Павлов Александр Сергеевич
канд. пед. наук, старший методист хоккейной школы ЦСКА (Москва, Россия)
Аннотация. Проблема тактической подготовки в современном хоккее является наиболее актуальной и широко обсуждаемой в настоящее время. В теории и методике хоккея понятие тактики хоккея не в полной мере отражает предопределяющие аспекты эффективного обучения хоккеистов тактическим действиям. В связи с этим предложено альтернативное определение термина «тактика игры в хоккей». Расширена классификация тренировочных упражнений, разработанная А.П.Бондарчуком. Обосновано введение блока тренировочных упражнений тактической направленности в тренировочный процесс хоккеистов.
Ключевые слова: подготовка хоккеистов, тактика, тренировочные упражнения тактической направленности.
PRINCIPLES OF TACTICS TRAINING IN THE MODERN METHOD OF PREPARATION OF THE HOCKEY PLAYERS
Pavlov Alexander
PhD, senior methodist of the Hockey School CSKA (Moscow, Russia)
Abstract. The problem of tactical training in modern hockey is the most widespread and widely discussed at the present time. In theory and methodology of ice hockey the concept of hockey tactics does not fully reflect the predetermining aspects of the effective training of hockey players in tactical actions. In this regard, an alternative definition of the term «hockey tactics» is proposed. The classification of training exercises developed by A.P. Bondarchuk is expanded. The introduction of a block of tactical training exercises into the training process of hockey players is justified.
Keywords: preparation of the hockey players, tactics, tactical training exercises.
Тактическая оснащенность хоккеистов и хоккейной команды — один из определяющих факторов результата выступления команды в соревнованиях. В подготовке хоккеистов всегда уделялось внимание их обучению тактическим действиям. Еще Анатолий Владимирович Тарасов писал, что команда, в которой хоккеисты владеют техническим и тактическим мастерством, всегда будет представлять собой сильный коллектив.
Профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК, доктор педагогических наук В. П. Савин в своем учебнике рассматривал понятие «тактика» как рациональное построение и организация коллективных и индивидуальных действий хоккеистов при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противников для достижения победы [6]. Таким образом, составляющими тактических действий хоккейной команды являются индивидуальные, групповые и командные действия. Отдельно в теории и методике хоккея рассматриваются атакующие и оборонительные действия. Процесс обучения тактическим взаимодействиям хоккеистов включает в себя теоретическую и практическую подготовку — с непосредственной отработкой на льду конкретных индивидуальных, групповых и командных тактических заданий.
А. П. Бондарчуком (2014) была разработана удобная для практики спорта классификация тренировочных упражнений: общеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные [2]. Учитывая многообразие технических приемов и действий хоккеистов в игровой практике на льду, было предложено выделить тренировочные упражнения технической направленности [3, 4, 5].
Работу над тактической подготовкой хоккеистов сложно отнести к одному из вышеописанных тренировочных средств спортивной подготовки в силу особенностей и условий выполнения упражнений и их специфической направленности. В связи с вышесказанным представляется целесообразным выделить в подготовке отдельные тренировочные упражнения тактической направленности (рисунок 1). Эти упражнения могут быть «встроены» в предложенный нами ранее этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов [3, 4, 5].
Рисунок 1. Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов с включением упражнений тактической направленности.
Стоит подчеркнуть, что основой тактической подготовки хоккейной команды является степень освоенности и объем технических приемов, которыми владеет каждый игрок. То есть уровень технической подготовленности хоккеистов является базой для формирования их тактических индивидуальных, групповых и командных действий и определяет саму возможность овладения теми или иными тактическими приемами игры в хоккей. Канадский специалист Шон Финн в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов, прошедшей в Музее хоккейной славы в 2017 году, отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими».
Более того, наиболее слабое звено технической подготовленности каждого хоккеиста игровой «пятерки» будет являться «лимитирующим фактором» по отношению к успешности выполнения игровым звеном тактического задания тренера. Данный «лимитирующий фактор» будет препятствовать освоению возможных тактических действий по следующим причинам:
- Отсутствие достаточной маневренности в технике катания, скорости движения хоккеиста для занятия определенной позиции на площадке в строго определённый момент.
- Недостаточный уровень владения клюшкой и шайбой: недостаточная сформированность навыка контроля шайбы (лишние короткие перебирания шайбы без необходимости, ведение шайбы со зрительным контролем); отсутствие стабильного навыка приема и передачи шайбы с удобной и неудобной стороны; отсутствие стабильного навыка броска (в движении, с передачи партнера в одно касание, выполнение броска из нестандартных положений и т.д.).
- Совершение двигательных действий на фоне усложняющих выполнение упражнений факторов: «помехи» игровым действиям, создаваемые игроками соперника; повышение скорости выполнения упражнения; уменьшения игрового пространства; и т.д.
Обучение звеньев и пятерок хоккеистов каждой конкретной игровой схеме в определенной мере можно соотнести с теорией функциональных систем [1]. При этом построения тактических взаимодействий хоккеистов в конкретных игровых ситуациях могут рассматриваться как построения функциональных систем высшего порядка. Соответственно, тактическая подготовка хоккеистов должна быть направлена на построение таких систем взаимосодействий игроков в различных игровых ситуациях, которые отвечали бы требованиям их наибольшей эффективности.
В подготовке хоккеистов при обучении их определённым вариантам тактических действий в конкретной игровой ситуации сначала осуществляется теоретическая подготовка с четким формированием представления о задачах и последовательности действий, затем на практике выполняются целенаправленные упражнения тактической направленности с условно ограниченной свободой игровых действий. Суть заключается в формировании у хоккеиста наиболее эффективного стереотипа действий в конкретной игровой ситуации. При этом анализируется промежуточный и конечный результаты выполнения упражнений, оценивается уровень технической оснащенности хоккеистов. По результатам анализа выполнения тактических упражнений должны вноситься определённые корректировки в направленность и содержание технических упражнений, выполняемых в тренировочном процессе команды для ликвидации «слабых звеньев» уровня специальной подготовленности хоккеистов.
В связи с вышесказанным предлагается ввести в теорию и практику хоккея следующее определение тактики игры в хоккей: тактика игры в хоккей – это наиболее эффективный способ организации оборонительных и атакующих действий команды, обеспечивающий реализацию индивидуального спортивного мастерства каждого из хоккеистов игрового звена в условиях взаимосодействия с партнёрами и противодействия сопернику с целью достижения высокого спортивного результата.
Таким образом, тактическая подготовка является неотъемлемой частью процесса подготовки хоккеистов, по своей сути являясь логическим продолжением обучения хоккеистов техническим приемам. При этом обеспечивается формирование у спортсменов четкого представления о своем местонахождении на ледовой площадке в тот или иной игровой момент. Содержание и систематичность отработки тактических взаимодействий в тренировочном процессе, при которой хоккеистам предлагаются к освоению наиболее эффективные решения в конкретной игровой ситуации, наряду с непрерывной работой над уровнем технической подготовленности хоккеистов, неизбежно приведут к положительной динамике в результатах выступления команды на соревнованиях.
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — «Медицина», Москва, 1968. – 546 с., ил.
2. Бондарчук, А. П. Этапно-совмещенные способы построения подготовительных периодов / А. П. Бондарчук // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. – М. – 2014. – N 15. – С. 132-136.
3. Павлов, А. С. Комплексная программа многолетней подготовки в спортивных школах / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, А. Е. Деев, С. Е. Павлов. – М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 – 164 с.
4. Павлов, А. С. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов / А. С. Павлов, А. Е. Деев, С. Е. Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, Том 12, № 2, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017 – С. 86-96
5. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2019. – 294 с.
6. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
Павлов, А.С. Принципы обучения тактике в современном методе подготовки хоккеистов / А.С. Павлов / Научно-методические аспекты подготовки спортсменов : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Омск, 19–20 ноября 2019 г.): [Электронный ресурс]. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2019.