Павлова Т. Н., Мехтелева Е. А., Павлов С. Е.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва, Россия
Аннотация. В сообщении освещен опыт использования комплексного метода построения тренировочного процесса при подготовке спортсменки к Чемпионату Мира по плаванию среди ветеранов. Целью тренировочной работы спортсменки изначально было повышение ее специальной тренированности в спринтерском плавании. Выявлена эффективность использования комплексного метода построения тренировочного процесса в предсоревновательной подготовке пловца. Указано на ошибки в тренировочной работе, помешавшие спортсменке в достижении более высоких результатов на Чемпионате Мира среди ветеранов. Представлены выводы по результатам проделанной работы.
EXPERIENCE OF PRECOMPETITIVE PREPARATION OF SPORTSWOMAN TO FINA WORLD MASTERS CHAMPIONSHIPS WITH USING COMPLEX METHOD IN CONSTRUCTION OF TRAINING PROCESS
Pavlova T. N., Mehteleva E. A., Pavlov S. E.
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia
Annotation. The report showed the experience of using of the complex method training process construction in the preparation of athletes for the FINA World Masters Championships. The aim of athlete’s training work was a raising of special training level in sprint swimming. The effectiveness of using this method in training process during the precompetitive preparation of swimmer has been revealed. The mistakes in training work, that prevented to reach the higher result on the Championship, were specified. Conclusions based on results of the completed work are presented.
Комплексный метод построения тренировочного процесса (как более эффективная альтернатива широко применяемому в спорте периодизационному методу подготовки спортсменов Л. П. Матвеева), разработан в 70-х годах XX столетия Олимпийским чемпионом, Заслуженным тренером СССР, доктором педагогических наук А. П. Бондарчуком. Модификации комплексного метода построения тренировочного процесса уже более 40 лет с неизменным успехом используются А. П. Бондарчуком (2000, 2011, 2013 и др.) в его тренерской работе. Первый удачный опыт использования комплексного метода в построении тренировочного процесса пловца зафиксирован в статье С. Е. Павлова, Т. Н. Кузнецовой, И. В. Афонякина (2001).
В основу настоящей работы по подготовке спортсменки к Чемпионату Мира по плаванию 2015 года среди ветеранов легли законы адаптации [С. Е. Павлов, 2000, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011] и современные принципы построения тренировочного процесса [А. Н. Блеер, А. П. Бондарчук, С. Е. Павлов, М. М. Ковылин, А. С. Павлов, 2014; А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов, 2014]. Кроме того в процессе подготовки спортсменки использовался метод лазерной стимуляции [Т. Н. Кузнецова, С. Е. Павлов, 1997; S. Ye. Pavlov, 1998; и др.] и комплекс дыхательных упражнений [А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, С. Е. Павлов, 2015; А. С. Павлов с соавт., 2015].
Продолжительность работы по подготовке к Чемпионату Мира по плаванию среди ветеранов составила календарный месяц. За этот период спортсменкой было выполнено 20 тренировочных занятий. Объем плавательной нагрузки каждого тренировочного занятия варьировался от 350 до 450 метров. Основные тренировочные задания состояли из проплываний с максимальной и субмаксимальной скоростью способом брасс дистанции 50 метров — с фиксацией результата каждого тренировочного задания. В качестве дополнительного упражнения использовалась работа на тренажере с постоянным сопротивлением – тяга руками, имитирующая гребковые движения при плавании брассом. Перед каждой тренировкой проводилась лазерная стимуляция по ранее разработанной методике [Т. Н. Кузнецова, С. Е. Павлов, 1997; S. Ye. Pavlov, 1998; и др.]. Ежедневно спортсменка выполняла комплекс дыхательных упражнений, направленных на повышение функций системы внешнего дыхания. В качестве дополнительного питания спортсменка использовала пищевую добавку «Формула силы №1» (Россия).
Мы изначально понимали, что 20 тренировочных занятий окажется недостаточно для вхождения спортсменки в состояние спортивной формы в используемых ею в тренировках плавательных упражнениях. «Спортивная форма — состояние функциональной готовности спортсмена к совершению соревновательной деятельности на основе достигнутого на данный момент уровня тренированности» и «… динамически меняющееся состояние, отражающее характер взаимосодействия различных сторон подготовленности спортсмена в демонстрации им спортивного результата» [А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов, 2014]. В связи с этим мы изначально рассчитывали исключительно на повышение за отпущенный нам период времени уровня тренированности спортсменки. «Тренированность — состояние специфической структурно-функциональной готовности атлета к совершению им соревновательной деятельности» [А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов, 2014]. Повышение уровня тренированности с большой долей вероятности позволило бы спортсменке продемонстрировать относительно высокие для нее спортивные результаты на Чемпионате Мира на дистанциях 50м и 100м брассом. Увеличить число тренировочных занятий с целью достижения состояния спортивной формы мы в данном конкретном случае сочли невозможным, поскольку при этом из-за недовосстановления (ввиду сокращения времени между тренировочными занятиями и его недостаточности для восстановления) неизбежно был бы уменьшен или исключен рост тренированности спортсменки [С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011], который является структурно-функциональной основой спортивной результативности (хотя наиболее полно уровень тренированности спортсмена проявляется в спортивных результатах, демонстрируемых им в состоянии спортивной формы). Оптимальный для спортсменки объем плавательной нагрузки был определен в процессе тренировок опытным путем с ориентировкой на степень эффективности восстановительных процессов ее организма.
Отсутствие динамики показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ) спортсменки после двухнедельного самостоятельного выполнения ею комплекса дыхательных упражнений позволило нам предположить, что данный комплекс выполнялся спортсменкой неправильно. Контрольное выполнение комплекса под руководством А. С. Павлова подтвердило данное предположение и позволило внести действенные коррективы в работу спортсменки над повышением функциональных возможностей ее системы внешнего дыхания. В результате последующей двухнедельной работы показатель ЖЕЛ спортсменки увеличился с 4500 мл до 5200 мл.
Следует указать, что на протяжении всего периода подготовки к Чемпионату Мира спортсменка фактически тренировалась самостоятельно, без непосредственного участия в тренировочном процессе тренера. Следствием такой самостоятельной тренировочной работы стали серьезные проблемы в технике старта и в технике плавания. Именно недостатки в технике старта и в технике плавания стали препятствием для полноценной реализации возможностей спортсменки в стартах Чемпионата Мира по плаванию среди ветеранов.
Тем не менее, на дистанции 50 метров брассом спортсменке удалось улучшить свой результат (36,56 с), продемонстрированный на соревнованиях месяцем ранее, и побить собственный рекорд России для ее возрастной группы (36,41 с), завоевав на этой дистанции в своей возрастной группе на Чемпионате Мира среди ветеранов бронзовую медаль. На дистанции 100 метров брассом спортсменке также удалось улучшить свой прежний результат с 1,21,78 с до 1,21,08 с и занять в плавании на этой дистанции 3 место. На дистанции 200 метров брассом спортсменка не смогла улучшить свой прежний результат и заняла 4 место.
По результатам проведенной работы мы сочли возможным сделать следующие выводы:
1. Использование законов системной физиологии в планировании и построении тренировочного процесса гарантирует эффективность последнего.
2. Комплексный метод построения тренировочного процесса в подготовке пловцов более эффективен, чем традиционно используемый в подготовке пловцов периодизационный метод.
3. Основы эффективности тренировочного процесса – целенаправленность и оптимальность его построения. Еще одно необходимое условие для роста тренированности спортсмена — полноценность восстановления атлета между тренировочными занятиями.
4. Достигнутый в тренировках структурно-функциональный «потенциал» спортсмена может быть реализован только при условии формирования адекватной сегодняшним возможностям спортсмена техники плавания.
5. Дополнительные средства и методы стимуляции уровня тренированности в полной мере действенны при условии формирования адекватной сегодняшним возможностям спортсмена техники плавания.
6. Повышение уровня тренированности спортсмена с определенной долей вероятности позволяет ему демонстрировать высокие для себя результаты, но не гарантирует полноценной реализации достигнутого уровня тренированности на соревнованиях.
7. Положительный перенос тренированности осуществляется в пределах ±25% специфики выполняемых в тренировках упражнений [С. Е. Павлов, А. С. Павлов, 2013] и отсутствует при выполнении работы, выходящей за указанные «рамки».
1. Блеер А. Н., Бондарчук А. П., Павлов С. Е., Ковылин М. М., Павлов А. С. Пути развития теории и практики спорта / В журнале «Экстремальная деятельность человека», № 3 (32), 2014. – С. 47-52
2. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. – К.: АН, 2000. – 567 с.
3. Бондарчук А. П., Блеер А. Н., Павлов С. Е. Тренированность и спортивная форма / В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. – С. 193-195
4. Кузнецова Т. Н., Павлов С. Е. Методика применения физиотерапевтических средств (низкоэнергетических ИК-лазеров) в тренировочном процессе пловцов // Методическая разработка для преподавателей, аспирантов и студентов РГАФК. — РГАФК. — М., 1997. — 52 с.
5. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
6. Павлов С. Е., Кузнецова Т. Н., Афонякин И. В. Современная теория адаптации и опыт использования ее основных положений в подготовке пловцов // «Теор. и практ. физ. культ.», № 2, 2001 / «Тренер» (журнал в журнале). – С. 32-37
7. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
8. Павлов С. Е., Павлов А. С. Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» / Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова – Сочи, 2013. — С. 100-103
9. Павлов А. С., Урюпин Н. Н., Павлов С. Е. Использование дыхательных упражнений для повышения аэробной производительности и специальной скоростной выносливости хоккеистов в период предсезонной подготовки / Вестник Федерации хоккея России, № 1. — М.: Человек, 2015. – С. 20-24
10. Павлов А. С., Павлов С. Е., Репнев В. А., Ткачев А. В. Повышение специальной скоростной выносливости хоккеистов с помощью использования в тренировочном процессе системы дыхательных упражнений / «Детский тренер», №1, 2015. – С. 50-54.
11. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
12. Bondarchuk A.P. Periodization of training in sports. – K.: N-a, 2011. V 2. – 185 p.
13. Bondarchuk A.P. Periodization of training in sports. – K.: N-a, 2013. V 4. – 179 p.
14. Pavlov S. Ye. Laser light as a means of urgent enhancement of physical and sporting work capacity with swimmers — Book of Abstracts of the VIII International Symposium on Biomechanics and Medicine in Swimming. University of Jyvaskyla, Finland — June 28-July 2, 1998. — P. 108.
Павлова Т. Н., Мехтелева Е. А., Павлов С. Е. Опыт предсоревновательной подготовки спортсменки к Чемпионату Мира по плаванию среди ветеранов с использованием комплексного метода построения тренировочного процесса / Олимпийский бюллетень № 16 / Сост. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Леонтьева Н.С., Никифорова А.Ю., Леонтьева Л.С. – М.: Издательство «Человек», 2015. – С. 191-197.