Юферев В.С.1, Павлова Т.Н.2
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия
2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия
Аннотация. Указывается, что подготовка юных пловцов должна учитывать законы адаптации, соответствовать возрасту и спортивной квалификации. Представлены спортивно-педагогические принципы тренировки. Определены соотношения объема и интенсивности тренировочной работы пловцов для обеспечения роста их специальной тренированности на протяжении индивидуального адаптационного периода. Предложена модификация комплексного метода построения периодов подготовки спортсменов. Прослежена динамика тренировочных результатов юных пловцов.
Ключевые слова: подготовка юных пловцов, построение тренировочного процесса, специфика и стандартизация тренировочных нагрузок
A MODERN OPTIMIZED APPROACH IN TRAINING YOUNG SPRINTER SWIMMERS
Yuferev V.S.1, Pavlova T.N.2
1 Crimean Federal University V.I. Vernadsky, Russia,
2 Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia
Abstract. It is indicated that the training of young swimmers should take into account the laws of adaptation, correspond to age and sports qualifications. The sports and pedagogical principles of training are presented. The ratios of the volume and intensity of the training work of swimmers were determined to ensure the growth of their special fitness during the individual adaptation period. A modification of the complex method for constructing periods of training athletes is proposed. The dynamics of training results of young swimmers is traced.
Keywords: training of young swimmers, construction of the training process, specificity and standardization of training loads
О роли адаптационных процессов в спортивной деятельности человека в своих публикациях упоминает большинство спортивных теоретиков. Однако лишь единицы из них понимают, что законы развития и адаптации человеческого организма являются основой спортивно-педагогического процесса и что именно на основании этих законов могут быть созданы эффективные — общая теория и методика спорта и теория, и методика избранных видов спорта.
С. Е. Павловым (2010) доказана абсурдность широко распространенных в спортивной педагогике представлений о принципах и механизмах адаптационного процесса [16]. Им же описаны реально действующие законы адаптации, которые базируются на теории функциональных систем, описанной П. К. Анохиным еще в 1935 году. Согласно этим законам: 1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен. 2. Любая деятельность организма предельно специфична как по ее внешним параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам работы организма, осуществляющего данную деятельность. 3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют «суммарной» специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. 4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. [12]. Кстати, еще в начале 80-х годов ХХ века заведующий кафедрой спортивной физиологии Московского областного государственного института физической культуры, доктор медицинских наук, профессор В.С.Фомин писал, что в процессе тренировок вырабатывается и закрепляется конкретная функциональная система, которая и реализуется в спортивной деятельности. Тренер вместе со спортсменом должны строить функциональную систему (или – «набор» функциональных систем) соревновательного двигательного акта (или – «набора» соревновательных двигательных актов) – с доступным спортсмену на данном этапе его развития спортивным результатом [13, 14, 17, 19, 20].
Восстановление после тренировочных нагрузок – обязательная составляющая спортивного развития. Для практики спорта важно, чтобы восстановление во время отдыха происходило не до первоначального уровня (компенсация), а с «избытком» – с достижением стадии суперкомпенсации. Именно достижение стадии суперкомпенсации восстановления организма спортсмена является одной из физиологических основ повышения уровня тренированности в результате спортивных тренировок [19, 20, 23]. Педагогические методы восстановления являются основными в спорте, поскольку именно они определяют режим и правильное сочетание тренировочных нагрузок и отдыха во время и после тренировочных занятий – на всех этапах подготовки спортсменов. Построение спортивно-педагогического процесса без учета законов протекания восстановительных реакций организма – неэффективно [19, 20].
Одна из проблем, возникающих при построении тренировочного процесса – реализация положительного переноса тренированности с дополнительных тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение. Автоматический «положительный» «перенос тренированности» с тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение осуществляется в ±10-15%-ом «коридоре специфичности» выполняемого упражнения [19, 20, 22]. При этом следует знать, что структурно-функциональная специфичность любого двигательного акта определяется не только его «внешним рисунком», но и его двигательными характеристиками [16, 19, 20].
Идеи Н. А. Бернштейна [2] о наличии у человека «физических качеств» были внедрены в теорию и методику физического воспитания с «подачи» В. М. Зациорского [9]. Эти идеи были безоговорочно приняты абсолютным большинством спортивных теоретиков. Однако отдельные спортивные специалисты еще в 50-х годах писали, что говорить нужно не о «физических качествах» спортсмена, а о характеристиках его конкретных движений [26]. Закон о структурно-функциональной специфичности конкретных двигательных актов человека перечеркивает саму возможность существования абстрактных «физических качеств» его организма. Отдельных «физических качеств» не существует! Любой двигательный акт человека всегда может быть описан исключительно комплексом присущих ему двигательных характеристик. Причем в спортивной деятельности двигательные характеристики каждого конкретного двигательного акта всегда выступают не самостоятельно, а своими востребованными в этой деятельности долями [17, 19, 20].
С. Е. Павловым с соавт. (2019, 2020) заявлено, что большинство спортивно-педагогических принципов противоречат реально действующим законам адаптации [19, 20]. В противовес этим принципам в практике спорта предлагается использовать принципы: целенаправленности тренировочного процесса; оптимизации тренировочных нагрузок; сбалансированности тренировочных нагрузок; возрастной и квалификационной адекватности тренировочных нагрузок; единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки спортсмена; физиологически обусловленной цикличности тренировочного процесса [19, 20]. Теми же авторами заявлено, что тренировочный процесс на всех этапах подготовки спортсмена должен обеспечивать рост уровня специальной тренированности спортсмена, а полная реализация достигнутого спортсменом уровня специальной тренированности возможна лишь в состоянии спортивной формы. При этом указывается, что состояние «спортивной формы» достигается спортсменом в процессе адаптации его организма к тренировочным нагрузкам, в которых регулярно «присутствует» соревновательное упражнение и в результате достижения спортсменом состояния абсолютной адаптированности к выполнению соревновательного упражнения. Кроме того, отмечается, что возможность достижения состояния «спортивная форма» зависит от выбора метода построения периодов подготовки спортсмена [19, 20].
В большом числе публикаций доказывается неэффективность широко распространенного в теории и практике спорта периодизационного метода построения циклов подготовки спортсменов [1, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 25, 27, 28 и др.]. А. П. Бондарчуком в 70-х годах ХХ века был разработан комплексный метод построения периодов подготовки [5]. Высокая эффективность данного метода была доказана им на практике. Суть комплексного метода – выполнение спортсменом на протяжении индивидуального адаптационного периода стандартной целенаправленной оптимизированной тренировочной работы [19, 20]. Эффективность использования данного метода в практике подготовки пловцов была доказана в экспериментальных работах в конце ХХ века [13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 24].
В качестве основных положений в нашей работе были использованы следующие представления: вне зависимости от последующей специализации пловцов на той или иной дистанции, юные пловцы должны научиться быстро плавать изначально на коротких дистанциях; подготовка пловцов должна носить целенаправленный специфический характер; соотношения объема и интенсивности тренировочной работы должны быть оптимальными, соответствовать возрасту и спортивной квалификации пловцов и обеспечивать рост их специальной тренированности; стандартизация тренировочной нагрузки должна обеспечить условия для приспособления к ней на протяжении индивидуального адаптационного периода и позволить спортсменам войти в состояние спортивной формы [4, 19, 20].
В практической работе с юными пловцами мы использовали собственную модификацию комплексного метода построения периодов подготовки спортсменов [5]. В работе принимали участие пловцы (юноши и девочки) в возрасте 11-15 лет. Для проведения тренировочных занятий нам был доступен только арендуемый за наш счет 20-метровый бассейн. Пловцы тренировались 1 раз в день 4 раза в неделю по схеме – 2 тренировочных дня, 1 день отдыха, 2 тренировочных дня, 2 дня отдыха. Тренировочная работа состояла из: разминки – 2-3-кратного проплывания дистанции 40 метров вполсилы избранным способом плавания; работы над техникой плавания избранным способом — 6х40 метров; двукратного проплывания дистанции 40 метров с максимальной скоростью; 6-кратное проплывание дистанции 40 метров на среднем уровне интенсивности выполняемой пловцами работы. Общий объем эффективной плавательной работы составил 680 метров.
В представленных ниже графиках отображена динамика тренировочных результатов проплывания с максимальной скоростью дистанции 40 метров избранным способом плавания отдельных спортсменов (юноши), относительно эффективно отработавших в представленном цикле подготовки.
Рисунок 1. Динамика тренировочных результатов двукратного проплывания с максимальной скоростью дистанции 40 метров избранным способом плавания спортсмена И-ука А., 2009 г. р.
Пловец И-ук А., 2009 г. р. только на 41-м тренировочном занятии стал прилагать максимум сил для повышения своего спортивного результата. Об этом можно судить по явному различию результатов в 1-м и 2-м проплываниях 40-метровой дистанции с максимальной скоростью. В результате спортсмену за 59 тренировочных занятий не удалось достичь состояния спортивной формы, но удалось повысить уровень своей специальной тренированности и улучшить результаты в проплывании 40-метровой дистанции.
Рисунок 2. Динамика тренировочных результатов двукратного проплывания с максимальной скоростью дистанции 40 метров избранным способом плавания спортсмена Т-ева В., 2006 г. р.
Динамика тренировочных результатов в проплывании 40-метровой дистанции пловца Т-ева, 2006 г. р. свидетельствует о неумении спортсмена настраиваться на скоростную работу и полностью «выкладываться» на коротких дистанциях. Особенно ярко об этом свидетельствуют результаты с 39-го по 49-е тренировочные занятия, в которых время проплывания с максимальной скоростью во второй попытке было лучше времени, продемонстрированного спортсменом в первой попытке. Подобное мы многократно наблюдали ранее на примере пловцов, которые годами выполняли на тренировках высокообъемную медленную работу. Данному спортсмену также не удалось достигнуть состояния спортивной формы, тем не менее за цикл подготовки он повысил уровень специальной тренированности и улучшил свои спортивные результаты в спринтерском плавании.
Рисунок 3. Динамика тренировочных результатов двукратного проплывания с максимальной скоростью дистанции 40 метров избранным способом плавания спортсмена М-ова Я., 2005 г. р.
Динамика тренировочных результатов в проплывании 40-метровой дистанции пловцом М-овым Я., 2005 г. рожд. также свидетельствует о том, что данный спортсмен до 36-го тренировочного занятия не прилагал достаточных усилий для улучшения своего результата на указанной дистанции. Существенную роль в этом сыграла многолетняя «привычка» плавать на тренировках долго и медленно. Об этом же свидетельствует и то, что с 36-го по 60-е тренировочное занятие спортсмен, как правило демонстрировал лучшие результаты не в 1-х, а во 2-х попытках проплывания с максимальной скоростью 40-метровой дистанции. Фактически спортсмен, начиная с 36-го тренировочного занятия изменил специфику своей тренировочной работы и поэтому просто не успел к 60-му тренировочному занятию войти в состояние спортивной формы. Тем не менее, уровень специальной тренированности данного пловца за представленный цикл подготовки существенно повысился, что позволило ему улучшить исходный спортивный результат в спринтерском плавании.
Принцип целенаправленности тренировочной работы требует от спортсмена приложения на каждой тренировке максимума сил для улучшения его прежнего лучшего спортивного результата. Реализации данного принципа никоим образом не способствует многолетняя привычка выполнять на тренировках в бассейне высокообъемную тренировочную работу, как это практикуется уже много десятилетий в спортивных школах. Более того, регулярное выполнение такой работы на протяжении нескольких лет неизбежно вызывает в организме каждого спортсмена специфические адаптационные изменения, способствующие привыканию его организма именно к такой работе. В результате, даже при условии, что тренировочные занятия пловцов-спринтеров впоследствии будут построены в соответствии с принципами целенаправленности и оптимальности, освоение даже молодыми спортсменами спринтерского плавания и демонстрация высоких спортивных результатов в плавательном спринте становится достаточно проблематичной.
Следует сказать, что благодаря всего лишь двум полноценным циклам подготовки в 2020 году троим воспитанникам тренера В.С. Юферева удалось достичь результатов в плавательном спринте, обеспечивших им место в сборной команде Крыма.
На основании вышесказанного и представленных результатов следует сделать следующие выводы.
1. Динамика спортивных результатов в спринтерском плавании зависит от специфики адаптационных изменений в организме пловца, которые, в свою очередь, напрямую зависят от специфики выполняемой пловцом тренировочной работы.
2. Тренировочная работа в спортивном плавании должна быть целенаправлена, оптимизирована и соответствовать принципу возрастной и квалификационной адекватности.
3. Формирование конкретной функциональной системы (проплывание конкретной дистанции) и достижение желаемого результата в спринтерском плавании требует высокой степени стандартизации тренировочных нагрузок в тренировочных занятиях – на протяжении индивидуального периода адаптации спортсмена к стандартному комплексу нагрузок.
4. Построение процесса подготовки юных пловцов на основе системных законов функционирования и адаптации человеческого организма обеспечивает неуклонный рост специальной тренированности и спортивной результативности спортсменов.
1. Афонякин, И. Критические замечания к практике использования в подготовке высококвалифицированных спортсменов неспецифических (по отношению к избранной спортивной специализации) нагрузок / И. Афонякин, Т. Кузнецова, Н. Чистова, С. Павлов // В сб. тезисов докладов V Международного научного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех», Беларусь, Минск, 5-7 июня 2001. – С. 193.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки. / А. П. Бондарчук. – К. : АН. – 2000. – 568 с.
4. Бондарчук, А. П. Тренированность и спортивная форма / А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов // В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. – С. 193-195
5. Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / А. П. Бондарчук // Наука и современность, № 1 (3), 2015. – С. 35-63
6. Верхошанский, Ю. В. Новые подходы к организации тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры 60 лет: сборник научных трудов. – М., 1993. – С. 205-221.
7. Верхошанский, Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 2. – С. 21-27
8. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е / А. Н. Воробьев. – М.: ФиС, 1977. – 255 с.
9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.
10. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта [текст] / Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
11. Нику, А. Новые взгляды на вопросы периодизации спортивной тренировки. / А. Нику, А. Врабие, К. Флореску // В кн.: Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам спортивной тренировки. М., 1967.
12. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А. С. Павлов. ¬– М. : ОнтоПринт, 2017. – 154 с.
13. Павлов, С. Е. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // Методическая разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК.- М., РГАФК, «Принт-Центр», 1998. — 33 с.
14. Павлов, С. Е. О методологических проблемах подготовки юных пловцов / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // В сб.: XVI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва». — Москва, 5-7 октября, 1999. — С. 67-68.
15. Павлов, С. Е. Современная теория адаптации и опыт использования ее основных положений в подготовке пловцов / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова, И. В. Афонякин // «Теор. и практ. физ. культ.», № 2, 2001 / «Тренер» (журнал в журнале). – С. 32-37.
16. Павлов С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
17. Павлов, С. Е. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с.
18. Павлов, С. Е. Грубейшие ошибки в «классической» теории спорта и физиологические реалии спортивной подготовки / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова // «Научный альманах», № 5-3 (55), 2019. – С. 53-65
19. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2019. – 294 с.
20. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : изд. «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
21. Павлова, Т. Н. Пути повышения эффективности подготовки юных пловцов / Т. Н. Павлова, С. Е. Павлов, П. В. Юшина // Актуальные проблемы подготовки пловцов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: РГУФКСМиТ, 2011. – С. 112-117
22. Разумов, А. Н. «Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности» / А. Н. Разумов, С. Е. Павлов, А. С. Павлов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта), том 11, № 3, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. – С. 42-52.
23. Сергеев, Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки / Ю. П. Сергеев // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, — С.14-19
24. Юшина, П. В. Принципы повышения эффективности тренировки юных пловцов / П. В. Юшина, Т. Н. Павлова, И. Н. Тумилович, С. Е. Павлов // Олимпийский бюллетень №12 – М.: Русь-Олимп, 2011. – С.123-129
25. Якимов, А. М. Допинг – гарант непотопляемости теории спортивной тренировки / А. М. Якимов // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3 – С. 25-26.
26. Яковлев, Н. Н. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки [Текст] / Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис ; Под ред. проф. Н.Н.Яковлева. – Москва : Физкультура и спорт, 1957. — 323 с.
27. Tschiene, P. Il cuclo annuale d’allenamento. SdS Rivista di Cultura / P. Tschiene // Sportiva. – 1985. №4 (2). – P. 16-221.
28. Zanon, S. Kritik der gegenwartigen Theorie des Trainings. / S. Zanon // Leistungssport, 1997, 27(3), 18-19.
References
1. Afonyakin, I. Critical remarks on the practice of using non-specific (in relation to the chosen sports specialization) loads in the training of highly qualified athletes / Afonyakin I., Kuznetsova T., Chistova N., Pavlov S. // Abstracts of the V International Scientific Congress «Olympic Sport and Sport for All», Belarus, Minsk, June 5-7, 2001. — P. 193.
2. Bernstein, N. A. On agility and its development / N. A. Bernstein. — M .: Physical culture and sport, 1991 . — 288 p.
3. Bondarchuk, A.P. Periodization of sports training. / A. P. Bondarchuk. — K.: AN. — 2000. — 568 p.
4. Bondarchuk, A.P. Training and sports form / A. P. Bondarchuk, A. N. Bleer, S. E. Pavlov // In sb. II International Scientific and Practical Conference «Physiological and biochemical bases and pedagogical bases of adaptation to physical loads of different magnitude», Kazan, November 27-28, 2014. — P. 193-195
5. Bondarchuk, A. P. Methods of constructing periods of development of sports form / A. P. Bondarchuk // Science and modernity, No. 1 (3), 2015. — P. 35-63
6. Verkhoshansky, Y. V. New approaches to the organization of training for high-class athletes / Y. V. Verkhoshansky // All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture is 60 years old: collection of scientific papers. — M., 1993 .- S. 205-221
7. Verkhoshanskiy, Y. V. On the way to scientific theory and methodology of sports training / Y. V. Verkhoshanskiy // Theory and practice of physical. culture. — 1998. — No. 2. — S. 21-27
8. Vorobiev, A. N. Weightlifting sport. Essays on physiology and sports training. Ed. 2nd / A. N. Vorobiev. — M .: FiS, 1977. — 255 p.
9. Zatsiorsky, V. M. Physical qualities of an athlete / V. M. Zatsiorsky. — M .: Physical culture and sport, 1966 . — 200 p.
10. Myakinchenko, E. B. Development of local muscular endurance in cyclic sports [text] / E. B. Myakinchenko, V. N. Seluyanov — M.: TVT Division, 2009. — 360 p.
11. Niku, A. New views on the issues of periodization of sports training. / A. Nicu, A. Vrabie, K. Florescu // In the book: Materials of the international scientific conference of socialist countries on the problems of sports training. M., 1967.
12. Pavlov, A. S. Speed and high-speed endurance of hockey players / A. S. Pavlov. – M.: OntoPrint, 2017. — 154 p.
13. Pavlov, S. E. Some physiological aspects of sports training in swimming / S. E. Pavlov, T. N. Kuznetsova // Methodical development for teachers and graduate students of the Russian State Academy of Physical Culture. — M., Russian State Academy of Physical Culture, «Print-Center», 1998. — 33 p.
14. Pavlov, S. E. About methodological problems of training young swimmers / S. E. Pavlov, T. N. Kuznetsova // In: XVI All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of improving the system of training sports reserve». — Moscow, October 5-7, 1999. — P. 67-68
15. Pavlov, S. E. Modern theory of adaptation and the experience of using its basic provisions in the training of swimmers / S. E. Pavlov, T. N. Kuznetsova, I. V. Afonyakin // “Theor. and practical. physical cult.», No. 2, 2001 / «Trainer». — P. 32-37
16. Pavlov, S. E. Physiological foundations of training qualified athletes: a textbook for students of higher educational institutions of physical culture / S. E. Pavlov; MGAFK. — Malakhovka, 2010. — 88 p.
17. Pavlov, S. E. Technology of athletes training / S. E. Pavlov, T. N. Pavlova — Moscow region, Shchelkovo: Publisher Markhotin P. Yu., 2011. — 344 p.
18. Pavlov, S. E. Gross mistakes in the «classical» theory of sports and the physiological realities of sports training / S. E. Pavlov, T. N. Pavlova // «Scientific Almanac», No. 5-3 (55), 2019. — P. 53-65
19. Pavlov, S. E. Modern technologies for training highly qualified athletes / S. E. Pavlov, A. S. Pavlov, T. N. Pavlova — M.: Publishing house «OntoPrint», 2019. — 294 p.
20. Pavlov, S. E. Modern technologies of training highly qualified athletes / S. E. Pavlov, A. S. Pavlov, T. N. Pavlova. — 2nd ed., Rev. and add. — M.: Publishing house «OntoPrint», 2020. — 300 p.
21. Pavlova, T. N. Ways to improve the efficiency of training young swimmers / T. N. Pavlova, S. E. Pavlov, P. V. Yushina // Actual problems of training swimmers: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. — M .: RGUFKSMiT, 2011 .— S. 112-117
22. Razumov, A. N. «Cross adaptation» and the laws of «fitness transfer» / A. N. Razumov, S. E. Pavlov, A. S. Pavlov // Psychological-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sports (Russian journal of physical education and sport), volume 11, number 3, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 2016. — P. 42-52
23. Sergeev, Y. P. About some theoretical developments and the experience of introducing the achievements of biological science into sports practice / Y. P. Sergeev // Scientific sport, news. 1980, 5, — P.14-19
24. Yushina, P. V. Principles of increasing the effectiveness of training young swimmers / P. V. Yushina, T. N. Pavlova, I. N. Tumilovich, S. E. Pavlov // Olympic Bulletin No. 12 — M .: Rus-Olymp, 2011. — p. 123-129
25. Yakimov, A. M. Doping is the guarantor of the unsinkability of the theory of sports training / A. M. Yakimov // Theory and practice of physical culture. — 2000. — No. 3 — S. 25-26
26. Yakovlev, N. N. Physiological and biochemical foundations of the theory and methods of sports training [Text] / N. N. Yakovlev, A. V. Korobkov, S. V. Yananis; Ed. prof. N. N. Yakovleva. — Moscow: Physical culture and sport, 1957. — 323 p.
27. Tschiene, P. Il cuclo annuale d’allenamento. SdS Rivista di Cultura / P. Tschiene // Sportiva. – 1985. №4 (2). – P. 16-221.
28. Zanon, S. Kritik der gegenwartigen Theorie des Trainings. / S. Zanon // Leistungssport, 1997, 27(3), 18-19
Юферев В.С. Современный оптимизированный подход в подготовке юных пловцов-спринтеров / В.С. Юферев, Т.Н. Павлова // Спортивно-педагогическое образование. — 2021. – №1. — С. 19-23.