Павлова Т. Н., канд. пед. наук, доц.
Чистова Н. А., канд. пед. наук, доц.
Ахмедшина И. В., инструктор по плаванию ГОУ д/с №367 ВАО г. Москвы
Гармоничное формирование и развитие организма ребенка возможно лишь при достаточной двигательной активности. Движение является естественной биологической потребностью детей, а ограничение мышечной активности приводит к тому, что на последующих возрастных этапах эффективность освоения жизненно необходимыми навыками снижается. Именно поэтому с первых месяцев жизни ребенка необходимо стимулировать двигательную активность.
Наряду с физическими упражнениями и массажем для стимуляции двигательной деятельности широко используется плавание. Занятия в воде являются стимулом к активному развитию малыша, воздействуют практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания.
При плавании значительная нагрузка приходится на дыхательную систему, так как давление воды на грудную клетку затрудняет вдох, а при выдохе в воду необходимо преодолеть сопротивление воды. При систематических занятиях в воде у детей отмечается улучшение подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких, вырабатывается рациональный ритм дыхания. Дыхание при плавании учащается, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Давление воды на подкожное венозное русло, а также состояние гидростатической невесомости при горизонтальном положении тела способствуют притоку крови к сердцу и облегчают его работу.
Занятия в воде, вне всяких сомнений, оказывают выраженный положительный эффект на организм занимающихся. Однако следует крайне осторожно начинать занятия плаванием с детьми раннего возраста. Наряду с несомненным положительным влиянием занятий в воде, несоблюдение ряда правил может нанести вред здоровью ребенка.
В последнее время в средствах массовой информации и интернете идет пропаганда занятий плаванием с детьми грудного возраста. Занятия в бассейне в сочетании с посещением сауны провозглашаются как панацея от всех болезней и чуть ли не единственный эффективный способ занятий физическими упражнениями. При этом речь идет именно об обучении плаванию, что весьма сомнительно по отношению к детям столь раннего возраста. Процесс обучения чему-либо всегда предполагает двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий, так и обучаемый. Про обучение можно говорить, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, когда у него появится способность к обучению. Наблюдения за подобным «обучением» поражает степенью некомпетентности родителей и инструкторов. Нарушаются все нормы и правила, которые должны ставиться во главу угла при работе с маленькими детьми.
Одним из самых грубейших нарушений при занятиях с детьми грудного возраста является несоблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к месту проведения занятий плаванием. В условиях домашней ванны или бассейна при детской поликлинике соблюдать необходимые требования к поддержанию чистоты воды достаточно легко. Однако в последнее время получили широкое распространение занятия с грудными детьми в условиях массовых бассейнов. Активная реклама в интернете призывает родителей заниматься с детьми в условиях бассейна массового посещения, что является категорически непригодным для детей раннего возраста. Занятия проводят зачастую неквалифицированные инструкторы, при этом отсутствует медицинский контроль. Не соблюдаются основные правила по времени проведения занятий (ребенок находится в воде 45-60 минут вместо положенных 15-20 минут), температурному режиму воды (28-300С вместо 34-360С). В дополнение к занятиям в воде родителям и детям предлагается посещение сауны, что также не может быть рекомендовано в массовом порядке детям раннего возраста. Сауна оказывает значительную нагрузку на организм и имеется много противопоказаний к её посещению. Педиатры предупреждают, что маленькие дети переносят перегревание хуже, чем переохлаждение. Терморегуляция организма маленького ребенка еще несовершенна и перегревание опасно для здоровья ребенка, так как возможно возникновение сердечной аритмии. Посещение сауны категорически не рекомендуется детям с нарушениями ЦНС, склонностью к судорогам, при эпилепсии, наличии эндокринных нарушений и кожных заболеваний.
Вода и бортик в искусственных плавательных бассейнах должны быть безопасными в эпидемическом отношении. Вода действует на кожу, слизистые оболочки глаз и носа, попадает в уши. В случае загрязнения воды через нее могут передаваться различные заболевания (кишечные инфекции, кожные, глазные болезни), возбудители протозойных заболеваний.
В каждом бассейне работает служба водоподготовки, которая регулярно контролирует работу очистных сооружений и качество воды (химический и бактериологический состав, температуру). В случае отклонения от санитарных норм немедленно принимаются необходимые меры по обеззараживанию. Соблюдение элементарных гигиенических правил позволяет предотвратить загрязнение воды. Однако микрофлора, относительно безопасная для взрослого человека с достаточно высоким уровнем иммунитета, может быть источником серьезных проблем для маленького ребенка. Естественное любопытство ребенка, который только начинает ползать или ходить, заставляет его пробовать на вкус и трогать разные предметы в бассейне: бортики, сливные решетки, кафель на полу и в душевых, скамейки в раздевалках и т.д.
Во время занятия в воде происходит неизбежное попадание воды в рот и нос. Однако взрослого или ребенка сознательного возраста обязательно обучают правильному дыханию при занятиях плаванием: вдох через рот, а выдох через рот и нос. Маленький ребенок делает вдох и выдох только через нос или только через рот (в случае заложенности носа). Втягивание воды носом помимо неприятных ощущений в носоглотке часто приводит к попаданию воды в ушные каналы и вызывает воспаление среднего уха.
Другим важным моментом при занятиях в воде является соблюдение правильного температурного режима. Для правильного применения водных процедур необходимо знать о влиянии холодной воды на организм человека. На действие холодной воды организм отвечает энергичной реакцией. Вследствие резкого сужения сосудов кожи кровь устремляется к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной (первая фаза). В это время человек испытывает чувство холода. Вслед за первой фазой наступает вторая, когда организм начинает усиленно вырабатывать тепло. Кровеносные сосуды кожи расширяются, кровь приливает к коже, и ощущение озноба сменяется приятным чувством теплоты. Сужение сосудов в первой фазе и их расширение во второй фазе служат гимнастикой кожных сосудов, которая совершенствует их деятельность при изменении температурных условий.
Если охлаждение продолжается слишком долго, может наступить третья фаза: кровеносные сосуды кожи остаются расширенными, движение крови в них замедляются, начинается застой крови и появляется вторичный озноб. Эти явления указывают, что организм начинает терять большое количество тепла. При закаливании водой ни в коем случае не следует допускать наступления третьей фазы. В случае ее появления необходимо прекратить водные процедуры и согреться. Для взрослых людей закаливание рекомендуют начинать с температуры воды 33-340С, постепенно снижая ее на 10С каждые несколько дней. При занятиях с детьми первого года жизни начинают купания с температурой воды 370С и снижают ее на 10С в месяц. Основным закаливающим фактором является именно температура воды, а не продолжительность водной процедуры. Снижение температуры воды должно быть постепенным, в противном случае вместо закаливания получится прямо противоположный эффект: иммунитет ребенка снижается, что, в свою очередь, может привести к различным заболеваниям. Одной из особенностей периода раннего детства является чрезвычайная подвижность организма: на нем легко отражаются как положительные, так и отрицательные влияния. Именно поэтому очень важно создать ребенку хорошие гигиенические условия и правильно воспитывать его, чтобы заложить основы крепкого здоровья и хорошего характера.
Как правило, температура воды в бассейнах поддерживается на уровне 26-270С в тренировочных ваннах и в пределах 28-300С в детских бассейнах. В детских ваннах проводятся занятия учебно-тренировочных групп с детьми в возрасте 5-7-ми лет и старше. Температура воды на уровне 300С не позволяет детям замерзать, если они активно двигаются (плавают, играют, прыгают, ныряют). Но даже в этом случае специалисты не рекомендуют детям находиться в воде более 45 минут, чтобы избежать переохлаждения организма. Быстрее замерзают дети с недостаточной массой тела и те, кто мало двигается.
В научно-методической литературе принято разделять обучение плаванию детей первого года жизни на 5 этапов. Количество занятий на каждом этапе достаточно велико (от 25 до 50). Это объясняется тем, что ребенок в этом возрастном периоде еще не обладает необходимым запасом двигательных умений и навыков, а структуры головного мозга активно развиваются. Обучения в данном возрасте основано на использовании рефлексов (дыхательный, толчковый) и простейших движений. Содержание занятий в воде с детьми раннего возраста составляют следующие упражнения: покачивания, проводки (на груди, на спине), погружения, скольжения. В дальнейшем добавляют передвижения по дну ванны, игры, плавание и ныряние с поддержкой взрослого.
Эффект от занятий будет только в том случае, если они будут носить систематический характер (не реже 5 раз в неделю). В противном случае двигательные навыки не будут закрепляться. По данным зарубежных исследований (Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В., 2005), проведение занятий по плаванию 1 раз в неделю на протяжении 10 месяцев с детьми первого года жизни не позволяет научить их плавать на груди и на спине. Около 60% детей осваивают лежание на спине, до 30% малышей могут лежать на груди и только 2% детей могут научиться нырять.
Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания – это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). А потому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.
Научными исследованиями показано, что к первому году жизни практически все движения ребенка еще не очень точны, так как не сформирован баланс мышц-антагонистов, несовершенна нервно-мышечная регуляция, появляются новые движения (ссылки у Д.А.Фарбер, М.М.Безруких с соавт., 2009). В этом возрасте ребенок способен выполнить простейшие действия по инструкции взрослого (найти взором требуемый предмет), но при этом легко отвлекается на раздражители окружающей обстановки, из-за чего часто не выполняет инструкцию. Только к 2,5-3 годам ребенок становится способным подчинять свои действия инструкции взрослого, а ее регулирующая роль приобретает стойкий характер. Особую роль в регуляции движений играет мозжечок. Он регулирует мышечный тонус и позу, обеспечивает плавность движений и тесто связан с серийными движениями. Все области коры больших полушарий посылают информацию в мозжечок, к нему поступают также сигналы из всех сенсорных систем. В соответствии со схемой управления ритмическими движениями, разработанной Ю.И.Аршавским с соавт. (1984), мозжечку отводится роль своего рода «центрального диспетчера», обеспечивающего координацию синергий, контролирующих движение, и разнообразную информацию о состоянии окружающей среды. В развитии коры мозжечка выделяют три этапа существенных морфологических преобразований: первый — от рождения до 5 лет, второй – от 6 до 12 лет и третий – от 13-14 лет до 20 лет. Исследованиями показано, что даже такой рано формирующийся навык локомоций, как ходьба, к 4-м годам по сравнению с началом ходьбы совершенствуется, однако система регуляции этих движений еще несовершенна, нестабильна и неритмична, отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шага непостоянна. Только в дошкольном возрасте начинается развитие содружественных движений ног и рук. При плавании в работу включаются как ноги, так и руки, при этом движения выполняются в горизонтальном положении и дыхание выполняется в непривычных и сложных условиях.
Таким образом, по нашему мнению, не следует форсировать обучение плаванию с детьми раннего возраста. Нельзя требовать от ребенка того, что еще недоступно ему в силу незрелого возраста, а также доверять здоровье малыша некомпетентным людям, желающим заработать на естественном стремлении родителей дать ребенку лучшее. Грамотное использование плавания как средства физического развития будет иметь несомненное положительное влияние, а пренебрежение элементарными гигиеническими и методическими требованиями к проведению занятий в воде можно нанести вред здоровью малыша.
Наиболее целесообразным представляется обучение плаванию в детских дошкольных учреждениях, где занятия в воде чередуются с другими формами физкультурно-оздоровительной работы. Сочетание занятий в бассейне с регулярными занятиями физкультурой, играми, рациональным режимом дня дает положительный эффект в укреплении здоровья детей. Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий, строго по возрастным группам и не менее 2-х раз в неделю. Занятия в бассейне в детских садах проводятся с учетом возраста детей: продолжительность урока в младшей группе — 15-20 минут, в средней группе – 25-30 минут, в старшей группе – до 40 минут.
Для освоения программы по обучению плаванию в каждой возрастной группе требуется не менее 60 часов занятий. Для создания прочного навыка плавания у ребенка необходимо, чтобы занятия носили систематический характер. В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный подход, так как организм ребенка еще не сформирован и физические возможности детей очень разнятся. Специалисты ДОУ проводят строгий учет пола, возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степени освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий и реакции на физические нагрузки.
В группе детей младшего возраста проводятся различные упражнения с поддержкой, подводящие к лежанию на спине и на груди, а также буксировка, позволяющая ребенку ощутить правильное положение тела, выпрямить руки и ноги. Дети осваивают различные передвижения по дну бассейна (бег, ходьба, прыжки). Большинству детей этого возраста не свойственна боязнь воды, они очень подвижны, любят брызгаться, играть, ползать или лежать на дне на мелком месте. Все упражнения сначала выполняются на небольшой глубине (примерно на уровне колен), постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Необходимо внимательно следить за детьми, не выпускать из поля зрения ни одного человека, так как малыш может поскользнуться, потерять равновесие, быть сбитым волной с ног. Педагог должен быть готов в любую минуту помочь ребенку. Передвижения в воде дети могут выполнять как индивидуально, так и в парах, используя разнообразные движения руками. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям (задержка дыхания, выдох в воду). Преодоление давления воды на грудь и брюшную полость способствует развитию дыхательной мускулатуры, что является очень важным для маленьких детей, особенно часто болеющих респираторными заболеваниями. Обучение правильному дыханию продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте.
При обучении плаванию детей 4-5-ти лет (средний дошкольный возраст) закрепляются навыки и умения, приобретенные ранее. Необходимо постепенно усложнять упражнения, а также стремиться к тому, чтобы дети выполняли их без поддержки взрослого и на большей глубине. Ознакомление с новым учебным материалом на суше важно, так как пребывание в воде возбуждает малышей, их внимание рассеивается и они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснения без движения в воде, дети быстро замерзают. Особенно важен показ упражнений, проводимых в воде. Дети не только зрительно воспринимают структуру и последовательность движений, но и убеждаются в том, что выполнение их в воде вполне возможно. Успешность освоения нового движения зависит от двигательного опыта ребенка, уровня его физического развития, личностных качеств. Необходимо хвалить детей, у которых хорошо получается упражнение и привлекать их к демонстрации. Вместе с тем, нужно всячески поддерживать отстающих детей, чтобы не отбить у них желание к занятиям в бассейне. Пояснения, замечания необходимо делать доброжелательно и доступным языком. У детей среднего дошкольного возраста преобладает образное мышление, поэтому целесообразно использовать образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений, которые помогают создать реальное представление о выполнении упражнения и облегчают понимание. Однако нужно помнить, что чрезмерное увлечение занимательностью образа может отрицательно влиять на четкость выполнения и дисциплину.
Программа обучения плаванию в средней дошкольной группе включает сложные передвижения в воде (с доской в руках, с различными движениями руками, спиной вперед и др.), выпрыгивания из воды с последующими погружениями с головой под воду, открывание глаз в воде. Умение открывать глаза в воде крайне необходимо, так как помогает сохранять нужное направление движения, контролирует положение тела в воде, облегчает ориентировку во время ныряния и доставания предметов со дна.
В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся более сложные задачи: освоение спортивных способов плавания. В случае перехода ребенка из средней группы в старшую, порядок проведения занятий остается прежним. Имеющаяся у ребенка техническая подготовка позволит решить задачи данного этапа обучения. При обучении новичков занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.
На данном этапе обучения дети разучивают технику плавания способами кроль на груди и на спине и знакомятся с плаванием способами брасс и дельфин. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
При работе с детьми с разным уровнем подготовленности организация и приемы работы преподавателя на первых порах имеют существенные различия. С подготовленными детьми целесообразно сразу приступить к разучиванию движений ногами, руками, в согласовании с дыханием и полной координации движений в кроле. Параллельно и овладением новыми умениями и навыками совершенствуются скольжение, выдохи в воду и другие движения, усвоенные ранее.
С новичками обучение начинают с подготовительных упражнений (передвижения, скольжения, выдохи в воду). Только после уверенного овладения этими навыками можно перейти к разучиванию способа плавания в целом. Необходимо помнить, что старшие дошкольники гораздо быстрее осваиваются в воде, чем малыши. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость, волевые качества, способны оценить свое поведение и достижения. Поэтому период освоения с водой старших дошкольников значительно короче, чем детей младшего возраста. Однако ни в коем случае не следует форсировать обучение. Важно, чтобы дети проделали все основные упражнения из каждого раздела. На первом году обучения старших дошкольников не следует требовать полного усвоения техники плавания. Достаточно, если она будет воспроизводиться в общих чертах.
В старшей группе во время бесед, просмотров фото- и видеоматериалов у детей расширяются знания об оздоровительном и прикладном значении плавания, а также они получают наглядное представление о правильной технике спортивных способов плавания. Осознанное отношение к обучению помогает лучше и быстрее усвоить все необходимые навыки. В этот период обучения важно, чтобы дети выработали согласованность движений ног с дыханием. Овладение этим навыком требует от детей значительных усилий, оно не дается быстро. Необходимо объяснять, что вдох должен быть короче, чем выдох. Дыхание под счет вначале разучивается на суше, а затем в воде. Поворот головы для вдоха и выдоха в кроле на груди предварительно осваивается в воде на мелком месте или с опорой о бортик. Наиболее сложным для дошкольников являются техника работы руками и сочетание всех движений с дыханием. Вначале детям можно разрешать простейшие, наиболее удобные для них движения руками, а затем постепенно приучать к правильной координации движений рук в кроле.
Плавание на спине для многих детей оказывается легче для освоения. При обучении плаванию детей дошкольного возраста нужно давать им возможность пробовать плавать всеми способами кролем на груди, кролем на спине, брассом и дельфином. Склонность ребенка к тому или иному способу плавания обязательно учитывается наряду с его индивидуальными особенностями, так как в таком случае результаты обучения будут лучше.
В начальном обучении плаванию широко используются различные вспомогательные средства: круги, пояса, плавательные доски, надувные манжеты, шесты, ласты и другие.
При обучении плаванию детей раннего и младшего дошкольного возраста вспомогательные средства обязательны и должны обеспечить максимальную безопасность. Наиболее часто используют надувные средства – жилеты, подголовники, нарукавники, круги. Главным является обеспечение высокого положения головы (над водой) с тем, чтобы ребенок не смог захлебнуться. Следует отметить, что необходим строгий контроль тренера или родителей, так как ни одно поддерживающее средство не дает абсолютной безопасности.
Использование ласт позволяет существенно ускорить процесс обучения детей плаванию. Плавание в ластах на этапе начального обучения позволяет решить ряд задач: 1) научить правильному движению стопой («выхлест») в плавании способами кроль на спине и на груди, дельфин; 2) почувствовать хорошую опору о воду, что облегчает освоение движений руками и дыхания; 3) освоить большое количество упражнений с первых же занятий; 3) развить и укрепить мышечные группы, необходимые для плавания; 4) быстрее освоить навык ныряния. Особенно важно использование ласт в случае отсутствия неподвижной опоры (дно), когда рост ребенка не позволяет ему стоять на дне. Плавание в ластах в таком случае дает ребенку уверенность в своих силах, снижает чувство страха.
1. Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В. Методика обучения плаванию грудных детей и детей до четырех лет в Варшаве // Сб.: Плавание – 4. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. – Под общей редакцией Петряева А.В. – СПб: «Плавин», 2005. – С.197-204.
2. Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. М., «Физкультура и спорт», 1977.- С.62-63.
3. Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Матер. VII Межд. научн. конгр. «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»,т.3 (г.Москва, 23-24 мая 2003г.).- М., 2003.- С.40-41.
4. Плавание: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 2001. – 400 с., ил.
5. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка /Под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2009.-432 с.
6. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. — М., 1980. — 143 с.