Павлов А. С., кандидат пед. наук (г. Москва, Россия)
Аннотация: Указано на разделение дифференцированной и интегративной подготовки хоккеистов по видам тренировочной работы. Предложено углубить дифференциацию многолетней подготовки хоккеистов. Утверждается, что для того, чтобы достигнутые игроками показатели дифференцированной подготовленности могли быть эффективно использованы в их игровой деятельности, освоенные игроками элементы игровых действий должна быть интегрированы в системы этих действий. Предложен показатель, который может быть использован для оценки соревновательной (интегративной) подготовленности игроков хоккейной команды.
Ключевые слова: спортивная школа, подготовка хоккеистов, дифференцированная подготовка, интегративная подготовка, показатель интегративной подготовленности хоккейной команды.
Современные исследователи предлагают разделять виды спортивной подготовки на дифференцированную и интегративную [3]. К дифференцированной подготовке в хоккее относятся: общефизическая подготовка, специальная физическая подготовка, специализированная подготовка, техническая подготовка. К интегративной подготовке в хоккее относятся: технико-тактическая подготовка, тренировочно-соревновательная подготовка, соревновательная деятельность [3].
Задача тренера любой хоккейной команды – построение систем игры пятерок команды, обеспечивающих эффективность их соревновательной деятельности. При этом следует помнить, что любая система состоит из большего или меньшего числа составляющих ее элементов. На этом основании в подготовке хоккеистов можно выделить составляющие каждой из систем игровых действий, целенаправленная работа над формированием которых обеспечит повышение эффективности создаваемых систем игры в хоккей. Еще более глубокая дифференциация осуществляется в результате выделения специальных двигательных актов хоккеистов, используемых ими в системах игровых действий. Заявлено, что многолетняя подготовка хоккеистов должна осуществляться на основании научения и навыкового освоения [1] специальных двигательных актов, необходимых игрокам для эффективных соревновательных действий [3]. Углубленная дифференциация многолетней подготовки хоккеистов обеспечивает формирование и развитие специальных двигательных актов, которые в качестве компонентов будут являться составляющими систем игровых действий хоккеистов на льду. Нетрудно заметить, что речь здесь идет не о развитии общих физических качеств [2], а об использовании средств и методов, в первую очередь, – специальной ледовой подготовки хоккеистов, обеспечивающей целенаправленное развитие специальных двигательных характеристик требуемых для игры в хоккей двигательных актов.
Однако, даже эффективная специальная дифференцированная подготовка хоккеистов сама по себе не обеспечивает эффективности действий игроков на льду. Чтобы достигнутые показатели дифференцированной подготовленности хоккеистов могли быть эффективно использованы в их игровой деятельности, освоенные игроками элементы игровых действий должна быть интегрированы в системы этих действий [3]. Выше уже было сказано, что такая интеграция осуществляется в результате технико-тактической подготовки, тренировочно-соревновательной подготовки и собственно соревновательной деятельности. Но существует проблема оценки соревновательной (интегративной) подготовленности хоккейных пятерок и хоккейных команд. Упрощенная оценка уровня соревновательной подготовленности той или иной хоккейной команды может быть сделана на основании места, занятого командой в чемпионате или турнире и анализа статистических показателей, традиционно фиксируемых в турнирных таблицах. Вместе с тем, информативным показателем эффективности соревновательной деятельности той или иной команды может являться показатель средней разницы забитых/пропущенных командой на чемпионате или в турнире шайб за одну игру, соотнесенный с местом, занятым той или иной командой на чемпионате или в турнире.
Были рассчитаны средние показатели разницы забитых/пропущенных за одну игру шайб, команд, принявших участие в финале первенства России по хоккею среди юношей 2009 г.р. и по итогам первенства занявших 1-4-е места: 1-е место – ЦСКА, Москва (РШср – 8,1); 2-е место – Локомотив, Ярославль (РШср – 2,7); 3-е место – Авангард, Омск (РШср – 1,4); 4-е место – СКА, Санкт-Петербург (РШср – 0,9) (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Средние показатели разницы забитых/пропущенных за одну игру шайб, команд, принявших участие в финале первенства России по хоккею среди юношей 2009 г.р. и занявших 1-4-е места.
Показатели, представленные графически, наглядно демонстрируют, что чем выше средняя разница забитых/пропущенных командой за одну игру шайб, тем более высокое место занимает команда по итогам турнира. Конечно, вполне возможна ситуация, когда команда, по итогам турнира продемонстрировавшая более высокий показатель средней разницы забитых/пропущенных за одну игру шайб, по какой-то причине может оказаться на более низком месте – практика хоккея показывает, что сильная команда может проиграть матч более слабой команде, но от этого сильная команда не становится слабее. Мы считаем, что именно показатель средней разницы забитых/пропущенных за одну игру шайб отражает реальный уровень соревновательной (интегративной) подготовленности хоккейной команды.
Основываясь на данных, полученных в представленном исследовании, в оценке уровня соревновательной (интегративной) подготовленности хоккейных команд спортивных школ – при обучении их игроков на этапе спортивной подготовки – предлагается ориентироваться на динамику показателя средней разницы забитых/пропущенных за одну игру шайб.
Список литературы:
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физк. и спорт, 1991. – 288 с.
2. Михно, Л. В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов : учебник для тренеров / Л. В. Михно Ю. Ф. Курамшин, В. В. Филатов, Р. Г. Ишматов, В. С. Волков / под ред. Л. В. Михно. — СПб. 2017. — 616 с.
3. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
Павлов, А. С. Средняя разница забитых/пропущенных за игру шайб –показатель подготовленности хоккеистов / А. С. Павлов – Вестник науки: №6 (75) том 1. 2024 г. – cc. 2093-2097. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15454 (дата обращения: 03.06.2024 г.)