Павлова Т.Н., к.п.н., доцент, заслуженный преподаватель РГУФКСиТ
Никитина С.М., доцент РГУФКСиТ, отличник физической культуры и спорта, судья Всероссийской категории
Движение — естественная биологическая потребность детей. Ограничение мышечной активности ребенка не только задерживает гармоничное формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах возможности овладения им теми или иными жизненно необходимыми навыками неизбежно ограничиваются. Двигательную активность детей необходимо стимулировать с первых месяцев жизни ребенка.
Для стимуляции двигательной активности детей грудного возраста традиционно принято рекомендовать использование гимнастики, массажа и плавание.
Занятия в воде являются стимулом к активному развитию малыша, воздействуют практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Занятия в воде, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшают обмен веществ, сон, аппетит, делают более устойчивой нервную систему, тренируют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют мышцы, связки, влияют на формирование правильной осанки. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.
При плавании значительная нагрузка приходится на дыхательную систему, так как давление воды на грудную клетку затрудняет вдох, а при выдохе в воду пловец должен преодолеть сопротивление воды. При систематических занятиях в воде отмечается развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких, вырабатывается рациональный ритм дыхания. Дыхание при плавании учащается, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Давление воды на подкожное венозное русло, состояние гидростатической невесомости при горизонтальном положении тела способствуют притоку крови к сердцу и облегчают его работу.
Однако необходимо помнить, что маленький ребенок не в состоянии сознательно управлять дыханием, скорее он будет рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду. Необходим очень жесткий контроль со стороны взрослого за тем, чтобы ребенок не захлебнулся.
Таким образом, занятия в воде, вне всяких сомнений, оказывают выраженный положительный эффект на организм занимающихся. Однако следует крайне осторожно начинать занятия плаванием с детьми раннего возраста. Наряду с несомненным положительным влиянием занятий в воде, несоблюдение ряда правил может нанести вред здоровью ребенка.
В последнее время в средствах массовой информации и интернете идет пропаганда занятий плаванием с детьми грудного возраста. Занятия в бассейне в сочетании с посещением сауны провозглашаются как панацея от всех болезней и чуть ли не единственный эффективный способ занятий физическими упражнениями. При этом речь идет именно об обучении плаванию, что весьма сомнительно по отношению к детям столь раннего возраста. Процесс обучения чему-либо всегда предполагает двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий, так и обучаемый. Про обучение можно говорить, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению. Наблюдения за подобным «обучением» поражает степенью некомпетентности родителей и, что самое печальное, инструкторов. Нарушаются все нормы и правила, которые должны ставиться во главу угла при работе с маленькими детьми.
Одним из самых грубейших нарушений при занятиях с детьми грудного возраста является несоблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к месту проведения занятий плаванием.
В условиях домашней ванны или бассейна при детской поликлинике соблюдать необходимые требования к поддержанию чистоты воды достаточно легко. Однако в последнее время получили широкое распространение занятия с грудными детьми в условиях массовых бассейнов (например, «Морские котики», арендующие места для занятий в разных бассейнах Москвы). Активная реклама в интернете призывает родителей заниматься с детьми в условиях бассейна массового посещения, что является категорически непригодным для детей раннего возраста. Предлагаемая программа обучения обещает: «ребенка будут обучать прыганью, хождению по дну, отталкиванию от стенки, нырянию». Сразу встает ряд вопросов: 1) где же обучение плаванию, 2) как можно обучать ходьбе по дну в бассейне глубиной не менее одного метра, 3) затем учить отталкиванию от стенки, если грудной ребенок просто выполняет рефлекторные толкательные движения от любой опоры. Кроме того, занятия проводят зачастую неквалифицированные инструкторы и повсеместно – абсолютно безо всякого медицинского контроля! Не соблюдаются основные правила по времени проведения занятий (ребенок находится в воде 45-60 минут вместо положенных 15-20 минут), температурному режиму воды (28-300С вместо 34-360С). В дополнение к занятиям в воде родителям и детям предлагается посещение сауны, что также не может быть рекомендовано в массовом порядке детям раннего возраста. Сауна оказывает значительную нагрузку на организм и имеется много противопоказаний к её посещению. Педиатры предупреждают, что маленькие дети переносят перегревание хуже, чем переохлаждение. Терморегуляция организма маленького ребенка еще несовершенна и перегревание опасно для здоровья ребенка, так как возможно возникновение сердечной аритмии. Посещение сауны категорически не рекомендуется детям с нарушениями ЦНС, склонностью к судорогам, при эпилепсии, наличии эндокринных нарушений и кожных заболеваний.
Вода и бортик в искусственных плавательных бассейнах должны быть безопасными в эпидемическом отношении. Вода действует на кожу, слизистые оболочки глаз и носа, попадает в уши. В случае загрязнения воды через нее могут передаваться различные заболевания (кишечные инфекции, кожные, глазные болезни), возбудители протозойных заболеваний. Именно поэтому в каждом бассейне работает служба водоподготовки, которая регулярно контролирует работу очистных сооружений и качество воды (химический и бактериологический состав, температуру). В случае отклонения от санитарных норм немедленно принимаются необходимые меры по обеззараживанию. Правила посещения бассейна также включают гигиенические требования к посетителям: наличие медицинской справки, посещение туалета и душа перед сеансом плавания, обязательное наличие плавательной шапочки и специальной обуви. Соблюдение элементарных гигиенических правил позволяет предотвратить загрязнение воды. Инструкторы в бассейнах обязаны следить за выполнением посетителями правил посещения бассейна.
Однако микрофлора, относительно безопасная для взрослого человека с достаточно высоким уровнем иммунитета, может быть источником серьезных проблем для маленького ребенка. Естественное любопытство ребенка, который только начинает ползать или ходить, заставляет его пробовать на вкус и трогать разные предметы в бассейне: бортики, сливные решетки, кафель на полу и в душевых, скамейки в раздевалках и т.д.
Во время занятия в воде происходит неизбежное попадание воды в рот и нос. Однако взрослого или ребенка сознательного возраста обязательно обучают правильному дыханию при занятиях плаванием: вдох через рот, а выдох через рот и нос. Маленький же ребенок делает вдох и выдох только через нос или только через рот (в случае заложенности носа). Втягивание воды носом помимо неприятных ощущений в носоглотке часто приводит к попаданию воды в ушные каналы и вызывает воспаление среднего уха. Зачастую сами родители нарушают практически все общепринятые санитарно-гигиенические нормы: приходят на занятия в бассейн без предварительного ополаскивания под душем, не всегда имеют плавательные шапочки и обувь для бассейна (резиновые тапочки). Дети занимаются в воде в одноразовых подгузниках (памперсах), что вызывает определенные сомнения: если смысл памперсов состоит в поглощении естественных выделений ребенка, то почему бы им не впитать еще и воду из бассейна и наоборот, не «выдать» в воду содержимое памперсов?
Другим важным моментом при занятиях в воде является соблюдение правильного температурного режима. Водные процедуры являются мощным закаливающим средством, так как теплопроводность воды в 28 раз выше, чем воздуха. Главным фактором закаливания служит температура воды. Для правильного применения водных процедур необходимо знать о влиянии холодной воды на организм человека. На действие холодной воды организм отвечает энергичной реакцией. Вследствие резкого сужения сосудов кожи кровь устремляется к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной (первая фаза). В это время человек испытывает чувство холода. Вслед за первой фазой наступает вторая, когда организм начинает усиленно вырабатывать тепло. Кровеносные сосуды кожи расширяются, кровь приливает к коже, и ощущение озноба сменяется приятным чувством теплоты. Сужение сосудов в первой фазе и их расширение во второй фазе служат гимнастикой кожных сосудов, которая совершенствует их деятельность при изменении температурных условий.
Если охлаждение продолжается слишком долго, может наступить третья фаза: кровеносные сосуды кожи остаются расширенными, движение крови в них замедляются, начинается застой крови и появляется вторичный озноб. Эти явления указывают, что организм начинает терять большое количество тепла. При закаливании водой ни в коем случае не следует допускать наступления третьей фазы. В случае ее появления необходимо прекратить водные процедуры и согреться. Для взрослых людей закаливание рекомендуют начинать с температуры воды 33-340С, постепенно снижая ее на 10С каждые несколько дней. При занятиях с детьми первого года жизни начинают купания с температурой воды 370С и снижают ее на 10С в месяц. Основным закаливающим фактором является именно температура воды, а не продолжительность водной процедуры.
Как правило, температура воды в бассейнах поддерживается на уровне 26-270С в тренировочных ваннах и в пределах 28-300С в детских бассейнах. В детских ваннах проводятся занятия учебно-тренировочных групп с детьми в возрасте 5-7-ми лет и старше. Температура воды на уровне 300С не позволяет детям замерзать, если они активно двигаются (плавают, играют, прыгают, ныряют). Но даже в этом случае специалисты не рекомендуют детям находиться в воде более 45 минут, чтобы избежать переохлаждения организма. Быстрее замерзают дети с недостаточной массой тела и те, кто мало двигается. Занятия в бассейне в детских садах проводятся с учетом возраста детей: продолжительность урока в младшей группе — 15-20 минут, в средней группе – 25-30 минут, в старшей группе – до 40 минут.
С детьми раннего возраста занятия плаванием должны быть строго индивидуальными, необходимо четко контролировать состояние ребенка с тем, чтобы не допустить переохлаждения. Снижение температуры воды должно быть постепенным, в противном случае вместо закаливания получится прямо противоположный эффект: иммунитет ребенка снижается, что, в свою очередь, может привести к различным заболеваниям. Одной из особенностей периода раннего детства является чрезвычайная подвижность организма: на нем легко отражаются как положительные, так и отрицательные влияния. Именно поэтому очень важно создать ребенку хорошие гигиенические условия и правильно воспитывать его, чтобы заложить основы крепкого здоровья и хорошего характера.
В научно-методической литературе принято разделять обучение плаванию детей первого года жизни на 5 этапов. Количество занятий на каждом этапе достаточно велико (от 25 до 50). Это объясняется тем, что ребенок в этом возрастном периоде еще не обладает необходимым запасом двигательных умений и навыков, а структуры головного мозга активно развиваются. Обучения в данном возрасте основано на использовании рефлексов (дыхательный, толчковый) и простейших движений.
Содержание занятий в воде с детьми раннего возраста составляют следующие упражнения:
1. На первом этапе – покачивания, проводки и погружения (25 занятий). Покачивания выполняют переводом ребенка из горизонтального положения на спине в полувертикальное и обратно. Ребенка поддерживают двумя руками: под затылок и область таза. Проводки выполняются от одного конца ванны до другого и обратно, чередуя положения тела (на груди, на спине). На последующих занятиях проводки усложняются: выполняют проводки по кругу, восьмеркой, зигзагами, одновременно с покачиваниями. Активно используют толчковый рефлекс, сгибая ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и ставя их на стенку ванны. При отталкивании от стенки происходит скольжение по поверхности воды. Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к задержке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погружению, то есть к кратковременному окунанию с головой в воду. Погружения выполняют только из положения ребенка на груди и не более 5-6 раз за одно занятие. Не следует выполнять упражнения с плачущим ребенком.
2. На втором этапе – проводки, погружения, скольжения (40-50 занятий). Задачами 2-го этапа являются: обучение самостоятельному лежанию на воде в положении на спине, сохранение горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой, погружение в воду на 5с с помощью взрослого, освоение новых видов поддержки. Основными упражнениями являются проводки, погружения и скольжения. На данном этапе определяется наиболее удобный вариант движений ребенка (попеременные, одновременные движения).
3. На третьем этапе – активные движения руками и ногами, ныряния (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации движений ногами способом, наиболее удобным для ребенка. Освоение движений ногами идет до тех пор, пока ребенок не начнет работать ногами самостоятельно. Параллельно идет активизация движений руками. При выполнении упражнений на спине и на груди используют поддерживающие средства. С целью повышения активности ребенка можно использовать игрушку, которую сначала показывают ребенку, а затем удаляют от него, заставляя тянуться к ней и работать ногами. Продолжается освоение ныряния с помощью взрослого.
4. На четвертом этапе – ходьба по дну ванны, погружения, игры, плавание на спине или на груди с поддержкой взрослого (50-60 занятий). На данном этапе ребенка обучают плаванию на спине и на груди с самостоятельными движениями ногами или руками. Рекомендуется ходьба по дну ванны в начале и конце занятия с поддержкой. Продолжается освоение погружений в воду на несколько секунд. В программу этого этапа включаются игры и упражнения, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию.
5. На пятом этапе – погружения, самостоятельное плавание с помощью ног, упражнения на дыхание (3-4 месяца). На данном этапе можно переходить к занятиям в плавательном бассейне при поликлинике (с разрешения педиатра). Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Увеличивается продолжительность каждого занятия (до 50-60 мин), разрешается снизить температуру воды до 29-300С. На данном этапе ставятся следующие задачи: обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине с активной работой ногами; самостоятельное плавание в положении на груди; погружение под воду и доставание игрушек со дна бассейна. Проводится обучение выдоху на поверхность воды.
Деление на этапы носит условный характер, продолжительность каждого периода может быть изменена в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Эффект от занятий будет только в том случае, если занятия будут носить систематический характер (не реже 5 раз в неделю). В противном случае двигательные навыки не будут закрепляться. По данным зарубежных исследований (Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В., 2005), проведение занятий по плаванию 1 раз в неделю на протяжении 10 месяцев с детьми первого года жизни не позволяет научить их плавать на груди и на спине. Около 60% детей осваивают лежание на спине, до 30% малышей могут лежать на груди и только 2% детей могут научиться нырять. Дети 2-3-х лет успешно осваивают плавание на груди (до 90% обучаемых), а плавать на спине могут не более 9% детей.
Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания – это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). А потому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.
Научными исследованиями показано, что к первому году жизни практически все движения ребенка еще не очень точны, так как не сформирован баланс мышц-антагонистов, несовершенна нервно-мышечная регуляция, появляются новые движения (ссылки у Д.А.Фарбер, М.М.Безруких с соавт., 2009). В этом возрасте ребенок способен выполнить простейшие действия по инструкции взрослого (найти взором требуемый предмет), но при этом легко отвлекается на раздражители окружающей обстановки, из-за чего часто не выполняет инструкцию. Только к 2,5-3 годам ребенок становится способным подчинять свои действия инструкции взрослого, а ее регулирующая роль приобретает стойкий характер. Особую роль в регуляции движений играет мозжечок. Он регулирует мышечный тонус и позу, обеспечивает плавность движений и тесто связан с серийными движениями. Все области коры больших полушарий посылают информацию в мозжечок, к нему поступают также сигналы из всех сенсорных систем. В соответствии со схемой управления ритмическими движениями, разработанной Ю.И.Аршавским с соавт. (1984), мозжечку отводится роль своего рода «центрального диспетчера», обеспечивающего координацию синергий, контролирующих движение, и разнообразную информацию о состоянии окружающей среды. В развитии коры мозжечка выделяют три этапа существенных морфологических преобразований: первый — от рождения до 5 лет, второй – от 6 до 12 лет и третий – от 13-14 лет до 20 лет. Исследованиями показано, что даже такой рано формирующийся навык локомоций, как ходьба, к 4 годам по сравнению с началом ходьбы совершенствуется, однако система регуляции этих движений еще несовершенна, нестабильна и неритмична, отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шага непостоянна. Только в дошкольном возрасте начинается развитие содружественных движений ног и рук. При плавании в работу включаются как ноги, так и руки, при этом движения выполняются в горизонтальном положении и дыхание выполняется в непривычных и сложных условиях.
Таким образом, по нашему мнению, не следует форсировать обучение плаванию с детьми раннего возраста. Нельзя требовать от ребенка того, что еще недоступно ему в силу незрелого возраста, а также доверять здоровье малыша некомпетентным людям, желающим заработать на естественном стремлении родителей дать ребенку лучшее. Грамотное использование плавания как средства физического развития будет иметь несомненное положительное влияние, а пренебрежение элементарными гигиеническими и методическими требованиями к проведению занятий в воде можно нанести вред здоровью малыша. Главная цель занятий плаванием с детьми первых лет жизни – укрепление здоровья и гармоничное развитие, а не рекорды в преодолении метров в воде.
1. Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В. Методика обучения плаванию грудных детей и детей до четырех лет в Варшаве // Сб.: Плавание – 4. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. – Под общей редакцией Петряева А.В. – СПб: «Плавин», 2005. – С.197-204.
2. Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. М., «Физкультура и спорт», 1977.- С.62-63.
3. Павлова Т.Н., Чистова Н.А. Индивидуальный подход в обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Матер. VII Межд. научн. конгр. «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»,т.3 (г.Москва, 23-24 мая 2003г.).- М., 2003.- С.40-41.
4. Плавание: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 2001. – 400 с., ил.
5. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка /Под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2009.-432 с.
6. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. — М., 1980. — 143 с.