А.С.Павлов, С.Е.Павлов
Олимпийский чемпион и бронзовый призер Олимпийских Игр, доктор педагогических наук А.П.Бондарчук (2015) утверждает, что не может существовать универсального метода построения тренировочного процесса, который был бы одинаково эффективен в подготовке спортсменов в любом виде спорта [1]. А.П.Бондарчук, разработавший комплексный метод подготовки спортсменов и на протяжении многих десятилетий успешно применявший его в подготовке атлетов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях, сегодня предлагает 42 метода построения тренировочного процесса [1]. Эти методы могут быть с различной степенью эффективности использованы в различных видах спорта. Каждый из предложенных А.П.Бондарчуком методов построения периодов спортивной подготовки отличается друг от друга используемой в них системой упражнений и соответственно – динамикой развития специальной тренированности.
Тренировочные упражнения А.П.Бондарчук (2015) предлагает классифицировать как: общеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные [1].
Общеподготовительные упражнения – это упражнения, при выполнении которых не повторяются соревновательные движения в целом или в их отдельных частях. При выполнении общеподготовительных упражнений в работе принимают участие двигательные единицы, не используемые организмом в соревновательных движениях. Общеподготовительные упражнения стимулируют развитие двигательных функций, не обеспечивающих рост спортивных достижений атлетов.
Специально-подготовительные упражнения не повторяют соревновательные движения в целом или в их отдельных частях, но при их выполнении организм использует отдельные двигательные единицы, принимающие участие в соревновательном упражнении. Специально-подготовительная тренировочная работа стимулирует развитие тех функций и систем организма, от которых косвенно зависит рост спортивных результатов.
Специально-развивающие упражнения повторяют соревновательное упражнение в его отдельных частях. В выполнении специально-развивающих упражнений принимают участие двигательные единицы, участвующие в осуществлении соревновательного упражнения. При этом режимы работы этих двигательных единиц при выполнении специально-развивающих упражнений по различным параметрам должны превосходить параметры их работы при выполнении соревновательного упражнения. Уровень показателей, достигнутый в этих упражнениях, при определенных условиях реализуется в соревновательном упражнении. Специально-развивающие упражнения непосредственно способствуют повышению уровня специальной тренированности атлета.
Соревновательные упражнения в теории и методике физического воспитания отождествляются с понятием «вид спорта», в котором специализируется атлет. Эти упражнения выполняются как в процессе выступлений в соревнованиях, так и на тренировке. Соревновательные упражнения, выполняемые на тренировке, могут полностью копировать соревновательные упражнения, выполняемые в официальных состязаниях, либо упрощать или усложнять их.
Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из предложенных А.П.Бондарчуком (2015) методов построения периодов подготовки спортсменов [1]. Каждый из нижеприведенных методов отличается друг от друга используемыми системами упражнений и заканчивается в момент достижения спортсменом наивысшего для него на данном этапе подготовки уровня тренированности или достижением спортсменом состояния «спортивной формы».
При использовании комплексного метода построения периодов подготовки спортсменов применяются все виды упражнений. Избранные комплексы упражнений не меняются на протяжении индивидуального периода адаптации организма спортсмена к этому комплексу (Рисунок 1).
Рисунок 1. Система упражнений в комплексном методе построения тренировочного процесса. Упражнения: ОП – общеподготовительные, СП – специально-подготовительные, СР – специально-развивающие, С – соревновательные. Стрелкой указана смена комплексов упражнений.
Комплексный метод построения периодов подготовки спортсменов привязан не к годичному макроциклу, а к периоду индивидуальной адаптации каждого спортсмена, за который каждый спортсмен входит в состояние «спортивной формы». Целенаправленность тренировочных упражнений, используемых в таком комплексе, обеспечивает выраженный рост уровня специальной тренированности – при условии оптимизации тренировочных нагрузок. Данный метод предоставляет организму спортсмена идеальные возможности для адаптации к используемым в тренировке упражнениям и комплексу упражнений в целом, что обеспечивает ему достижение состояния «спортивной формы» в сроки, определенные продолжительностью индивидуального адаптационного периода. После достижения спортсменом состояния «спортивной формы» производится смена комплекса тренировочных упражнений. Комплексный метод построения периодов подготовки спортсменов идеален для спортсменов, специализирующихся в большинстве циклических видов спорта.
Вариативный метод построения периодов подготовки спортсменов (Рисунок 2) предусматривает использование всех видов упражнений на протяжении цикла подготовки спортсмена к соревнованиям. При этом упражнения и комплексы упражнений меняются через определенные промежутки времени. Величина этих промежутков индивидуальна и определяется степенью адаптированности организма спортсмена к осваиваемым им тренировочным нагрузкам. Вариативный метод построения периодов подготовки спортсменов не привязан к годичному макроциклу.
Рисунок 2. Система упражнений в вариативном методе построения тренировочного процесса. Упражнения: ОП – общеподготовительные, СП – специально-подготовительные, СР – специально-развивающие, С – соревновательные. Стрелками указана смена упражнений и их комплексов.
Метод обеспечивает постоянную стимуляцию адаптационных изменений в организме спортсмена. Однако вариативность тренировочных упражнений не позволяет организму полностью адаптироваться к предлагаемым ему нагрузкам, а, следовательно, в этом случае исключена сама возможность достижения спортсменом состояния «спортивной формы». Тренер и спортсмен в этом случае могут рассчитывать исключительно на рост специальной тренированности, что будет зависеть, в первую очередь, – от уровня специфичности (по отношению к соревновательному упражнению) предложенных атлету тренировочных нагрузок. Отличие данного метода построения тренировочного процесса от периодизационного метода состоит в том, что на всех этапах подготовки, наряду с общеподготовительными и специально-подготовительными упражнениями, используются специфические (по отношению к основной соревновательной деятельности) упражнения, эффекты использования которых должны доминировать над эффектами неспецифических упражнений. После достижения спортсменом максимального уровня тренированности в основном соревновательном упражнении (оценивается по результатам, демонстрируемым спортсменом на тренировках и соревнованиях) производится смена комплекса тренировочных упражнений и начинается новый цикл подготовки спортсмена. Данный метод достаточно эффективно может быть использован в подготовке спортсменов низших спортивных квалификаций в большинстве видов спорта.
Вариативно-комплексный метод построения периодов подготовки спортсменов предусматривает периодическую смену общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. При этом комплексы специально-развивающих и соревновательных упражнений остаются неизменными на протяжении цикла адаптации к ним (Рисунок 3).
Рисунок 3. Система упражнений в вариативно-комплексном методе построения тренировочного процесса. Упражнения: ОП – общеподготовительные, СП – специально-подготовительные, СР – специально-развивающие, С – соревновательные. Стрелками указана смена упражнений и их комплексов.
Вариативно-комплексный метод построения периодов подготовки спортсменов не привязан к годичному макроциклу, а ориентирован на индивидуальную величину адаптационного цикла каждого спортсмена, что позволяет ему в каждом цикле подготовки достигать высокого уровня специальной тренированности. При этом рост специальной тренированности спортсмена во многом зависит от соотношения в каждом тренировочном занятии долей общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Ранее уже было сказано, что доминирование в тренировочном занятии общеподготовительных упражнений отрицательно влияет на рост специальной тренированности. Рост специальной тренированности может быть обеспечен лишь при выраженном доминировании в каждом тренировочном занятии упражнений специально-развивающего и соревновательного характера. Вариативный компонент в комплексе упражнений препятствует достижению спортсменом состояния адаптированности к данному комплексу упражнений и достижению им состояния «спортивной формы», но позволяет достигать высоких уровней специальной тренированности. После достижения спортсменом максимального на данный период подготовки уровня специальной тренированности в основном соревновательном упражнении производится смена комплекса тренировочных упражнений и начинается новый цикл подготовки спортсмена. Метод может быть достаточно эффективен в подготовке спортсменов, специализирующихся в отдельных игровых видах спорта (теннис, бадминтон и др.), а также – в спортивных единоборствах.
Комбинированный метод построения периодов подготовки спортсменов отличается от комплексного, вариативного и вариативно-комплексного методов тем, что данный метод построения тренировочного процесса состоит из периода специальной физической подготовки и периода развития состояния «спортивной формы». Данный метод не предусматривает смены упражнений на протяжении каждого из этих периодов (Рисунок 4).
Рисунок 4. Система упражнений при комбинированном методе построения тренировочного процесса. Упражнения: ОП – общеподготовительные, СП – специально-подготовительные, СР – специально-развивающие, С – соревновательные.
Данный метод представляется относительно эффективным и позволяет спортсмену, с одной стороны, целенаправленно работать над повышением уровня своей специальной физической подготовки, с другой – гарантирует ему достижение состояния «спортивной формы» на достигнутом уровне тренированности на втором этапе его подготовки. После достижения спортсменом состояния «спортивной формы» производится смена комплекса тренировочных упражнений и начинается новый цикл подготовки спортсмена. Комбинированный метод построения периодов подготовки спортсменов может быть рекомендован в качестве метода построения тренировочного процесса спортсменов низших спортивных квалификаций, специализирующихся в различных видах спорта.
А.С.Павловым, А.Е.Деевым, С.Е.Павловым (2017) разработан и предлагается к использованию в практике подготовки квалифицированных хоккеистов этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла тренировочно-соревновательной подготовки квалифицированных хоккеистов [2] (Рисунок 5).
Рисунок 5. Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла тренировочно-соревновательной подготовки квалифицированных хоккеистов
Метод был разработан на основании системных законов функционирования и приспособления человеческого организма и современных принципов спортивной педагогики, с использованием вышеуказанной классификации тренировочных упражнений, в которую были введены технические упражнения. Особенностью данного метода построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов является целенаправленность тренировочных нагрузок, используемых на всех этапах подготовки, что, при условии оптимальности данных нагрузок, гарантирует рост специальной тренированности спортсменов на протяжении каждого из этапов годичного макроцикла. При этом вариативность тренировочных нагрузок сохраняется только в рамках каждого микроцикла определенного этапа подготовки, а сами микроциклы на каждом из этапов подготовки хоккеистов копируют друг друга. Это позволяет хоккеистам с максимальной эффективностью осваивать предложенные им тренировочные упражнения в течение каждого этапа подготовки. «Сужение» средств тренировочного воздействия и повышение их целенаправленности на соревновательных этапах подготовки хоккеистов позволяет еще больше повысить эффективность тренировочных воздействий и тренировочного процесса в целом, что гарантированно позитивно отразится на результатах выступления команды. При этом эффективность данного метода построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов напрямую зависит от структуры и содержания составляющих его этапов (а также структуры и содержания составляющих их микроциклов), построение которых должно основываться на системных законах физиологии и современных принципах спортивной педагогики.
Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла тренировочно-соревновательной подготовки спортсменов помимо хоккея может быть эффективно использован и в других командно-игровых видах спорта.
Принципы построения каждого отдельного тренировочного занятия должны быть подчинены требованиям избранного метода построения периода подготовки спортсменов с обязательным использованием системных законов адаптации, закона переноса тренированности и современных общеметодических и специфических принципов воспитания квалифицированных спортсменов. Что касается принципов чередования тренировочных занятий и периодов отдыха, то в данном случае следует ориентироваться на разработки создателей биологически обоснованной системы спортивной тренировки [3].
Представленные выше и другие методы построения тренировочного процесса должны выбираться тренерами в зависимости от специфики каждого конкретного вида спорта, уровня подготовленности каждого спортсмена и всегда – по критерию наибольшей эффективности того или иного метода, которая должна оцениваться по динамике индивидуальных спортивных результатов каждого атлета.
- Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / А.П.Бондарчук // Наука и современность, № 1(3), 2015 – С. 35-63.
- Павлов, А. С. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов / А.С.Павлов, А.Е.Деев, С.Е.Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта), Том 12, № 2, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017 – С. 86-96.
- Сергеев, Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки / Ю.П.Сергеев // Научн.-спорт, вестн. 1980, 5, – С.14-19.
Павлов, А. С. Некоторые современные методы построения периодов подготовки спортсменов / А.С.Павлов, С.Е.Павлов // В сб. мат. Всероссийской научно-практической конференции «О результатах выступления спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним олимпийским видам спорта в спортивном сезоне 2018-2019 и ходе подготовки к XXIV Олимпийским зимним играм 2022 года в г. Пекине (КНР)», ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, М., 2019. – С. 95-105