Т.Н. Павлова, Н.А. Чистова
Российский государственный университет физической культуры
Введение. Процесс адаптации, протекающий по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и реализованного в его рамках фенотипа. Это обуславливает необходимость использования в исследовательской и практической работе принципа индивидуального подхода. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических механизмов («субсистем»), которые, в зависимости от «потребностей» конкретной целостной системы, могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в качестве ее компонентов (С. Е. Павлов, 2000; Павлов С. Е., Кузнецова Т. Н., Афонякин И. В., 2001; Павлова Т. Н., 2001). С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания – это построение предельно специфической системы плавательных движений осуществляемое в конкретных средовых условиях (вода).
Цель настоящей работы – обоснование эффективности физиологически обоснованного подхода к начальному этапу обучения детей плаванию, заключающегося в обязательном учете и активном использовании уже сложившихся у ребенка двигательных стереотипов.
Методы. Педагогический эксперимент проводился на протяжении 3-х лет. В нем приняли участие 113 испытуемых в возрасте от 3-х до 10 лет. Обучение плаванию проводилось, согласно педагогическим традициям, с учетом индивидуальных особенностей обучаемого: возраста, физического развития, психологических особенностей. Но, прежде всего, оценивался исходный уровень плавательной подготовленности и качественные характеристики сложившихся у детей к началу занятий плаванием двигательных стереотипов, в соответствии с которыми выявляли предрасположенность ребенка к обучению тому или иному способу плавания.
Результаты.
Таблица 1. Распределение контингента испытуемых по способу плавания, индивидуально предпочтительному для начала обучения.
Обсуждение. Традиционная методика обучения плаванию предлагает начинать обучение со способа кроль на спине, затем следует освоение кроля на груди, дельфина и брасса. Вместе с тем, по нашим наблюдениям, подавляющее большинство детей (особенно младшего возраста) с легкостью осваивают технику плавания кролем на груди и, напротив, неохотно плавают на спине. Боязнь плавания на спине объясняется рядом причин: нахождение в непривычной среде, отсутствие твердой опоры, ограничение зрительного и слухового контроля, ощущение дискомфорта при попадании воды в нос и др. Большинство детей осваивают технику плавания на спине лишь после того, как овладеют прочными навыками движений ногами и научатся делать выдохи в воду, а также задерживать дыхание на длительное время. По данным нашей работы большая часть детей предпочитает начинать обучение с кроля на груди. Из детей дошкольного возраста только одна треть из них успешно осваивает в первую очередь кроль на спине. Вместе с тем, около 12% детей (из общего числа детей, принявших участие в нашем эксперименте) обнаружили предрасположенность к выполнению одновременных и симметричных движений ногами, сходными с движениями ног при плавании брассом. Выполнение поочередных движений прямыми ногами с оттянутой стопой для таких детей менее удобно, — они предпочитают выполнять попеременные толчковые движения ногами. Поэтому представляется более целесообразным начинать обучение данного контингента именно со способа брасс, так как это позволит им быстрее и эффективнее овладеть жизненно важным навыком плавания.
Заключение. Индивидуальные генетические и фенотипические особенности детского организма обуславливают, в том числе, индивидуальный подход в выборе тактики обучения детей плаванию.
Выводы.
• При начальном обучении плаванию целесообразно применять индивидуальный подход к выбору того или иного способа плавания.
• Индивидуальный подход позволяет в полной мере использовать двигательные особенности и способности обучаемого плаванию и способствует более быстрому формированию необходимых плавательных навыков и умений.
1. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
2. Павлов С. Е., Кузнецова Т. Н., Афонякин И. В. Современная теория адаптации и опыт использования ее основных положений в подготовке пловцов // «Теор. и практ. физ. культ.», № 2, 2001 / «Тренер» (журнал в журнале). – С. 32-37
3. Павлова Т. Н. Современные технологии подготовки высококвалифицированных пловцов / «Спорт, медицина и здоровье», №2 (2) 2001. – С. 42-45.
Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», том III (г. Москва, 24-27 мая, 2003 г.). – С. 40-41