Павлов А. С., Павлов С. Е., Кучава Т. С., Петров А. А., Павлова Т. Н.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», Москва, Россия
Ключевые слова: хоккей, тренированность, механизмы энергообеспечения, специальная скоростная выносливость, тестирование.
Аннотация. Уровень тренированности хоккеистов определяется степенью развития комплекса технических и специальных двигательных навыков хоккеиста, отражающих уровень его готовности к игровой деятельности. Одна из таких характеристик – специальная скоростная выносливость хоккеистов в беге на коньках. Важную роль в оценке специальной скоростной выносливости хоккеистов в беге на коньках играет информативность используемых тестовых упражнений.
Методы. Анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. Информативность тестовых упражнений в спорте должна оцениваться, в первую очередь, по степени схожести «внешних» параметров тестовых упражнений и двигательных актов, непосредственно используемых в соревновательной деятельности. Традиционно используемый в хоккее для оценки скоростной выносливости тест недостаточно информативен, поскольку хоккеисты при выполнении данного теста не достигают максимально возможных для них скоростей в беге на коньках.
Результаты. В эксперименте с участием квалифицированных хоккеистов доказано, что в модифицированном тестовом упражнении, используемом для оценки скоростной выносливости в беге на коньках, спортсмены демонстрируют более высокие скоростные показатели.
Заключение. Предложена и рекомендована для использования в практике хоккея более информативная модификация теста для оценки специальной скоростной выносливости хоккеистов в беге на коньках.
Введение.
Повышение уровня тренированности, достижение и сохранение состояния спортивной формы — главные задачи, которые должны решаться на протяжении каждого годичного цикла подготовки хоккеистов. «Спортивная форма — это состояние функциональной готовности спортсмена к совершению соревновательной деятельности на основе достигнутого на данный момент уровня тренированности и динамически меняющееся состояние, отражающее характер взаимосодействия различных сторон подготовленности спортсмена в демонстрации им спортивного результата» [2]. Тренированность — «количественная» составляющая состояния «спортивная форма» — специфическая структурно-функциональная готовность спортсмена к совершению им соревновательной деятельности [2]. Уровень тренированности в хоккее — это уровень развития комплекса технических и специальных двигательных навыков хоккеиста, которые в сумме определяют уровень его готовности к игровой деятельности. Уровень тренированности хоккеистов должен оцениваться в динамике с помощью комплекса информативных тестовых упражнений [8].
В теории и практике хоккея развитию так называемых «физических качеств» всегда уделялось и уделяется особое внимание. Физическую подготовку в спортивной педагогике традиционно разделяют на «общую физическую подготовку» и «специальную физическую подготовку». Хоккейные специалисты [6, 11, 14 и др.] пишут о «специализированной физической подготовке», которая, по их мнению, должна быть направлена на развитие у спортсменов «физических качеств», требуемых в хоккее.
Под скоростными способностями спортсмена принято понимать функциональные свойства его организма, определяющие скоростные характеристики движений и время двигательной реакции [6, 10, 11, 14 и др.]. Выносливость представляется, как способность организма длительно выполнять заданную работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы [6, 10, 11, 14 и др.]. Выделяют общую и специальную выносливость [5, 6, 10, 11, 14 и др.]. В. Н. Платонов (1986) предлагает понимать общую выносливость как «способность спортсмена к продолжительному выполнению им работы неспецифического характера» [10]. При этом следует упомянуть мнение И. В. Захаркина с соавт. (2008), утверждающих, что самостоятельных «физических качеств» не существует, а существуют взаимосвязанные и взаимозависимые характеристики конкретных двигательных актов организма, направленных на достижение конкретного результата [4]. Под специальной выносливостью в спортивной педагогике принято понимать «способность спортсмена эффективно выполнять соревновательную работу и преодолевать утомление в условиях ее выполнения» [5]. Скоростную выносливость предлагается рассматривать, как способность организма спортсмена противодействовать утомлению при выполнении им спортивных действий с высокой скоростью на протяжении какого-либо временного промежутка или при преодолении какой-либо дистанции [5, 11, 14]. При этом игнорируется тот факт, что развивающееся утомление неизбежно нарушает структуру спортивного движения, а противостоять утомлению, сохраняя структуру спортивного движения невозможно, поскольку в основе процесса утомления всегда лежат структурно-функциональные изменения в конкретных физиологических системах организма, ответственных за совершение той или иной конкретной работы. Предложено понимать скоростную выносливость как способность организма длительно выполнять какую-либо конкретную работу с околопредельной и предельной скоростью, без снижения эффективности выполнения работы [7].
Значительное число спортивных педагогов в своих публикациях так или иначе затрагивает механизмы энергообеспечения работы организма спортсмена. Согласно широко распространенному представлению, включение разных механизмов энергообеспечения работы мышц происходит поэтапно: первые секунды работы обеспечиваются креатинфосфатным механизмом; продолжение работы организма (до 2-3 минут) запускает механизм анаэробного гликолиза; аэробный механизм энергообеспечения включается через 2-3 минуты работы организма [3]. Однако практически всеми авторами игнорируется тот факт, что ни один биохимический или физиологический процесс при отсутствии патологии в организме не может быть выключен ни в какой момент, а, значит, все механизмы энергообеспечения здорового организма используются им непрерывно, хотя, согласно системным законам физиологии, степень задействованности каждого из этих механизмов — различна и зависит от характера работы физиологических систем организма [1, 9, 13 и др.]. Соответственно, корректно говорить о преимущественности работы того или иного механизма энергообеспечения в связи с выполнением организмом конкретной работы. При этом следует учитывать, что, согласно законам системной физиологии [1, 9, 13 и др.], выраженность разных процессов энергообеспечения в разных органах и тканях организма при совершении им той или иной работы — различна, что определяется характером работы данных органов и тканей организма и степенью их вовлеченности в конкретную деятельность организма. Наконец, следует помнить, что спортсмен перед началом тренировочной или соревновательной работы всегда разминается, подготавливая организм для выполнения тренировочной или соревновательной работы и интенсифицируя, в том числе, работу всех механизмов энергообеспечения [9]. Более того предшествующее любому действию организма формирование в коре головного мозга «образа» этого будущего действия [1] приводит в состояние относительной готовности к началу работы все необходимые для выполнения данного действия механизмы, а сформированные в результате предшествующих тренировок функциональные системы (конкретные двигательные акты) запускают все необходимые для их работы физиологические механизмы с момента начала работы организма [1, 9, 13]. Из всего вышесказанного следует, что все механизмы энергообеспечения деятельности организма задействованы как в покое, так и в любой момент выполнения организмом любой работы.
По непонятным причинам при оценке специфичности тренировочных нагрузок специалисты в области теории хоккея [6, 11] предлагают ориентироваться на представления о поэтапности включения при совершении организмом работы разных механизмов энергообеспечения. Но характеристики энергообеспечения жизнедеятельности организма относительно неспецифичны и могут оцениваться исключительно в рамках совершения организмом конкретной деятельности [1, 9, 13 и др.]. Постулат о структурно-функциональной специфичности конкретных поведенческих (двигательных) актов [9, 13] диктует необходимость оценки в первую очередь основных параметров совершаемого действия — «внешних» характеристик и промежуточных и конечного результатов каждого конкретного двигательного акта. Именно эти показатели, характеризующие тренировочные и тестовые упражнения позволяют оценить степень их специфичности (а в отношении тестов – и степень их информативности) по отношению к соревновательным упражнениям.
В хоккее для оценки специальной скоростной выносливости хоккеистов на протяжении уже многих десятилетий используется тест – «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью 5 отрезков по 54 метра». Данный тест может быть охарактеризован как комплексный, высокоспецифичный по отношению к игровой деятельности в хоккее тест, поскольку он включает целый ряд технических элементов из арсенала хоккея: бег со старта, бег накатом, торможение с последующим выбеганием в обратную сторону. Однако главным оцениваемым компонентом данного теста является время его выполнения, а наиболее важная его составляющая – скорость бега хоккеистов по дистанции. Многолетняя экспериментальная и практическая работа с квалифицированными хоккеистами позволили нам предположить, что хоккеисты не демонстрируют полностью свои максимальные скоростные качества в беге на коньках в тесте 5х54м — из-за выраженного противодействия при выполнении этого теста двух различных «физических качеств» — скорости и выносливости. Выдвинуто предположение, что укорочение тестовой дистанции позволит хоккеистам демонстрировать на всех ее отрезках более высокую скорость бега на коньках.
Цели и задачи исследования.
Цель настоящего исследования – оценка степени информативности тестовых упражнений — «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 5х54 м» и «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 4х54 м» — в плане эффективности их использования для оценки скоростной выносливости хоккеистов.
Основные задачи исследования – сравнить и проанализировать временные параметры выполнения хоккеистами тестовых упражнений: «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 5х54 м» и «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 4х54 м».
Дополнительные задачи исследования – сравнить и проанализировать среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов в покое, исходные среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированные непосредственно перед выполнением ими тестов и максимальные среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированные во время выполнения испытуемыми тестов.
Методы и организация исследования.
В экспериментальной работе, проведенной на кафедре теории и методики хоккея РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) с участием 10 квалифицированных хоккеистов в возрасте 19-25 лет, оценивали временные параметры пробегания хоккеистами на коньках с максимальной скоростью тестов 5х54 м и 4х54 м. Тестирования проводились во время утренней тренировки, после разминки. С помощью системы «Polar» дистанционно, в режиме реального времени оценивали динамику частоты сердечных сокращений каждого испытуемого в состоянии покоя и при выполнении тестовых упражнений. Сначала хоккеисты выполняли тест 5х54 м, а после 15 минут полного отдыха – тест 4х54 м. Процесс тестирований фиксировали на цифровую видеокамеру. Полученный видеоматериал был проанализирован с помощью компьютерной программы Sony Vegas Pro 13.0. При анализе видеоматериала оценивали время пробегания как тестов в целом, так и каждого 54-метрового отрезка в обоих тестах. Сравнивали и анализировали среднегрупповые показатели времени пробегания хоккеистами на коньках первого, второго, третьего и четвертого отрезков в тестах 5х54 м и 4х54 м и показатели времени среднегруппового пробегания хоккеистами финишных отрезков в обоих тестах. Сравнивали и анализировали среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов в покое, исходные среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированные непосредственно перед выполнением ими тестов и максимальные среднегрупповые показатели частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированные во время выполнения испытуемыми тестов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Среднегрупповой показатель частоты сердечных сокращений хоккеистов, измеренный в покое перед тренировкой (в раздевалке) составил 76±5 уд/мин.
Исходный среднегрупповой показатель частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированный непосредственно перед выполнением испытуемыми теста 5х54 м составил 127±21 уд/мин. Максимальный среднегрупповой показатель частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированный непосредственно во время выполнения испытуемыми теста 5х54 м составил 182±7 уд/мин.
Исходный среднегрупповой показатель частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированный непосредственно перед выполнением испытуемыми теста 4х54 м составил 143±11 уд/мин. Максимальный среднегрупповой показатель частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированный непосредственно во время выполнения испытуемыми теста 4х54 м составил 182±5 уд/мин.
Сравнение среднегруппового показателя частоты сердечных сокращений хоккеистов, измеренного в покое перед тренировкой и исходных среднегрупповых показателей частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированных непосредственно перед выполнением тестов 5х54м и 4х54м подтвердили наше предположение о том, что к выполнению тестовых упражнений спортсмены подходят в состоянии определенной функциональной готовности к выполнению предстоящей работы, а не в состоянии покоя.
Величины максимальных среднегрупповых показателей частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированные непосредственно во время выполнения испытуемыми тестов 5х54 м и 4х54 м свидетельствуют о том, что при выполнении тестов спортсмены работали в полную силу.
Достоверное (р≤0,05) различие исходных среднегрупповых показателей частоты сердечных сокращений хоккеистов, зафиксированных непосредственно перед выполнением спортсменами тестов 5х54 м и 4х54 м свидетельствует о том, что 15 минут отдыха после выполнения высокоинтенсивной относительно продолжительной работы оказывается недостаточно для ликвидации кислородного долга у квалифицированных хоккеистов, выполнивших тест — непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной и субмаксимальной скоростью дистанции 5х54 м.
Среднегрупповой показатель времени пробегания хоккеистами теста 5х54 м составил 43,942±1,762 с. Среднегрупповой показатель времени пробегания хоккеистами теста 4х54 м составил 33,827±1,135 с.
Среднегрупповые показатели времени пробегания хоккеистами первого, второго, третьего, четвертого и пятого отрезков в тесте 5х54 м составили 7,768±0,475 с, 8,549±0,385 с, 8,985±0,499 с, 9,397±0,607 с и 9,243±0,524 с. Среднегрупповые показатели времени пробегания хоккеистами первого, второго, третьего и четвертого отрезков в тесте 4х54 м составили 7,819±0,470 с, 8,613±0,394 с, 8,735±0,412 с и 8,660±0,425 с.
Различия между показателями времени пробегания первого и второго отрезков в тестах 5х54 м и 4х54 м недостоверны (р≥0,5). Различия между показателями времени пробегания третьих отрезков в тестах 5х54 м и 4х54 м относительно достоверны (р≥0,05). Достоверно различны (р≤0,001) показатели времени пробегания четвертых отрезков в тестах 5х54 м и 4х54 м. Достоверно различны (р≤0,001) показатели времени пробегания финишных отрезков в тестах 5х54 м и 4х54 м.
Таким образом, скоростной компонент пробегания хоккеистами на коньках теста 4х54 м более выражен, чем тот же компонент – в пробегании хоккеистами на коньках теста 5х54 м.
Выводы:
1. Тест – «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью отрезков 4х54 м» в большей степени соответствует задаче оценки скоростной выносливости хоккеистов, поскольку в данном тесте, в отличие от теста 5х54м, хоккеисты демонстрируют более высокую скорость бега.
2. В качестве исходных показателей при изучении реакции сердечно-сосудистой системы на выполняемую спортсменами работу следует использовать не показатели частоты сердечных сокращений, измеренные в покое, а показатели частоты сердечных сокращений, зафиксированные непосредственно перед выполнением конкретной работы.
3. В процесс подготовки хоккеистов необходимо вводить средства и методы, способствующие повышению скорости ликвидации кислородного долга организмом спортсмена после выполнения ими интенсивной тренировочной и соревновательной работы.
Заключение.
Тест – «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 4х54м» – более информативен в плане оценки специальной скоростной выносливости, чем тест — «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 5х54 м». В связи с этим для контроля за динамикой специальной скоростной выносливости хоккеистов в беге на коньках рекомендуется использовать тест – «непрерывное «челночное» пробегание на коньках с максимальной скоростью дистанции 4х54 м».
Павлов А. С., Павлов С. Е., Кучава Т. С., Петров А. А., Павлова Т. Н. Специальная скоростная выносливость хоккеистов в беге на коньках и информативность методов ее оценки / «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта», электронный журнал, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, №3, (выпуск 36), 2015. – С. 142-149.
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин — «Медицина», Москва, 1968. – 546 с., ил.
2. Блеер, А. Н. Пути развития теории и практики спорта / А. Н. Блеер, А. П. Бондарчук, С. Е. Павлов, М. М. Ковылин, А. С. Павлов // В журнале «Экстремальная деятельность человека», № 3 (32), 2014. – С. 47-52
3. Волков, Н. И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки / Учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа — Москва, 1986. — 63 с.
4. Захаркин, И. В. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов / И. В. Захаркин, А. П. Давыдов, В. В. Крутских, Д. Р. Черенков, С. Е. Павлов // Олимпийский бюллетень № 9. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. / Л. П. Матвеев. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с: ил.
6. Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие / Ю. В. Никонов — Мн.: ООО «Асар», 2003. — 232 с.: ил.
7. Павлов, А. С. Тестирование специальной скоростной выносливости хоккеистов / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, Т. С. Кучава, А. А. Петров, С. Е. Павлов // «Фундаментальные исследования», № 2 (часть 19) 2015. — С. 4309-4314.
8. Павлов, С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов / С. Е. Павлов – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 224 с.
9. Павлов, С. Е. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с.
10. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – Москва: Советский спорт, 2005. – 820 с. : ил. 522, табл. 206.
11. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В. П. Савин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с., ил.
12. Теппермен, Дж. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. Вводный курс: Пер. с англ. / Дж. Теппермен – М.: Мир, 1989. — 656 с., ил.
13. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
14. Шестаков, М. П. Специальная физическая подготовка хоккеистов / М. П. Шестаков, А. П. Назаров, Д. Р. Черенков — М.: СпортАкадемпресс, 2000. — 143 с.