Урюпин Н. Н., Павлов А. С., Крутских В. В.
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» (Москва, Россия)
Аннотация. Уровень специальной подготовленности юных хоккеистов следует оценивать по результатам комплексных тестирований, проводимых на льду. Специфика тестовых упражнений в таких тестированиях должна соответствовать специфике основных двигательных актов, используемых спортсменами во время игры в хоккей. Число тестовых упражнений, используемых в комплексных тестированиях, должно обеспечивать возможность полноценного проведения тестирований в рамках одного тренировочного занятия. Тестовые упражнения, используемые в комплексных тестированиях, должны соответствовать уровню подготовленности юных хоккеистов. Уровень специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов является определяющим критерием для их зачисления в команды того или иного квалификационного уровня.
Ключевые слова: хоккей, спортивная школа, тестирования, тестовые упражнения, специальная подготовленность хоккеистов, квалификация команд, этап начальной подготовки.
Введение. Хоккей с шайбой предъявляет высокие требования к уровню специальной подготовленности хоккеистов, который принято оценивать по результатам тестирований, проводимых на льду [2, 3, 4, 5, 6, 7 и др.]. Регулярное проведение ледовых тестирований актуально, в том числе, в спортивных школах, поскольку анализ динамики результатов специальных тестирований позволяет оценивать эффективность работы тренеров спортшкол. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» [5] и в методических рекомендациях Федерации хоккея России [7] представлены тестовые упражнения, которые могут быть использованы в комплексных тестированиях хоккеистов, проходящих обучение в спортивных школах. Вместе с тем, зафиксированы высказывания о необходимости расширения батареи тестовых упражнений для повышения объективности оценки уровня подготовленности юных спортсменов [1]. Необходимость такого расширения в хоккее с шайбой обусловлена тем, что данный вид спорта характеризуется большим числом технических элементов, используемых в игре.
Вместе с тем, следует понимать, что результаты специальных ледовых тестирований юных хоккеистов отражают, в первую очередь, уровень их специальной дифференцированной подготовленности [4]. В изученных нами литературных источниках мы не обнаружили данных, свидетельствующих о том, что более высокие показатели специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов позволяют им претендовать на места в командах, выступающих в более сильных квалификационных группах.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления различий уровня специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов команд спортивных школ, представленных на соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в разных квалификационных группах.
Цель исследования: провести сравнительный анализ уровня специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов команд спортивных школ, выступающих в разных квалификационных группах в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею».
Задачи исследования:
1. Выбрать команды спортивных школ возрастной группы «9-10 лет», выступающие в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в квалификационных группах «А», «Б» и «В».
2. Выбрать тестовые упражнения, обосновать их использование и разработать методику специального комплексного тестирования хоккеистов избранной возрастной группы.
3. Провести тестирования на льду команд спортивных школ избранной возрастной группы, выступающих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в квалификационных группах «А», «Б» и «В».
4. Проанализировать результаты тестирований и провести сравнительный анализ уровня специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов команд спортивных школ, выступающих в разных квалификационных группах в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею».
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; спортивно-педагогические тестирования; метод ручного хронометрирования; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с июля по сентябрь 2023 года. Для участия в эксперименте были выбраны 6 команд спортивных школ г. Москвы возрастной группы «9-10 лет» (142 испытуемых 2013 г.р.), выступающих в 3-х квалификационных группах – по 2 команды из каждой группы.
Поскольку в основе игры в хоккей лежат передвижения игроков на коньках различными способами (как без шайбы, так и с шайбой), для предложенного нами варианта методики комплексного тестирования были выбраны 6 тестовых упражнений на льду: «бег на коньках со старта 30 м лицом», «бег на коньках со старта 30 м спиной», «улитки по часовой стрелке с шайбой», «улитки против часовой стрелки с шайбой», «змейка 4 м с ведением шайбы», «змейка НХЛ с ведением шайбы». Элементы тестового упражнения «бег на коньках со старта 30 м лицом»: реакция на стартовый сигнал, стартовый бег на коньках, дистанционный бег на коньках. Элементы тестового упражнения «бег на коньках со старта 30 м спиной»: реакция на стартовый сигнал, стартовый бег на коньках спиной вперед, дистанционный бег на коньках спиной вперед. Элементы тестового упражнения «змейка 4 м с шайбой»: реакция на стартовый сигнал, стартовый бег на коньках, повороты, бег на льду скрестным шагом, ведение шайбы. Элементы тестовых упражнений «улитки по часовой и против часовой стрелки с шайбой»: реакция на стартовый сигнал, стартовый бег на коньках, «улитки», ведение шайбы. Элементы тестового упражнения «змейка NHL с шайбой»: реакция на стартовый сигнал, стартовый бег на коньках, повороты, бег на льду скрестным шагом, «улитки», ведение шайбы. Таким образом указанный комплекс тестовых упражнений позволяет оценивать способности хоккеистов демонстрировать большую часть способов передвижения на коньках по льду (без шайбы и с ведением шайбы), требуемых для игры в хоккей. Кроме того, следует указать, что число тестовых упражнений было выбрано с учетом возможности их выполнения хоккейной командой, состоящей из 25 человек за ограниченное (90 минут) время нахождения на льду в рамках одного тренировочного занятия.
1. «Бег на коньках со старта 30 м лицом». По свистку тренера от испытуемый выполняет старт с места от лицевой линии и пробегает прямой отрезок 30 м с максимальной скоростью. Фиксация пересечения финишной линии осуществляется по коньку испытуемого. Тестовое упражнение выполняется на время.
2. «Бег на коньках со старта 30 м спиной». По свистку тренера испытуемый выполняет старт с места от лицевой линии (из исходного положения боком) и спиной вперед пробегает прямой отрезок 30 м с максимальной скоростью. Фиксация пересечения финишной линии осуществляется по коньку испытуемого. Тестовое упражнение выполняется на время.
3. «Улитки по часовой стрелке (вправо) с шайбой». По свистку тренера испытуемый с шайбой стартует от лицевой линии и поочередно вокруг каждого конуса выполняет «улитку» (поворот) в правую сторону. После выполнения 4-х «улиток» испытуемый с максимальной скоростью пробегает к финишу. Финиш фиксируется по пересечению коньком испытуемого линии финиша. Дистанция от старта до финиша 22.5 м, расстояние между конусами – 4.5 м.
4. «Улитки против часовой стрелки (влево) с шайбой». По свистку тренера испытуемый с шайбой стартует от лицевой линии и поочередно вокруг каждого конуса выполняет «улитку» (поворот) в левую сторону. После выполнения 4-х «улиток» испытуемый с максимальной скоростью пробегает к финишу. Финиш фиксируется по пересечению коньком испытуемого линии финиша. Дистанция от старта до финиша 22.5 м, расстояние между конусами – 4.5 м.
5. «Змейка 4 м с шайбой». По свистку тренера от лицевой линии испытуемый с шайбой осуществляет старт с места лицом вперед и с максимальной скоростью обегает «змейкой» конусы. Финиш фиксируется по пересечению коньком испытуемого линии финиша. Тестовое упражнение выполняется на время. Дистанция – 30 м, ширина постановки конусов – 4 м.
Рисунок 1. Схема организации тестирования с использованием тестового упражнения «змейка 4 м с ведением шайбы». F1, F2 и т.д. – испытуемые, С – тренеры-хронометристы.
6. «Змейка NHL с шайбой». По свистку тренера испытуемый с шайбой стартует по прямой и бежит до последнего конуса, выполняет улитку (поворот) и «змейкой» поочередно объезжает все конусы, после чего на последнем конусе снова делает «улитку» и снова «змейкой» поочередно объезжает все конусы. На последнем конусе испытуемый делает «улитку» (поворот) и ускоряется до финишной черты. Финиш фиксируется по пересечению шайбой линии финиша. Тестовое упражнение выполняется на время. Дистанция между первым и последним конусом – 12 м, расстояние между конусами – 3 м.
Рисунок 2. Схема организации тестирования с использованием тестового упражнения «змейка NHL с шайбой». F1, F2 и т.д. – испытуемые, С – тренеры-хронометристы.
Основная часть исследования. На рисунке 3 приведены среднегрупповые результаты тестирований хоккеистов команд спортивных школ возрастной группы «9-10 лет», участвующих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в квалификационных группах «А», «Б» и «В».
Рисунок 3. Среднегрупповые результаты тестирований хоккеистов возрастной группы «9-10 лет», участвующих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в квалификационных группах «А», «Б» и «В».
Разница среднегрупповых показателей времени пробегания дистанций между группой «А» и группой «Б» в упражнении «бег на коньках со старта 30 м лицом» составила 0.25 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени пробегания дистанции между группой «А» и группой «В» в упражнении «бег на коньках со старта 30 м лицом» составила 1.39 с (различия достоверны, p≤0,001).
Разница среднегрупповых показателей времени пробегания дистанций между группой «А» и группой «Б» в упражнении «бег на коньках со старта 30 м спиной» составила 0.41 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени пробегания дистанций между группой «А» и группой «Б» в упражнении «бег на коньках со старта 30 м спиной» составила 2.57 с (различия достоверны, p≤0,001).
В тестовом упражнении «улитки вправо с шайбой» разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «Б» составила 1.37 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «В» составила 4.45 с (различия достоверны, p≤0,001).
В тестовом упражнении «улитки влево с шайбой» разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «Б» составила 1.56 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между командой группы «А» и командой группы «В» составила 3.78 с (различия достоверны, p≤0,001).
В тестовом упражнении «змейка 4 м с шайбой» разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «Б» составила 0.33 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «В» составила 3.14 с (различия достоверны, p≤0,001).
В тестовом упражнении «змейка НХЛ с шайбой» разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «Б» составила 1.30 с (различия достоверны, p≤0,05). Разница среднегрупповых показателей времени выполнения указанного упражнения между группой «А» и группой «В» составила 5.36 с (различия достоверны, p≤0,001).
Таким образом, юные хоккеисты команд, выступающих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в группе «А» доминируют во всех тестовых упражнениях.
Выводы:
1. Разработана методика специального комплексного тестирования хоккеистов возрастной группы «9-10 лет», включающая основные способы передвижения хоккеистов на льду без шайбы и с ведением шайбы во время игры в хоккей.
2. Проведены тестирования 6 команд спортивных школ возрастной группы «9-10 лет», выступающих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в квалификационных группах «А», «Б» и «В».
3. Проанализированы результаты тестирований и проведен сравнительный анализ уровня специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов команд спортивных школ возрастной группы «9-10 лет», выступающих в разных квалификационных группах в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею».
4. Предложенная методика тестирования уровня специальной подготовленности хоккеистов возрастной группы «9-10 лет» может быть использована в практике работы с командами групп «А» и «Б». Для использования предложенной методики в командах группы «В» предлагается исключить тестовое упражнение «змейка НХЛ с шайбой» – из-за его несоответствия уровню подготовленности юных хоккеистов данной квалификационной группы.
5. Полученные результаты наглядно отражают уровень специальной подготовленности хоккеистов в соответствии с квалификационным ранжированием команд: хоккеисты команд группы «А» продемонстрировали лучшие результаты во всех тестовых упражнениях, хоккеисты команд группы «Б» показали более слабые результаты во всех тестовых упражнениях, хоккеисты команд группы «В» продемонстрировали наиболее слабые результаты во всех тестовых упражнениях.
6. Тестовые упражнения, используемые тренерами для оценки уровня специальной подготовленности юных хоккеистов, должны подбираться в соответствии со спецификой игры в хоккей и с учетом квалификационных возможностей испытуемых.
Заключение. Анализ результатов ледовых тестирований юных хоккеистов возрастной группы «9-10 лет» выявил наличие существенной разницы в уровне специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов, выступающих в соревнованиях «Кубок г. Москвы по хоккею» в различных квалификационных группах. Сделан вывод о том, что уровень специальной дифференцированной подготовленности юных хоккеистов является определяющим критерием для их зачисления в команды того или иного квалификационного уровня. В работе с юными хоккеистами, обучающимися в спортивных школах на этапе начальной подготовки, предлагается использовать представленную выше методику комплексного тестирования – с учетом уровня специальной подготовленности юных хоккеистов.
Список литературы:
1. Двейрина, О. А. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, требования к физическим качествам, «батарея» тестов / О. А. Двейрина, С. Е. Бакулев, Ю. Ф. Курамшин, В. С. Терехин, М. М. Лалочкин // Ученые записки университета Лесгафта. – 2019. – №12 (178). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskogo-sportivnogo-testirovaniya-klassifikatsii-vidov-sporta-trebovaniya-k-fizicheskim-kachestvam-batareya-testov (дата обращения: 13.12.2023).
2. Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. – Киев : Олимпийская литература, 2008. – 215 с.
3. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики /
А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
4. Павлов, А. С. Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, применяемых в тестированиях хоккеистов спортивной школы / А. С. Павлов // Modern Humanities Success, 2023. – № 8. – С. 282-288.
5. Приказ Минспорта России от 16.11.2022 N 997 Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2022 N 71578) / [Электронный ресурс]. — URL: https://fhr.ru/upload/iblock/6ce/0001202212160024.pdf (дата обращения: 15.05.2019).
6. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
7. Урюпин, Н. Н. Нормативы для зачисления хоккеистов на этапы спортивной подготовки в соответствие с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» / Н. Н. Урюпин, А. Ю. Букатин, Д. В. Полянчиков. – Москва, 2019. – 25 с. – URL: https://fhr.ru/upload/iblock/b72/normativs_18.pdf (дата обращения: 15.05.2019).