А.С.Павлов, молодой посол Олимпийского комитета России на ЮОИ-2016, преподаватель
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация. В работе рассмотрены этапы становления Юношеских Олимпийских игр. Выявлены предпосылки для разработки концепции проведения данных соревнований. Определена значимость Юношеских Олимпийских игр как инструмента социализации юных спортсменов и интеграции Олимпийских ценностей и знаний в мировое сообщество. Проанализированы тенденции развития ЮОИ, выражающиеся в расширении программы соревнований и в появлении принципиально новых неолимпийских дисциплин. Представлена динамика результатов выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх.
FORMATION AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE YOUTH OLYMPIC GAMES
A.S. Pavlov, young ambassador of Russian Olympic Committee on YOG-2016, lecturer
Russian state university of physical education, sport, youth and tourism (SCOLIPE)
Abstract. The paper discusses the stages of the Youth Olympic Games. The prerequisites for developing the concepts for conducting competitions are revealed. We defined the significance of the Youth Olympic Games as a tool of socialization of young athletes and the integration of Olympic values and knowledge into global community. The development trends of the Youth Olympic Games are analyzed, which leads to the expansion of the competition program and the emergence of fundamentally new non-Olympic disciplines. The dynamics of the results of the Russian national team performances during the Youth Olympic Games are presented.
Идея создания Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ) принадлежит бывшему президенту Международного Олимпийского комитета (МОК) Жаку Рогге. Предложенная идея была одобрена членами правления МОК и позднее во время проведения 119-ой сессии МОК в Гватемале (2007 г.) проект ЮОИ был официально утверждён.
Юношеские Олимпийские игры являются главными из международных соревнований в детско-юношеском спорте. В настоящее время отдельными авторами отмечается значимость юношеского спорта для социализации личности и формирования социальных ценностей и установок. Именно поэтому проект Юношеских Олимпийских игр изначально создавался с целью позитивного влияния на молодое поколение и формирования у него спортивного и здорового образа жизни, делая из участников Игр послов Олимпийских ценностей для дальнейшей интеграции этих ценностей и знаний в мировое сообщество.
Юношеские Олимпийские Игры, так же, как и «взрослые» Олимпийские игры, представлены летними и зимними версиями проведения этих спортивных форумов (продолжительностью 12 и 10 дней – соответственно). Возраст участников ЮОИ составляет от 15 до 18 лет. Общее количество участников в летних ЮОИ, в среднем, составляет 3500 атлетов из 204 стран, в зимних – 1000 атлетов из 80 стран. Одной из особенностей ЮОИ является то, что юные спортсмены должны оставаться в Олимпийской деревне в течение всего времени проведения Игр – с целью их полноценного участия в культурно-образовательной программе данного спортивного форума. I-е летние Юношеские Олимпийские игры состоялись в 2010 году в Сингапуре, а I-е зимние ЮОИ прошли в 2012 году в Инсбруке (Австрия). II-е летние ЮОИ состоялись в 2014 году в Нанкине (КНР), II-е зимние ЮОИ прошли в 2016 году в Лиллехаммере (Норвегия).
Необходимо отметить, что прообразом Юношеских Олимпийских Игр стали Всемирные Юношеские игры, впервые проведенные в 1998 году в Москве, под эгидой Международного Олимпийского комитета. Во Всемирных Юношеских играх приняли участие 4676 спортсменов из 131 страны. В рамках соревнований состоялся международный форум, на котором были представлены результаты научных исследований олимпийского направления. Отсюда следует, что внедрение культурно-образовательного элемента в дополнение к соревновательной программе на примере ЮОИ не является чем-то принципиально новым, а развивает и дополняет идеи Всемирных Юношеских игр.
Одна из существенных особенностей Юношеских Олимпийских игр – интегрированная в программу соревнований культурно-образовательная программа, разработанная Международным Олимпийским комитетом, которая призвана решать следующие задачи: приобщение юных спортсменов к олимпийским ценностям, знакомство с историей олимпийского движения; развитие у спортсменов навыков, необходимых для построения успешной карьеры в будущем, как в спорте, так и вне его, всестороннего развития личности; участие спортсменов в семинарах, посвящённых спортивному и здоровому образу жизни; обмен опытом и знакомство с культурами разных стран, налаживание международных взаимоотношений, как в профессиональном, так и в личном плане.
Ответственными за организацию и обеспечение участия юных спортсменов в культурно-образовательной программе являются молодые послы, которые представляют страны-участницы на Юношеских Олимпийских Играх. Культурно-образовательная программа «Learn & Share» носит исключительно образовательный и просветительный характер, широко затрагивая различные аспекты истории спорта и олимпийского движения, проблемы подготовки атлетов и формирования необходимых навыков для успешной соревновательной деятельности и работы, как в спорте, так и вне его в будущем. Согласно инициативе Международного Олимпийского комитета в данной программе должно быть задействовано как можно большее число спортсменов, поскольку основной целью Юношеских Олимпийских Игр является именно пропаганда спорта, олимпийских ценностей и олимпийского движения среди молодого поколения. При этом делается акцент именно на всестороннее развитие спортсмена без выделения лишь соревновательной части и спортивного результата. В данном контексте ценность спорта выражается именно в многогранном преобразовании человека, в постоянном физическом и духовном совершенствовании личности. И Юношеские Олимпийские Игры рассматриваются как ступень к взрослому спорту, как этап подготовки, и успешной интеграции в сообщество после окончания спортивной карьеры.
Анализируя соревновательную часть Юношеских Олимпийских Игр, следует выделить наличие в программе соревнований смешанных команд (юноши и девушки), комбинированных соревнований (состязания в которых совмещены разные спортивные дисциплины) и соревнование межнациональных сборных команд (представители разных стран выступают в одной команде в определенной спортивной дисциплине). Внедрение такой формы соревнований было признано мировым сообществом как успешное. В таблице 1 представлена статистика по проведённым Юношеским Олимпийским Играм, которая наглядно отражает развитие соревнований в плане увеличения количества дисциплин и разыгрываемых комплектов медалей. Добавление новых дисциплин, появление смешанных команд, комбинация различных видов спорта – это оправданный шаг Международного Олимпийского комитета, отвечающий требованиям Олимпийской хартии и дающий право выступить на Юношеских Олимпийских Играх большему числу спортсменов, предоставляя возможность проявить себя не единожды и выступать в одной команде с бывшим оппонентом из другой страны. Последнее позволяет решать не только соревновательные, но и культурно-воспитательные задачи. Объединение молодых спортсменов со всего мира и формирование нормальных взаимоотношений между молодыми представителями разных культур способствует позитивным изменениям их мировоззрения, несмотря на существующие политические разногласия между странами.
Таблица 1 – Статистика проведения Юношеских Олимпийских игр
I летние
2010 Сингапур |
I зимние
2012 Инсбрук (Австрия) |
II летние
2014 Нанкин (КНР) |
II зимние
2016 Лиллехаммер (Норвегия) |
|
Кол-во стран-участниц | 204 | 69 | 203 | 71 |
Кол-во участников | 3531 | 1022 | 3579 | 1071 |
Разыгрывается
Медалей |
201 | 63 | 222 | 70 |
Кол-во видов спорта | 26 | 15 | 28 | 15 |
С 12 по 21 февраля 2016 года в норвежском Лиллехаммере прошли II-е зимние Юношеские Олимпийские игры. Значимым нововведением ЮОИ-2016 стало включение в программу соревнований следующих дисциплин: гонки на монобобах, смешанная эстафета в биатлоне, соревнования по слоупстайлу во фристайле, соревнования по сноуборд-кроссу, соревнования по индивидуальному хоккейному мастерству (броски на точность, скорость бросков, пробегание дистанции на время, точность передач и др.), командные соревнования в комбинированных видах спорта (комбинация лыжных гонок, прыжков с трамплина и лыжного двоеборья).
По результатам ЮОИ-2016 сборная России заняла 1 место по общему количеству медалей и 3 место по числу золотых, уступив сборным командам США и Южной Кореи. В Лиллехаммере российские спортсмены завоевали награды в 12 из 15 видов спорта, 47 из 72 российских спортсменов вернулись домой с наградами. В таблице 2 представлены результаты выступления российской сборной на Юношеских Олимпийских играх за весь период их существования, начиная с 2010 года.
Таблица 2 – результаты выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх
I летние
2010 Сингапур |
I зимние
2012 Инсбрук (Австрия) |
II летние
2014 Нанкин (КНР) |
II зимние
2016 Лиллехаммер (Норвегия) |
|
Общекомандное место (золото) | 2 | 5 | 2 | 3 |
Общее число медалей | 45 | 16 | 57 | 24 |
Золото | 19 | 5 | 27 | 7 |
Серебро | 15 | 4 | 19 | 8 |
Бронза | 11 | 7 | 11 | 9 |
Анализ результатов выступлений российский спортсменов на Юношеских Олимпийских Играх свидетельствует о положительной динамике в выступлениях сборных команд России, причем наибольший прогресс заметен в завоевании золотых медалей. Рассматривая Юношеские Олимпийские Игры как этап подготовки юных спортсменов с целью их перехода во взрослый спорт, можно с уверенностью говорить, что талантливые молодые спортсмены в России есть, и они уже занимают лидирующие позиции на соревнованиях мирового масштаба. А поскольку есть молодой и талантливый резерв, то есть и будущее у российского спорта.
Павлов А.С. Становление и тенденция развития Юношеских Олимпийских Игр / А.С. Павлов // Олимпийский бюллетень № 17 / Сост. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Никифорова А.Ю., Леонтьева Л.С. – М. : Издательство «Человек», 2016. – С. 126-131.