Павлов Александр Сергеевич, к. п. н.
Павлова Татьяна Николаевна, к. п. н., доцент
Российский университет спорта ГЦОЛИФК
Аннотация. Спортивно-педагогические принципы, используемые в построении тренировочного процесса – определяют эффективность последнего. Любые изменения в методологии построения тренировочного процесса связаны с изменениями спортивно-педагогических принципов. Именно поэтому представляется абсолютно логичным «извлечение» спортивно-педагогических принципов из метода построения периодов подготовки спортсмена, обладающего доказанной высочайшей эффективностью. Эти спортивно-педагогические принципы могут быть использованы при создании других эффективных методов построения тренировочного процесса.
Ключевые слова: теория и методика физического воспитания, комплексный метод построения периодов подготовки спортсмена, спортивно-педагогические принципы.
SPORTS PEDAGOGICAL PRINCIPLES, IMPLEMENTED IN AN COMPREHENSIVE METHOD FOR CONSTRUCTING PERIODS OF PREPARATION OF ATHLETES
Pavlov Alexander Sergeevich
Pavlova Tatyana Nikolaevna
Abstract. The sports pedagogical principles used in constructing the training process largely determine the effectiveness of the latter. Any changes in the methodology of constructing the training process are associated with changes in sports pedagogical principles. That is why it seems absolutely logical to “extract” sports pedagogical principles from the method of constructing training periods for an athlete with proven highest efficiency. These sports pedagogical principles can be used to create other effective methods for constructing the training process.
Keywords: theory and methodology of physical education, complex method of constructing periods of training for an athlete, sports pedagogical principles.
Некогда студент института физкультуры А. Бондарчук заметил, что его спортивные результаты растут только тогда, когда он выполняет специальную бросковую работу и не улучшаются после работы над развитием общих физических качеств [6]. Собственный практический опыт и знакомство с работами П. К. Анохина [1] – послужили триггером для создания А. П. Бондарчуком комплексного метода построения периодов подготовки спортсменов [5], который позволил ему стать мировым рекордсменом и завоевать золотую медаль на Олимпийских Играх 1972 года в Мюнхене. Этот же метод был использован им в его подготовке к Олимпийским Играм 1976 года в Монреале (бронзовая медаль) и в подготовке его учеников – мировых рекордсменов, олимпийских чемпионов и призеров Олимпийских Игр, чемпионов Европы и мира.
В комплексном методе представлена расширенная классификация тренировочных упражнений: к традиционным общеподготовительным, специально-подготовительным и соревновательным упражнениям [8] добавлены специально-развивающие упражнения [3, 5, 6]. При использовании комплексного метода в построении периодов спортивной подготовки избранные комплексы упражнений не меняются на протяжении индивидуального периода адаптации организма спортсмена (периода достижения спортсменом состояния «спортивная форма») к этому комплексу [5, 10]. «Данный метод предоставляет организму спортсмена идеальные возможности для адаптации к используемым в тренировке упражнениям и комплексу упражнений в целом, что обеспечивает ему достижение состояния «спортивной формы» в сроки, определенные продолжительностью индивидуального адаптационного периода. После достижения состояния «спортивной формы» производится смена комплекса тренировочных упражнений.» [10, стр. 144]. Комплексный метод построения периодов подготовки спортсменов должен быть направлен на повышение уровня специальной тренированности (спортивной результативности) спортсмена и на достижение им состояния спортивной формы [3, 4, 5, 6], в котором достигнутый спортсменом уровень специальной тренированности проявляется наиболее полно [4].
Эффективность применения комплексного метода в подготовке спортсменов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях [3, 5, 6] и в отдельных циклических видах спорта [10, 11] предопределила необходимость выделения спортивно-педагогических принципов, лежащих в основе этого метода:
1. Принцип доминирующей специфичности (по отношению к основной соревновательной деятельности) основных упражнений и заданий, выполняемых спортсменами в тренировочных занятиях. Данный принцип обеспечивает специфическую целенаправленность адаптационных реакций организма спортсмена в ответ на тренировочную нагрузку [10, 11]. Этот же принцип исключает необходимость использования в тренировочных занятиях спортсмена упражнений общеподготовительной направленности.
2. Принцип круглогодичной специфичности (по отношению к основной соревновательной деятельности) тренировочной работы, обеспечивающей максимальную эффективность каждого периода подготовки спортсмена. Этот принцип ставит под сомнение необходимость использования в годичных циклах подготовки спортсмена подготовительных периодов – в том виде и с тем содержанием, которые предлагаются теорией периодизации [3, 5].
3. Стандартизация тренировочных упражнений, тренировочных заданий и тренировочных занятий на протяжении периода достижения спортсменом состояния «спортивная форма» (протяженность этого периода соответствует длительности периода адаптации к неизменной регулярно повторяющейся тренировочной нагрузке [10, 11]). Указанный принцип обеспечивает возможность полноценного формирования у спортсмена навыков используемых в тренировках упражнений и развитие двигательных характеристик выполнения спортсменом этих упражнений [2, 7]. Данный принцип исключает необходимость волнообразного противофазного изменения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постулируемых теорией периодизации [8].
4. Принцип оптимизации тренировочных нагрузок в каждом тренировочном занятии – обеспечивает рост тренированности спортсмена в используемых упражнениях [10] и выступает против принципа максимизации тренировочных нагрузок, проповедуемого периодизационной теорией [8].
5. Принцип положительного переноса тренированности с дополнительных упражнений на основное соревновательное упражнение – предопределяет необходимость выбора тренировочных упражнений на основании структуры и характера соревновательной деятельности спортсмена в избранном им виде спорта [9].
6. Принцип целенаправленного (в соответствии со спецификой избранного вида спорта) выбора упражнений – обеспечивает повышение уровня специальной тренированности (спортивной результативности) спортсмена. Этот принцип говорит о том, что выбор тренировочных упражнений всегда должен быть направлен на развитие специальных двигательных характеристик спортсмена, обеспечивающих улучшение спортивного результата [4, 9, 10, 11]. Данный принцип выступает против принципа единства общей и специальной подготовки спортсмена, представленного в качестве одного из постулатов теории периодизации [8].
Доказанная практикой высочайшая эффективность комплексного метода построения периодов подготовки спортсменов, специализирующихся в легкоатлетических метаниях [3, 6], дает основания утверждать, что в основе этого метода использованы столь же эффективные принципы спортивной подготовки. Данное утверждение предопределяет необходимость использования этих принципов при разработке эффективных методов построения подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.
Список источников:
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – «Медицина», Москва, 1968. – 546 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки. – К.: Олимпийская литература, 2005. – 304 с.
4. Бондарчук, А. П. Тренированность и спортивная форма / А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов // В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. – С. 193-195
5. Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / Наука и современность, 2015, № 1(3). – С. 35-63
6. Бондарчук, А. П. Современная теория и методика спортивной тренировки / А. П. Бондарчук // ТВТ Дивизион, 2023. – 352 с.
7. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019 – 200 c.
8. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – К.: Олимп. лит., 1999. – 320 с.
9. Павлов, С. Е. Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» / С. Е. Павлов, А. С. Павлов // Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова – Сочи, 2013. — С. 100-103
10. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : изд. «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
11. Павлова, Т. Н. Современные принципы подготовки пловцов / Т. Н. Павлова, Н. А. Чистова, С. Е. Павлов // Мат. Первого международного научного конгресса «Спорт и здоровье», Т. II, — 9-11 сентября 2003 г., Россия, Санкт-Петербург – С. 260-261
Павлов, А. С. Спортивно-педагогические принципы, реализованные в комплексном методе построения периодов подготовки спортсменов / А. С. Павлов, Т. Н. Павлова // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2024. – сс. 61-63