Павлов С. Е., Тумилович И. Н. (МГАФК); Павлов А. С. (РГУФКСиТ)
Одна из насущнейших проблем современного спорта – оптимизация тренировочного процесса. Решение этой проблемы позволило бы повысить эффективность подготовки квалифицированных спортсменов (что неизбежно привело бы к росту спортивных результатов), обеспечить сохранность их здоровья и послужить гарантией спортивного долголетия. Эта проблема как никогда остра сегодня и, к сожалению, никоим образом не решается в частности в контактно-игровых видах спорта (о чем свидетельствует и «эпидемия» смертей квалифицированных спортсменов, буквально захлестнувшая в последнее десятилетие, в том числе — футбол и хоккей с шайбой). Но проблема оптимизации тренировочного процесса не может быть решена без использования высокоинформативных методов контроля за уровнем функциональной готовности спортсмена к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок.
Общепринятые методы медико-биологического контроля за уровнем функциональной готовности спортсменов к выполнению тренировочной и соревновательной работы по большей части несут достаточно ограниченную информацию об отдельных показателях функционирования организма спортсмена. Попытки интегративной оценки любого числа физиологических показателей, полученных посредством использования различных диагностических методов могут быть значительно затруднены или даже невозможны в связи с несопоставимостью получаемых при этом показателей, что и объясняет повышенный практический интерес к методам, позволяющим оценивать физиологические составляющие результата деятельности организма спортсмена или, как минимум — относительный вклад в достижение конечного результата отдельных компонентов исследуемой функциональной системы (конкретного поведенческого, двигательного акта). Следует также понять, что в спорте важно не само по себе выполнение некой «работы», а «усвоение» организмом спортсмена специфических нагрузок, вызывающих целенаправленные адаптационные изменения в компонентах выстраиваемых тренером и спортсменом функциональных систем, обеспечивающих получение искомого спортивного результата. Вполне очевидно, что организм спортсмена в каждый отдельный момент своего существования всегда в состоянии «усвоить» лишь некий строго ограниченный объем «работы». В связи со сказанным: в спорте на первый план выходят методы функционального контроля, позволяющие оценить истинный размер произведенной организмом «работы», который всегда отражен в неспецифических реакциях и процессах организма, напрямую связанных с уровнем его метаболизма и энерготрат [С. Е. Павлов, 2009].
Еще в 1976 году известный спортивный ученый Н. Н. Яковлев писал, что тренировка — процесс адаптационный. «Биологическая составляющая является методологической и естественнонаучной основой теории спортивной тренировки» [Ю. В. Верхошанский, 2007]. Именно законы адаптации определяют формирование тех или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [С. Е. Павлов, 2009]. Еще в работах А. Д. Сперанского [1935, 1936, 1955] говорилось о ведущей роли нервной системы в реализации ответных реакций организма на любые внешние и внутренние воздействия и о том, что именно нервная система определяет целостный характер реакций и те многозвеньевые механизмы, которые участвуют в осуществлении адаптационно-компенсаторных процессов организма. Доказано, что центральная нервная система отражает течение всех адаптационных процессов в организме [В. В. Розенблат, 1961]. Отечественными учеными Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакиной, М. А.Уколовой (1977, 1979, 1982 и др.) доказана теснейшая связь уровня метаболизма центральной нервной системы с выраженностью неспецифических реакций организма в ответ на действие раздражителей различной силы. Таким образом, физиологические показатели функционального состояния центральной нервной системы являются высокочувствительными индикаторами напряжения адаптационных механизмов. Соответственно, представляется логичным и абсолютно возможным использование интегративных показателей деятельности центральной нервной системы в контроле за уровнем функциональной готовности, метаболизма и энерготрат организма спортсмена в процессе выполнения им тренировочной и соревновательной деятельности. Такая возможность приобретает еще большую значимость в контроле за объемом тренировочных нагрузок спортсменов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта (в частности – футбол, хоккей с шайбой, бенди), тем более, что реальная полноценная оценка «внешних» параметров тренировочной и соревновательной нагрузки в этих видах спорта практически неосуществима.
Ранее было сформулировано представление о сверхмедленных процессах головного мозга [Н. А. Аладжалова, 1976; Н. П. Бехтерева, 1985; В. А. Илюхина, 1995, 2002], связанных с опережающим отражением в центральной нервной системе изменений функционального состояния организма. В связи с этим, исследование физиологических показателей функционального состояния нервной системы, оцениваемых по анализу сверхмедленных электрофизиологических процессов [Н. П. Бехтерева, В. А.Илюхина, 1986, 1989; В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, 2001], представляет значительный интерес для практики спорта, поскольку эти показатели оперативно отражают формирование функциональных состояний организма спортсмена.
Оценка интенсивности энергетического обмена происходит на основе анализа уровня постоянного потенциала головного мозга. Под УПП головного мозга подразумевается устойчивая разность потенциалов миливольтного диапазона, регистрируемая между каким-либо участком головы или мозга и референтной точкой. УПП записывается неполяризуемыми электродами и усилителями постоянного тока с большим входным сопротивлением. Выделяются следующие характеристики УПП: УПП в монополярных отведениях, усредненный по всем монополярным отведениям УПП, биполярные разности потенциалов и локальные УПП — разность между УПП в монополярном отведении и усредненным УПП. Среди прочих электрофизиологических показателей оценивается межполушарная ассиметрия.
Причем, по мнению В. Ф. Фокина, Н. В. Пономаревой (2001), динамика межполушарной асимметрии зависит от интенсивности нагрузки. При этом, чем выше интенсивность, тем с большей вероятностью происходит инверсия межполушарных отношений, вне зависимости от того активность какого полушария была выше на момент действия нагрузки. Ниже приводятся данные, полученные при регистрации УПП в височных отведениях (табл.1).
Из данных, представленных в таблице 1 видно, что чем сильнее нагрузка, тем с большей вероятностью происходит смена знака межполушарной разности УПП в височных отведениях. При этом, в зависимости от силы воздействия, наблюдается увеличение доли обследуемых с ярко выраженной латерализацией распределения УПП любого знака и снижается доля испытуемых с примерно равными значениями УПП в обоих полушариях [В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, 2001]. Было установлено, что уровень постоянного потенциала (УПП) центральной нервной системы однозначно определяет степень интенсивности физиологических процессов, протекающих в организме спортсменов после выполнения ими физической нагрузки. Отклонение от исходного (понижение) потенциала вследствие выполненной работы на пять-восемь милливольт определялось по изучаемым критериям информативности как адекватная реакция организма. Повышение УПП при этой же интенсивности работы свидетельствовало о перенапряжении функциональных возможностей спортсмена. Изменение УПП после выполнения работы в высоких зонах интенсивности характеризовалось следующей закономерностью: чем меньше величина повышения потенциала от исходного уровня, тем лучше реакция организма на нагрузку.
Результаты экспериментальных исследований подтвердили высокую информативность и надежность нейроэргометрии (один из современных методов исследования УПП головного мозга) в оперативном контроле за уровнем функциональной готовности к выполнению тренировочной нагрузки высококвалифицированных гребцов [А. А. Баба-Заде, Н. Н. Озолин, В. Ф. Фокин, Л. Л. Клименко, А. Ф. Конькова, 1989; Н. Г. Городенский, С. Е. Павлов, Шармина С. Л., 1998]. Подтвердилось также предположение о наличии оптимального уровня потенциала в исходном состоянии [Е. Б. Сологуб, 1984] как по абсолютным величинам, так и по топографии распределения потенциала.
Рисунок 1. Неоднородность электрофизиологических показателей функциональной активности ЦНС студентов МГАФК, специализирующихся в различных видах спорта.
Важным представляется и тот факт, что методики получения и обработки данных, свидетельствующих об уровне постоянного потенциала головного мозга, абсолютно отвечают всем требованиям практики спорта: информативность; надежность; неинвазивность; оперативность; безопасность.
Все вышесказанное позволяет рекомендовать нейроэргометрию (как один из наиболее современных методов получения информации об уровне постоянного потенциала головного мозга) к широкому внедрению в практику спорта (в том числе — в практику контактно-игровых видов спорта) в качестве высокоинформативного и эффективного метода оперативного и текущего контроля уровня готовности спортсменов к выполнению тренировочной и соревновательной работы.
Павлов С.Е., Тумилович И.Н., Павлов А.С. Оперативный и текущий контроль за функциональной готовностью атлетов, специализирующихся в контактно-игровых видах спорта / Мат. научно-практической конф. «Спортивная медицина. Современное состояние, проблемы и перспективы. Сочи 2010», Сочи, 17-19 июня 2010 – С. 111-114