Бондарчук А. П. Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, Олимпийский чемпион, доктор педагогических наук (Канада)
Аннотация: В настоящей работе представленно 4 новых способa построения подготовительных периодов: этапный совмещенно-комплексный, этапный совмещенно-вариативный, этапно-совмещенный комплексно-вариативный, этапно-совмещенный вариативно-комплексный.
В середине шестидесятых годов прошедшего столетия Л. П. Матвеев (1964) предложил этапный способ построения подготовительных периодов. Данный способ предполагает их разделение на этапы общей и этап специальной подготовки. На протяжении первого из них рекомендовалось использовать средства общей подготовки, а второго – средства специальной подготовки и соревновательные упражнения. Несколько позже (семидесятые годы того же столетия) он не исключает использование на протяжении этапов общей подготовки некоторого количества средств специальной подготовки (Л. П. Матвеев, 1977).
Предложенный Л. П. Матвеевым этапный способ построения подготовительных периодов был нами дополнен (А. П. Бондарчук, 2000 — 2013). В наших работах речь шла о шести этапных способах: этапно-комплексный, этапно-вариативный, этапный комплексно-вариативный, этапный вариативно-комплексный, этапный комплексно-комбинированный, этапный вариативно-комбинированный. При их построении, как и у Л. П. Матвеева, предлагалась определенная система упражнений на протяжении тех или иных этапов подготовительных периодов. В нашем случае, предполагается использование четырех видов упражнений:общеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные. Общеподготовительные упражнения (ОП) – это упражнения, при выполнении которых не повторяются соревновательные действия в целом и в их отдельных частях. Они являются средством всестороннего развития спортсмена. К специально-подготовительным упражнениям (СП) относятся упражнения, которые та же, каак и общеподготовительные, не повторяют соревновательные действия в целом и в их составных частях, но при их выполнении принимают участие схожие мышечные группы или их значительная часть. Тренировочная работа сопровождается активацией тех функций и систем, от которых зависит рост спортивных результатов. Специально-развивающие упражнения (СР) повторяют соревновательное упражнение в его отдельных (локальных) частях. При их выполнении принимают участие одни и те же мышечные группы, а так же активизируются схожие системы организма. Соревновательные упражнения (С), как и в теории и методике физического воспитания, нами отождествляются с понятием «вид спорта», в котором спортсмен принимает участие.
Этапный совмещенно-комплексный способ предполагает на протяжении этапов общей подготовки использование общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, а этапов специальной подготовки – специально-подготовительных, специально-развивающих и соревновательных упражнений.
Этап специальной подготовки начинается по окончанию первой, второй или третьей четверти первого этапа (Рис. 1). На протяжении этапов общей и специальной подготовки не происходит смена комплексов (определенных) применяемых упражнений.
Этапный совмещенно-вариативный способ построения подготовительных периодов отличается от предшествующего способа только тем, что он предполагает через 2-4 недели производить смену применяемых комплексов упражнений. Чем чаще происходит смена средств тренировки, тем продолжительнее этапы подготовительного периода.
Этапно-совмещенный комплексно-вариативный способ предполагает смену средств тренировки на протяжении этапов специальной подготовки.
При использовании этапно-совмещенного вариативно-комплексного способа построения подготовительных периодов смена средств происходит на протяжении первого этапа (рис. 4).
Л.П. Матвеев. Проблема периодизации спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1964. – 280 с.
Л.П. Матвеев. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977. — 280 с.
А.П. Бондарчук. Периодизация спортивной тренировки. – К.: АН, 2000. – 567 с.
А.П. Бондарчук. Периодизация спортивной тренировки. – К.: ОЛ, 2005. – 303 с.
A.P. Bondarchuk. Periodization of training in sports. – K.: NTC, 2011. V-1. – 188 p.
A.P. Bondarchuk. Periodization of training in sports. – K.: NTC, 2011. V.-2. – 183 p.
A.P. Bondarchuk. Periodozation of training in sports. – K.: NTC, 2013. V-3. – 196 p.
Бондарчук А. П. «Этапно-совмещенные способы построения подготовительных периодов» / А. П. Бондарчук // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. — М., 2014. — N 15. — С. 132-136.