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.
Целью эксперимента было определить наиболее эффективный вариант методики начального обучения плаванию в смешанной группе. В обеих группах эксперимент начинался после того, как все ученики прошли этап освоения с водой и научились правильному дыханию.
Первая группа занималась последовательным изучением способов плавания. На освоение каждого способа плавания отводилось 4 занятия. Изучение способов происходит последовательно: вначале изучается кроль на груди, затем кроль на спине, брасс и дельфин. Каждое занятие было посвящено решению отдельной задачи: изучение движений ногами; изучение движений руками в сочетании с движениями ног; согласование этих движений с дыханием; плавание в полной координации. В конце 4-ого занятия каждый ученик получал оценку за технику способа плавания и тренером определялся этап освоения навыка плавания данным способом.
По данным нашей работы, плавать кролем на груди в полной координации в контрольной группе научились 78,5% детей, кролем на спине в полной координации — 92,8% учеников, освоили технику плавания способом брасс в полной координации 85,7% учеников, и все дети научились плавать способом дельфин.
В среднем по группе, оценки за технику плавания в полной координации составили: кроль на груди — 4,18 балла; кроль на спине – 3,77 балла; брасс – 4,33 балла; дельфин — 4,07 балла.
В экспериментальной группе оценки за технику по элементам конкретного способа плавания и процент усвоения материала составили:
— для способа дельфин — 4,46 балла (усвоение по элементам 100 %);
— для кроля на спине — 4,33 балла (усвоение по элементам 100 %);
— для кроля на груди — 4,12 балла (усвоение по элементам 100 %);
— для брасса — 4,53 балла (усвоение по элементам: движения руками — 100%, движения ногами — 83,33 %).
По результатам этих оценок последовательность изучаемых способов распределилась следующим образом: дельфин, кроль на спине, кроль на груди, брасс.
Учёт и контроль качества работы имеет большое значение для успешного осуществления процесса обучения. Хорошо организованный учёт способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе, позволяет при составлении очередных планов использовать полученные данные. Учёт — это своего рода обобщение опыта работы, начальное и очень важное звено в управлении процессом обучения. Учёт следует вести регулярно, чётко и отражать в нём истинную картину. В конце занятия тренер отмечает для себя в журнале основные ошибки, допускаемые учеником при выполнении упражнений. На следующем занятии необходимо это учесть и осуществлять работу по исправлению наиболее распространенных ошибок.
Оценка техники плавательных движений в обеих группах осуществлялась в зависимости от количества допускаемых ошибок. Необходимо отметить, что успешность освоения материала во многом зависит от посещаемости занятий, а она, в свою очередь, зависит от ряда причин: а) желания и мотивации самого ребенка; б) интереса к данному виду спорта; в) взаимоотношений внутри учебной группы; г) влияния тренера; д) состояния здоровья ребёнка; е) контроля родителей.
По результатам исследования видно, что процентное соотношение усвоения изучаемого материала и оценки за технику несколько выше в экспериментальной группе. По результатам этих двух показателей можно сделать вывод, что знакомство со всеми элементами спортивных способов плавания на первых занятиях увеличивает координационный запас и позволяет выявить плавательные предпочтения учеников в конкретной группе. В дальнейшем это даёт возможность построить процесс обучения наиболее рационально, с учётом плавательных предпочтений большинства учеников конкретной группы. К тому же разнообразие запаса движений, полученного па первых занятиях, дает возможность в дальнейшем заменять движения, которые не получаются, на элементы, хорошо освоенные ребенком.
Также необходимо отметить, что при таком подходе на начальном этапе обучения в смешанной разновозрастной группе, где уровень подготовленности сильно отличается, имеется ряд дополнительных преимуществ. До тех пор, пока в группе имеются дети, не умеющие плавать, преподавателю необходимо проявлять к ним повышенное внимание. Это влечёт за собой уменьшение контроля правильности выполнения движений остальными учениками. В связи с этим, логично предлагать ученикам выполнение только отдельных элементов техники, а далее подключать к этой части группы слабых учеников по мере их освоения с водой. Такой подход в значительной мере упрощает работу преподавателя, что не может не сказаться на качестве урока в целом.
В связи с особенностями смешанной группы и разными двигательными предпочтениями учеников, дальнейший процесс обучения рекомендуется строить следующим образом: примерно по 4 урока внимание акцентировать на совершенствование определённого способа плавания. В спортивном плавании четыре способа, поэтому в одном цикле обучения получится 16 занятий, из которых 1-2 занятия нужно отвести на обучение нырянию и 2-3 занятия посвятить играм, эстафетам и соревнованиям. Далее цикл повторяется снова, но желательно вывести учеников на новый этап разучивания.
По нашему мнению, именно таким образом наиболее целесообразно и рационально строить процесс обучения в группах, где дети сильно отличаются по возрасту и уровню подготовленности.
Заключение. В период занятий по обучению плаванию занимающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, и ловкости). Однако доминирующем фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. В том случае, если в одной группе занимаются дети разного возраста, необходимо, чтобы уроки были в меру эмоциональными, а разнообразие методов — очень широким.
Использование игрового и соревновательного методов на занятиях в разновозрастной группе возможно и необходимо, но только с применением дополнительного оборудования: ласты — для младших детей, колобашки, пояса с сопротивлением — для старших, поскольку необходимо уравнять скоростные возможности. Использование этих методов в разновозрастной группе способствует не только поднятию эмоционального состояния учеников, но и помогает установить дружеские взаимоотношения в коллективе, что очень важно в смешанной группе, поскольку изначально взаимоотношения в подобном коллективе являются сложными из-за возрастных различий.
При работе с разновозрастной группой необходимо в большей степени ориентироваться на слабых учеников. В связи с этим большое внимание уделяется обучению элементам плавательных движений. В результате на первое место выходит метод разучивания по частям. Более способные и обученные ученики при этом смогут лучше прочувствовать отдельные элементы техники отдельных способов плавания и углубить понимание двигательного действия, тем самым выйти на новый этап обучения.
При разучивании способа плавания в групповых занятиях преимущественно применяется поточный метод обучения, поскольку при этом повышается плотность урока и контроль выполнения учебных заданий. Но применение этого метода в разновозрастной группе становится возможным только с применением дополнительного плавательного оборудования: ласты для младших; лопатки и колобашки, пояса с отягощением — для старших учеников. С помощью этих же средств можно регулировать физическую нагрузку, которую необходимо дозировать в соответствии с возрастными возможностями учеников.
Выводы и рекомендации
1. В научно-методической литературе недостаточно сведений об особенностях проведения групповых занятий с детьми, отличающимися по возрасту, уровню физической и плавательной подготовленности.
2. Педагогические наблюдения показали, что дети разного возраста могут неплохо ладить между собой и даже во многом помогать друг другу, занимаясь в одной группе. При разнообразной организации занятий у всех детей наблюдается устойчивый интерес, желание и возможность совершенствовать свои способности.
3. Обучение детей разного возраста в одной группе наиболее эффективно при учете возрастных особенностей восприятия, физических способностей и психологических нюансов, поэтому необходима избирательность методов обучения и применение различных вспомогательных средств: лопаток, колобашек, ласт, поясов, досок.
1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., Просвещение, 1974. – 192с.
2. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 96с.
3. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студ. ВУЗов. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — С. 186 — 189.
4. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.- М., 2004. – 256с.
5. Ганчар И.Л. Теория и методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования. — Ч.2: Учебник — Одесса 2006. – 696с.
6. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний: Учебник. – М.: Советский спорт, 2001. — С. 6 — 43.
7. Костомарова Т.В., Качанов И.А.// Физическая культура в школе. – М.: Педагогика, 1985-№12. — С. 49 — 51.
8. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. С. 11 -14.
9. Никитский Б.Н.Плавание. — М.: Просвещение, 1975. — 207с.
10. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: 1962. — С. 33 -57.
11. Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», том III (г. Москва, 24-27 мая 2003г.). – С. 40-41.
12. Плавание: Учебник для вузов /Под общей ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. — С. 250-256.
13. Программа начального обучения плаванию для ДЮСШ: Советский спорт, 2001. — С. 6 — 43.
14. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. — М. Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
15. Универсальная программа начального обучения детей плаванию.// Физическая культура в школе. – М.: Педагогика.-1983.- №2 – С.27.
16. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед.институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фербер. М.: Просвещение, 1990. — С. 151- 247.