Павлов А. С., Черенков Д. Р., Павлов С. Е., Давыдов А. П.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Совершенствование специальных скоростных качеств хоккеистов – одна из задач, которые должны решаться в процессе многолетней подготовки квалифицированных игроков в хоккей. Считается, что скоростные способности индивидуума обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию, а наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12-14 лет [Ю. В. Никонов, 2003]. Данная точка зрения диктует ограничения в возможности развития скоростных качеств спортсменов, достигших определенного возраста. Вместе с тем, результаты предварительных исследований дают весомые основания считать, что «скоростные качества» спортсменов поддаются воспитанию и в более позднем возрасте [С. Е. Павлов, Д. Р. Черенков, А. П. Давыдов, Б. А. Ткачев, А. С. Павлов, 2008].
Еще в 1976 году известный спортивный ученый Н. Н. Яковлев писал, что тренировка – это процесс адаптационный. Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру (1987) утверждали: «Механизм адаптации к напряженной мышечной работе лежит в основе неуклонного повышения уровня спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки. Поэтому представление о нем имеет важное значение для дальнейшего развития теории физического воспитания и спортивной тренировки, и, в частности, … практического решения проблем программирования и организации тренировки спортсменов высокой квалификации».
В соответствии с законами адаптации: 1. Организм всегда работает как целостный механизм, и «формирует» поведенческие (двигательные) акты – в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен. 2. Системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного правильного повторения конкретных движений. 3. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам этой деятельности. 4. Адаптационные изменения, лежащие в основе роста тренированности спортсмена, определяются спецификой осуществляемой им тренировочной деятельности [Д. Р. Черенков, А. С. Павлов, А. П. Давыдов, С. Е. Павлов, 2011]. Именно с учетом данных закономерностей и с соблюдением принципов целенаправленности и оптимальности должен строиться тренировочный процесс квалифицированных спортсменов — чтобы он был максимально эффективным [А. П. Бондарчук, 2005].
Набор средств, который может быть использован в воспитании специальных скоростных качеств хоккеистов, ограничен. Это обусловлено тем, что каждый двигательный акт абсолютно специфичен и эта специфичность отражена не только во «внешних» параметрах самого двигательного акта, но и в параметрах работы конкретных функционально-физиологических структур организма, обеспечивающих выполнение данного конкретного движения [С. Е. Павлов, 2008, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. В хоккее это: бег на коньках на короткие дистанции с предельной или околопредельной скоростью; бег на коньках без защитного снаряжения; упражнения на льду, выполняемые с максимальной скоростью; упражнения на льду с облегченной клюшкой; упражнения на льду с облегченной шайбой; броски облегченной шайбы. При выборе средств и методов тренировочного воздействия особое внимание следует уделить вопросу положительного переноса тренированности с избранных тренировочных средств и методов на основное соревновательное упражнение [А. П. Бондарчук, 2005].
В педагогическом эксперименте, проведенном на кафедре теории и методики хоккея РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), изучали возможность повышения скорости бега на коньках со старта квалифицированных хоккеистов. В эксперименте приняли участие квалифицированные хоккеисты, игроки молодежных команд ДЮСШ, СДЮШОР, игроки команд МХЛ в возрасте 17-19 лет – участники экспериментальной (12 испытуемых) и контрольной (9 испытуемых) групп. Эксперимент проводился в межсезонный период, когда игроки были свободны от тренировок в своих командах. Длительность эксперимента – 6 тренировочных микроциклов. Недельный тренировочный микроцикл экспериментальной группы состоял из трех занятий: тестирование (понедельник) и два тренировочных дня (среда, пятница). Тренировочные занятия хоккеистов экспериментальной группы в период проведения эксперимента можно охарактеризовать как тренировки без защитного снаряжения с небольшими объемами предельно специфической тренировочной работы (разминка, скоростная работа на льду – 7-10-кратное пробегание со старта дистанции 9 метров, двусторонняя игра на укороченной площадке – 20 минут) и достаточными для восстановления промежутками отдыха между выполнениями скоростных упражнений. Хоккеисты контрольной группы тренировались по индивидуальным программам, но проходили тестирование вместе с хоккеистами экспериментальной группы – 1 раз в неделю (7 тестирований). Тестирования хоккеистов экспериментальной и контрольной групп проводились еженедельно, один раз в неделю – перед началом эксперимента (исходное тестирование), в течение эксперимента (этапные тестирования) и в конце эксперимента (заключительное тестирование).
Тестирования (исходные, этапные, заключительные) состояли из троекратных пробеганий на коньках каждым из участников эксперимента дистанции 9 метров со старта (расстояние между центральной линией и линией зоны) и дистанции 27 метров со старта (расстояние между центральной линией и линией зоны) и проводились в полном защитном снаряжении хоккеистов. Результаты тестирований оценивали с помощью фиксации видеоизображения на цифровую видеокамеру с последующим переносом изображения на компьютер и — далее — с покадровым воспроизведением изображения на компьютере и объективной оценкой времени пробегания дистанций и отрезков с точностью 0,02 секунды (отсчет времени на компьютере начинали с первого движения хоккеиста со стартовой позиции и прекращали при пересечении одним из коньков хоккеиста финишной линии). Таким образом, исключали компонент реакции хоккеиста на сигнал стартера и оценивали только скорость самого движения. При оценке результатов тестирований хоккеистов экспериментальной группы в тесте «пробегание на коньках 27 метров со старта», при анализе видеоизображения, помимо времени пробегания данной дистанции целиком, дополнительно оценивали время пробегания отрезков 9 метров и 18 метров.
В тестированиях хоккеистов контрольной группы (рис. 1) зафиксировано: незначительное достоверное (р≤0,01) улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (2,31±0,07 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,33±0,07 с) — в пробегании на коньках дистанции 9 метров со старта; незначительное достоверное (р≤0,05) улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (4,50±0,10 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (4,54±0,13 с) — в пробегании на коньках дистанции 27 метров со старта.
Рис.1. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов контрольной группы (9 испытуемых) в беге на коньках на дистанциях 9 метров со старта и 27 метров со старта.
В тестированиях хоккеистов экспериментальной группы зафиксировано: достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (1,95±0,10 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,36±0,09 с) — в пробегании на коньках дистанции 9 метров со старта (рис. 2); достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (4,23±0,13 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (4,54±0,12 с) — в пробегании на коньках дистанции 27 метров со старта (рис. 3).
Рис. 2. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых) в бег на коньках на отрезке 9 из 27 метров со старта.
Рис. 3. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы
(12 испытуемых) в беге на коньках на дистанции 27 метров со старта.
Обнаружена высокая степень корреляции среднегрупповых показателей времени (t (c)) пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 9 метров со старта и отрезков 9 метров из 27 метров со старта – во всех тестированиях (рис. 4).
Анализ «долевого вклада» в среднегрупповой результат пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 27 метров со старта — отрезков 9 метров (стартовый отрезок) и 18 метров выявил: достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (1,99±0,07 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,43±0,08 с) — в пробегании на коньках отрезка 9 метров из 27 метров со старта; достоверное (р≤0,01) ухудшение среднегруппового результата заключительного тестирования (2,23±0,09 с), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,11±0,07 с) — в пробегании на коньках отрезка 18 метров из 27 метров со старта (рис. 4).
Рис. 4. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых) — бег на коньках со старта на дистанции 9 метров («a»), 9 м из 27 метров со старта («b») и 18 м из 27 метров со старта («с»).
Незначительное достоверное улучшение среднегрупповых результатов заключительных тестирований (по сравнению со среднегрупповыми результатами исходных тестирований) хоккеистов контрольной группы в пробегании на коньках дистанций 9 метров со старта и 27 метров со старта объяснимо участием хоккеистов данной группы в скоростных тестированиях, которые сыграли роль специфической тренировочной нагрузки. Нельзя исключить влияния на результаты тестирований самостоятельной тренировочной работы хоккеистов, выполняемой ими на протяжении 1,5 месяцев эксперимента (хотя наблюдения показывают, что хоккеисты в самостоятельной подготовке к сезону используют, как правило, те же упражнения и те же сочетания упражнений, какие обычно используются в командной подготовке хоккеистов). Следует также принимать во внимание тот факт, что, готовясь к тренировочно-соревновательному сезону вне команды, хоккеисты имеют возможность более полноценно восстанавливаться после самостоятельных тренировочных занятий.
Выраженное улучшение среднегрупповых результатов заключительных тестирований (по сравнению со среднегрупповыми результатами исходных тестирований) хоккеистов экспериментальной группы в пробегании на коньках дистанций 9 метров со старта и 27 метров со старта объясняется как эффект тренировочного режима и тренировочных нагрузок (их высокой специфичности и оптимальности), использованных нами в специальной скоростной подготовке спортсменов данной группы на протяжении 6 недель эксперимента. Этим же эффектом и эффектом положительного переноса тренированности объясняется высокая степень корреляции среднегрупповых результатов времени пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 9 метров со старта и стартового отрезка 9 метров (на дистанции 27 метров со старта). Эффект положительного переноса тренированности в данном случае объясняется тем, что и на дистанции 9 метров со старта и на стартовом отрезке 9 из 27 метров со старта используется одна и та же, «ударная» техника бега на коньках. Позитивный эффект в плане улучшение результатов скоростной тренировки хоккеистов оказала и достаточность предоставляемого игрокам времени для восстановления после каждого тренировочного занятия на протяжении 1,5 месяцев эксперимента.
Ухудшение среднегруппового результата хоккеистов экспериментальной группы в пробегании на коньках финишного отрезка 18 метров (на дистанции 27 метров со старта) объясняется тем, что в беге с хода по дистанции хоккеисты используют технику бега «накатом», а в качестве основного тренировочного задания нами в эксперименте был выбран «ударный» бег со старта на дистанции 9 метров. Различие техники бега на коньках «ударным» способом и техники бега на коньках «накатом» обусловило отрицательный перенос тренированности с одного вида бега на коньках на другой.
Таким образом, вопреки сложившемуся в спортивной педагогике мнению, «скоростные качества», как и прочие «физические качества» живого организма абсолютно тренируемы не только в «сенситивные периоды» (наличие которых вообще – под большим вопросом), но и, по крайней мере, — в возрастном диапазоне 17-19 лет. При этом для получения желаемого результата организм должен быть поставлен в такие условия, в которых развиваются именно его «скоростные качества». Специфика тренировочных нагрузок формирует специфику адаптационных изменений в организме спортсмена, что находит отражение, в том числе — в динамике результатов специфических тестирований.
Результаты настоящего исследования подтверждают действенность закона о структурно-функциональной специфичности конкретных поведенческих (двигательных) актов [С. Е. Павлов, 2010] и свидетельствуют в пользу утверждения того, что абстрактных «физических качеств» не существует [С. Е. Павлов, 2008, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. Но сам факт отрицательного переноса тренированности с одного способа бега на другой оказался неожиданным. Установленный факт требует дальнейшего изучения и осмысления, но уже сейчас должен учитываться при построении тренировочного процесса квалифицированных хоккеистов.
1. Бондарчук А. П. Периодизация спортивной тренировки. – Киев, «Олимпийская литература», 2005. – 303 с., ил.
2. Верхошанский Ю. В., Виру А. А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // Физиология человека, 1987, т. 13, №5, с. 811-818.
3. Методика применения тренажера «RapidShot» в бросковой подготовке хоккеистов: методическое пособие для тренеров / Д. Р. Черенков, А. С. Павлов, А. П. Давыдов, С. Е. Павлов – МО, Щелково: Издательство «онтоПринт», 2011. – 52 с., ил.
4. Никонов Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие – Мн.: ООО «Асар», 2003. — 232 с.: ил.
5. Павлов С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 224 с.
6. Павлов С. Е., Черенков Д. Р., Давыдов А. П., Ткачев Б. А., Павлов А. С. Изучение возможности развития специальных скоростных качеств у хоккеистов 16-19 лет // В сб. статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в странах Балтийского региона» (17-19 марта 2009 г.) / Под общ. ред. доктора биол. наук, профессора Р. М. Городничева. – Великие Луки: ВЛГАФК, 2009. – С. 46-51.
7. Савин В. П. Физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации. – М., 1986.
8. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
9. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
10. Яковлев Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы — Теория и практика физ. культуры, 1976, 4. – С. 21-25.