Павлов С. Е., Павлова Т. Н.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Законы развития и адаптации человеческого организма определяют формирование результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова, 1998; С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. Судя по многочисленным публикациям, подавляющая часть врачей и спортивных педагогов абсолютно уверена, что процесс адаптации протекает по схеме — «стресс — адаптация — дезадаптация — реадаптация». Однако давно известно, что стресс – не единственная неспецифическая адаптационная реакция организма [Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова, 1979]. Сделав «стресс» единственной неспецифической реакцией организма, авторы вышеприведенной «схемы» сделали сам процесс адаптации дискретным, прерывистым, зависящим только от наличия стрессора, а это противоречит всем законам Природы. Но жизнь – «постоянное приспособление … к условиям существования» [И. М. Сеченов, 1863]. «С широкой биологической точки зрения организм всю свою жизнь находится в условиях непрерывного действия последовательно развертывающихся внешних и внутренних факторов его существования» [П. К. Анохин, 1968].
Неспецифические характеристики действующих на организм факторов не могут рассматриваться в отрыве от специфических качеств этих факторов. Более того, неспецифические свойства действующих факторов, в том числе, определяют их специфику [С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. И организм не может реагировать отдельно на неспецифические и специфические свойства действующих факторов! Но специфики в вышеприведенной «схеме» нет вообще, а, следовательно, в этом случае совершенно непонятно, как протекает сам процесс адаптации.
«Дезадаптация» в представлении создателей «схемы» — процесс, обратный процессу «адаптации», ее «разрушение», что вообще возможно только в связи со смертью организма. Использование термина «дезадаптация» также свидетельствует о бытующем представлении об адаптации, как о процессе, возникающем периодически. И следует сказать, что появление термина «дезадаптация» тесно связано с представлением о том, что адаптация — это всегда достижение организмом неких больших возможностей. В частности, И. А. Аршавский (1980) утверждал: «Адаптацией является лишь та реакция, которая обогащает развивающийся организм новыми структурно-энергетическими потенциалами». Но это представление в корне неверно и мы вынуждены уличить г-на Аршавского и его многочисленных последователей в элементарном незнакомстве с первоисточниками и физиологическими фактами: «Мы обнаруживали при стрессе катаболизм с дезинтеграцией тканей, атрофию или даже некроз клеток во всех тканях и органах (т. е. уменьшение живых веществ во всем организме), что вело к снижению веса тела, за необъяснимым исключением коркового слоя надпочечников. Только клетки коры надпочечников действительно «расцветали» при стрессе» [Г. Селье, 1960]; «Чрезвычайные раздражители или необычный размер ежедневных условий существования организма, которые выступают в качестве патогенных факторов, нарушают механизмы саморегуляции функции, резко суживают диапазон уравновешивания организма со средой и тем самым ограничивают коренную способность живых существ поддерживать постоянство своей внутренней среды» [И. П. Павлов, 1900]; «…При стрессе нарушаются практически все виды обмена…» [С. Х. Хайдарлиу, 1980]; «Перенесенный стресс существенно нарушает адаптивные функции коронарного кровообращения» и «после прекращения стрессорного воздействия … наблюдаются нарушения метаболизма, функции и структуры сердца, которые не только представляют собой реакцию на стресс, но приводят к стойким очаговым повреждениям, сохраняющимся после того, как сам стресс миновал» [Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, 1988].
Процесс «реадаптации», по мнению большинства, означает «возвращение» организма к ранее достигнутому уровню адаптации. Но: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды!». Организм изменчив – это его неотъемлемое свойство, а потому все последующие адаптационные циклы будут не возвратом к «ранее достигнутому уровню адаптации», а движением к достижению изменившимся организмом новых «уровней адаптации» (которые, вовсе не обязаны «превышать» ранее достигнутые).
Таким образом, «схема» — «стресс — адаптация — дезадаптация — реадаптация» — абсурдна от начала до конца и никоим образом не отражает реальные процессы, происходящие в организме во время его непрерывного приспособления к всегда комплексно действующим на него факторам среды.
Основные определения в науке об адаптации:
Действующие факторы среды – объемное, комплексное понятие, включающее все надпороговые (воспринимаемые рецепторным аппаратом организма) факторы, которые оказывают на организм всегда комплексное специфическое воздействие.
Функциональные системы организма – многочисленные поведенческие акты организма, характеризующиеся конкретными промежуточными и конечными результатами деятельности, оцениваемыми мультипараметрически [П. К. Анохин, 1968; С. Е. Павлов, 2000, 2010].
Адаптация – процесс специфического приспособления организма к всегда комплексно действующим на него факторам среды и процесс поддержания структурно-функциональной стабильности окончательно сформированных функциональных систем организма.
Адаптированность (абсолютная, полная) – абсолютный результат процесса адаптации – состояние специфического динамического равновесия организма, сформировавшееся в результате продолжительного (в течение периода адаптации) «взаимодействия» данного организма с неизменным комплексом факторов среды.
Уровень адаптированности – уровень приспособленности — состояние организма, оцениваемое мультипараметрически на любом этапе его приспособления к комплексно действующим на него факторам среды.
Адаптационные реакции – специфические реакции организма, его ответ на комплексно действующие факторы среды.
Неспецифические адаптационные реакции организма – искусственно выделенное звено адаптации, позволяющее оценить истинный (отраженный в реакциях организма) «размер» комплекса действующих на организм факторов среды.
Адаптационные изменения – специфические изменения, происходящие в организме в процессе его приспособления к комплексно действующим на него факторам среды [С. Е. Павлов, 2000, 2010].
Законы адаптации:
- Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма.
- Процесс адаптации ввиду его сложности и разнонаправленности не может быть описан линейно.
- В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфической функциональной системы (конкретного поведенческого акта), адаптационные изменения в компонентах которой служат одним из обязательных «инструментов» ее формирования.
- Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что обуславливает необходимость всегда мультипараметрической оценки не только конечного результата работы системы, но и характеристик «рабочего цикла» любой функциональной системы и определяет ее абсолютную структурно-функциональную специфичность.
- Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и) последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет специфику его реагирования.
- Можно и нужно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных афферентных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы.
- Каждая функциональная система предельно специфична и в рамках этой специфичности относительно лабильна лишь на этапе своего формирования.
- Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических (структурно-функциональных) механизмов, которые, в зависимости от «потребностей» конкретной целостной системы, могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в качестве ее компонентов.
- Компоненты функциональной системы определяют ее «поведение» в целом, оказывая при этом влияние друг на друга, но и система в целом всегда оказывает влияние на составляющие ее компоненты.
- Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве.
- Обязательным условием полноценного формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия (на протяжении всего периода формирования системы) на организм стандартного, неизменного комплекса средовых факторов, «обеспечивающего» столь же стандартную афферентную составляющую системы.
- Еще одно обязательное условие формирования любых функциональных систем – участие в этом процессе механизмов памяти.
- Процесс адаптации, несмотря на то, что он протекает по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и фенотипа, реализованного в рамках генотипа и в соответствии с условиями прежней жизнедеятельности данного организма.
Процесс адаптации при соблюдении вышеназванных условий протекает стадийно [С. Е. Павлов, 2000, 2010]:
- Стадия первичной экстренной мобилизации предсуществующих компонентов системы.
- Стадия выбора необходимых системе компонентов.
- Стадия относительной стабилизации компонентного состава функциональной системы.
- Стадия полной стабилизации функциональной системы.
- Стадия сужения афферентации.
Работоспособность описанных выше законов адаптации подтверждена результатами медико-биологических и педагогических экспериментов с участием квалифицированных спортсменов и в практической работе с высококвалифицированными спортсменами [А. П. Бондарчук, 2005; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011].
1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — «Медицина», Москва, 1968. – 546 с., ил.
2. Аршавский И. А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды в свете данных негэнтропийной теории онтогенеза. // В сб.: Нервные и эндокринные механизмы стресса. — Кишинев, «Штиница», 1980. – С. 3-61.
3. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. – Киев, «Олимпийская литература», 2005. – 303 с., ил.
4. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — 2-е изд., доп.- Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1979. — 128 с.
5. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с., ил.
6. Павлов И. П. Современное объединение в эксперименте главнейших сторон медицины на примере пищеварения. 1900. Полное собрание трудов, т. II, М.-Л., 1946, стр. 350.
7. Павлов С. Е., Кузнецова Т. Н. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании // Методическая разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК.- М., РГАФК, «Принт-Центр», 1998. — 33 с.
8. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме — М.: Медгиз, 1960.
10. Сеченов И. М. Медицинские вести, 1863, № 34.
11. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
12. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
13. Хайдарлиу С. Х. Функциональная биохимия адаптации. Кишинев, 1984.