А.С.Павлов, А.Е.Деев, А.Б.Михайлов
Основа хоккейного мастерства любого игрока — уровень его технической оснащенности [3, 4]. Именно поэтому в ведущих хоккейных клубах мира работе над техникой хоккейных движений уделяется особое внимание на протяжении всей спортивной карьеры игроков.
В основе работы над техникой спортивных движений лежат законы формирования организмом человека двигательных навыков. Формирование любого двигательного навыка связано с конечной автоматизацией конкретного движения. Н.А.Бернштейн по этому поводу писал: «Для завершения выработки нового навыка требуются … две различные между собой фазы … Мы обозначаем эти фазы как стандартизацию и стабилизацию двигательного навыка.» [Н.А.Бернштейн. О ловкости и ее развитии, ФиС, 1991, с. 230]. И он же утверждал: «… Мы имеем точное объяснение для стандартности движений в навыках … Она … не обеспечивается сама собою для любой формы движения, какую мы стали бы пытаться заучить. Сначала немало усилий приходится затратить на нахождение так или иначе исполнимых форм и добиться того, чтобы стойко выдерживать эти формы с помощью сенсорных коррекций, оберегая и отстаивая их от всякого искажающего вмешательства внешних сил… А затем искания и прилаживания центральной нервной системы, происходящие в течение многочисленных повторений движения, рано или поздно достигают, наконец, построения динамически устойчивой формы движения.» [Н.А.Бернштейн. О ловкости и ее развитии, ФиС, 1991, с. 233]. В данной фразе лишь в общих чертах описан процесс формирования конкретного двигательного навыка — без объяснения каких-либо физиологических механизмов, обеспечивающих течение данного процесса. Но в ней хотя бы есть намек на сложность и продолжительность формирования двигательных навыков, что сегодня при построении тренировочного процесса игнорируется как теоретиками, так и практиками спорта.
Однако, по мнению Н.А.Бернштейна, автоматизация обязана «своим существованием не какому-то штампу в двигательных центрах мозга (… такие штампы невозможны в них)» [Н.А.Бернштейн. О ловкости и ее развитии, ФиС, 1991, с. 231]. Данное мнение допускает возможность выполнения стандартизованных действий организма с помощью управления различно локализованными нейронными комплексами, что противоречит физиологическим реалиям, подтвержденным в современных исследованиях с помощью функциональной МРТ головного мозга. На самом деле автоматизация связана как раз с созданием в центральной нервной системе временных «штампов» (комплексов конкретных нейронов с их строгой функциональной пространственно-временной упорядоченностью), которые и обеспечивают управляющую деятельность головного мозга при «автоматическом производстве» организмом конкретных двигательных актов.
В рассматриваемой работе Н.А.Бернштейна прозвучала фраза, давшая впоследствии основание для выработки определения термину «техника спортивного движения»: «Правильно сделанное движение — это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу. Правильное движение — это движение, которое делает то, что нужно. Такова качественная сторона определения. … Количественная сторона правильности движений выражается в их точности.» [Н.А.Бернштейн. О ловкости и ее развитии, ФиС, 1991, сс. 250-251]. Однако Н.А.Бернштейн утверждал, что «плохие, неудачные движения не запоминаются, тогда как удачные решения двигательной задачи, напротив, имеют тенденцию запечатлеваться прочно.» [Н.А.Бернштейн. О ловкости и ее развитии, ФиС, 1991, с. 234]. Данное мнение грубо ошибочно и, что хуже всего, оно привело к появлению у спортивных практиков представления о том, что организм способен сам «настроиться» на правильность выполнения движения — всего лишь в процессе многократного выполнения данного движения. Однако многолетняя практика подготовки хоккеистов как раз показывает, что в подавляющем большинстве случаев человеческий организм изначально строит неправильные, неэффективные движения, которые при многократном их повторении прочно им запоминаются и исправить которые впоследствии — сложнейшая задача.
На самом деле формирование любого двигательного навыка — это процесс построения функциональной системы конкретного двигательного акта и осуществляется этот процесс исключительно в результате многократного правильного выполнения данного движения. Причем эта «многократность» не ограничивается одним или даже несколькими тренировочными занятиями. Продолжительность формирования любого двигательного навыка зависит от: исходной подготовленности спортсмена; частоты повторений в каждом тренировочном занятии конкретного движения; сложности осваиваемого двигательного акта; индивидуальных способностей спортсмена к освоению движений; тщательности выполнения спортсменом осваиваемого движения; мотивированности спортсмена к освоению данного движения; и т.д.
Для работы над техникой спортивных движений в хоккее могут быть использованы как групповой, так и индивидуальный методы работы. При этом, оба метода помимо неоспоримых достоинств имеют и свои недостатки. Но общая проблема и того, и другого метода — необходимость существенных временных затрат тренировочного времени на освоение каждого из соревновательных движений. При невозможности безграничного увеличения продолжительности и числа тренировочных занятий, тренеры вынуждены, в той или иной степени, жертвовать работой над техническим элементами игры в хоккей — в угоду другим компонентам подготовки хоккеистов, обеспечивающим результативность выступления команд на официальных соревнованиях. Это — одна из причин того, почему в последние десятилетия в отечественных хоккейных школах работе над техникой движений уделяется абсолютно недостаточное количество времени.
В настоящее время тренеры хоккейных школ, стремясь обеспечить успешность сегодняшних выступлений на соревнованиях своих воспитанников, акцентируют внимание на тренировочной работе, которая, по их мнению, обеспечивает скорейшую соревновательную результативность команды. При этом упускается из виду тот факт, что, например, эффективность построения тех или иных тактических схем игры в хоккей напрямую зависит от индивидуальной технической вооруженности игроков, а отсутствие у последних сформированных правильных двигательных навыков приводит к большому количеству брака в соревновательных упражнениях. Как результат хронической недостаточности внимания, уделяемого в хоккейных школах освоению техники соревновательных движений — эти школы готовят и выпускают «недохоккеистов» [2].
В качестве дополнительного метода освоения технических элементов игры в хоккей нами предлагается интегративный метод построения упражнений, выполняемых на льду и совмещающий технические и тактические методы подготовки хоккеистов. Суть интегративного метода — внедрение различных технических элементов в уже используемые комплексы специфических ледовых упражнений и тактических схем. Данный метод позволяет параллельно решать задачи тактической и технической подготовки хоккеистов без нарушения принципа оптимальности тренировочных нагрузок.
При реализации интегративного метода построения упражнений предлагается вводить дополнительные «станции» («упражнение в упражнении» — технический блок: элементы катания, ведение и контроль шайбы, передачи, элемент обводки и т.п.) в начале, в середине или в конце предлагаемого упражнения.
Введение интегративного метода в построении упражнений позволит решать сразу несколько задач:
1. Повышается количество повторений технических элементов, повышается объем технической работы в микроциклах подготовки, сокращаются сроки освоения конкретных двигательных актов.
2. В каждом тренировочном занятии систематически осуществляется работа над формированием правильных двигательных навыков с их переносом в соревновательные упражнения и непосредственно в игру.
3. Возрастает моторная плотность тренировочных занятий.
Введение интегративного метода построения тренировочных упражнений в многолетний процесс подготовки хоккеистов не умаляет значения и необходимости индивидуальной и групповой работы непосредственно над техникой отдельных хоккейных движений, но позволяет существенно повысить эффективность технической работы. Следует уточнить, что данный метод может быть использован лишь в подготовке хоккеистов, прочно овладевших базовыми техническим элементами игры в хоккей.
Применение интегративного метода построения тренировочных упражнений в подготовке хоккеистов детско-юношеских, молодежных и профессиональных команд будет способствовать росту индивидуального технического и тактического мастерства спортсменов, что неизбежно приведет к повышению спортивных результатов команды.
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.
2. Гимаев, С.Н. «Как мы догоним Канаду, если готовим недоучек?» [Электронный ресурс] // Спорт. Медицина. Здоровье: информ.-справочный портал. М., 2019. URL: http://www.sportmedhealth.ru/sport/gimaev-kak-my-dogonim-kanadu-esli-gotovim-nedouchek-i-nedoxokkeistov/ (дата обращения: 16.01.2019).
3. Павлов, А. С. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов / А. С. Павлов, А. Е. Деев, С. Е. Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, Том 12, № 2, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017 — С. 86-96.
4. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А. С. Павлов. — М. : ОнтоПринт, 2017. — 154 с.
Павлов, А.С. Инновационный метод построения упражнений, выполняемых хоккеистами на льду / А.С.Павлов, А.Е.Деев, А.Б.Михайлов // В сб. мат. Всероссийской научно-практической конференции «О результатах выступления спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним олимпийским видам спорта в спортивном сезоне 2018-2019 и ходе подготовки к XXIV Олимпийским зимним играм 2022 года в г. Пекине (КНР)», ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, М., 2019. – С. 66-71