Павлов Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, старший методист детской школы по хоккею ЦСКА, преподаватель кафедры теории и методики хоккея им. А. В. Тарасова РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), Москва, Россия
Аннотация. Организм спортсмена – целостная физиологическая единица, подчиняющаяся системным законам физиологии. Согласно этим законам абстрактных «физических качеств» организма не существует, а работа над развитием того или иного «физического качества» не гарантирует положительного переноса тренированности на основную спортивную деятельность. Все это в полной мере относится к характеристикам, отражающим уровень специальной выносливости хоккеистов.
Ключевые слова: системные законы физиологии, «физические качества», «общая выносливость», специальная выносливость.
«MODERN APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE SPECIAL ENDURANCE OF HOCKEY PLAYERS»
Pavlov Alexander Sergeevich, PhD, senior methodist of the Children’s Hockey School CSKA, lecturer at the department of theory and methodology of hockey in RSUPE (SCOLIPE), Moscow, Russia.
Abstract. The body of an athlete is a holistic physiological unit that obeys to the system laws of physiology. According to these laws abstract «physical qualities» of the organism do not exist and work on the development of «physical quality» does not guarantee a positive transfer of training to the main sports activity. All this fully refer to the characteristics that reflect the endurance of hockey players.
Keywords: system laws of physiology, physical qualities, general endurance, special endurance.
Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее требует принципиально нового подхода к организации подготовки хоккеистов. При построении тренировочного процесса, в первую очередь следует учитывать тот факт, что организм спортсмена является физиологической единицей, а, следовательно, принципы спортивной подготовки должны базироваться на законах развития и адаптации человеческого организма [2]. Системные законы физиологии диктуют необходимость соблюдения принципов целенаправленности и оптимизации тренировочных нагрузок спортсменов [1]. При этом необходимо регулярно оценивать эффективность проделанной спортсменами тренировочной работы, помня, что единственным существенным критерием ее эффективности является динамика показателей специальной тренированности спортсменов, оцениваемой по результатам специфических для избранного вида спорта тестов и по результатам соревновательной деятельности игроков [1,2].
Некогда врачом-психиатром Н. А. Бернштейном (абсолютно далеким от физической культуры и спорта) был выдвинут тезис о существовании так называемых «физических качеств» человека: силы, быстроты, выносливости и ловкости. Данный тезис был подхвачен и возведен в ранг «путеводной звезды» физического воспитания физкультурными теоретиками В. М. Зациорским (1966 и др.), Л. П. Матвеевым (1984, 1997 и др.) и их многочисленными последователями – несмотря на то, что еще в 1957 году грамотные спортивные специалисты (Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис, 1957) писали, что говорить нужно не о «физических качествах» спортсмена, а о характеристиках его конкретных движений. Современные знания основ системной физиологии подтверждают правильность заявлений последних [2,3]. Самостоятельных «физических качеств» не существует, а существуют взаимосвязанные и взаимозависимые характеристики конкретных двигательных актов организма, направленных на достижение конкретного результата его деятельности [2,3]. Тем не менее, в теории и методике физического воспитания и в практике хоккея уже давно укоренились представления о существовании «физических качеств» и о необходимость отдельной работы над их развитием. Одним из таких «качеств» считается «выносливость». В спортивной педагогике принято выделять «общую» и специальную выносливость. В. Н. Платонов (2005) предлагает понимать «общую выносливость» как «способность спортсмена к продолжительному выполнению им работы неспецифического характера». Под специальной выносливостью тот же автор предлагает понимать «способность спортсмена эффективно выполнять соревновательную работу и преодолевать утомление в условиях ее выполнения». При этом важно понимать, что специальная выносливость выступает в спортивной деятельности не в виде «физического качества», а в виде характеристики конкретной деятельности конкретного атлета [1,2].
В хоккее развитию «общей выносливости» большое внимание уделяется в подготовительном периоде на общеподготовительном этапе подготовки. Наиболее распространенным средством развития «общей выносливости» у хоккеистов на земле является упражнение «кроссовый бег». При этом тренеры не учитывают тот факт, что беговая тренировочная работа на земле по своим структурно-функциональным характеристикам и по биомеханике движений кардинально отличается от бега по льду на коньках [1]. В исследованиях финских специалистов доказано отсутствие повышения выносливости, оцениваемой по результатам велоэргометрического теста, в группе хоккеистов, которые в своей подготовке использовали кроссовый бег [4]. В наших исследованиях [1] выявлено, что использование в подготовке хоккеистов тренировочного упражнения «кроссовый бег» не приводит к росту специальной тренированности хоккеистов и, более того, может приводить к ее регрессу.
В недавно проведенном нами исследовании мы попытались выявить взаимосвязь между показателями «общей» и специальной выносливости хоккеистов, оцениваемыми с помощью тестов: «бег по беговой дорожке «на земле» на дистанции 3000 м» и ««челночный бег» на коньках по льду на дистанции 4х54 м». Данные тесты считаются информативными для оценки «выносливости» у хоккеистов и активно используются тренерами детско-юношеских и профессиональных хоккейных команд. Тест ««челночный бег» на коньках по льду на дистанции 4х54 м» – модифицированный вариант теста «челночный бег на коньках по льду на дистанции 5х54 м» [1], выбранный в соответствии с возрастными и квалификационными возможностями хоккеистов, участвовавших в нашем исследовании. Исследование было проведено в подготовительном периоде годичного цикла подготовки юниорской хоккейной команды. В тестировании приняло участие 10 хоккеистов (нападающие и защитники, возраст 16 лет). Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики. Рассчитывали и оценивали следующие показатели: среднее арифметическое (x), стандартное отклонение (s) и корреляционная связь (r) между анализируемыми параметрами. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестирований показателей «общей» и специальной выносливости квалифицированных хоккеистов (возраст – 16 лет) в подготовительном периоде годичного цикла подготовки.
Показатели | Бег по беговой дорожке «на земле» 3000 м (мин) | «Челночный бег» на конь-ках по льду 4х54 м (сек) |
Среднегрупп. показатель (х) | 12,20 | 33,66 |
Стандартное отклонение (s) | ±1,51 | ±1,17 |
Коэффициент корреляции (r) | -0,20 |
Величина коэффициента корреляции (r=-0,20) свидетельствует о фактическом отсутствии взаимосвязи между двумя исследуемыми параметрами, по которым традиционно принято оценивать «выносливость» хоккеистов. Соответственно, результаты в тесте «бег по дорожке «на земле» на дистанции 3000 м» и результаты в тесте ««челночный бег» на коньках по льду на дистанции 4х54 м» практически не взаимосвязаны, что в первую очередь свидетельствует о нецелесообразности использования теста «бег по дорожке «на земле» на дистанции 3000 м» для оценки «общей выносливости» хоккеистов. Более того, отдельные результаты наших исследований доказывают, что хоккеисты могут демонстрировать высокие результаты в специфических тестированиях на выносливость и показывать низкие результаты в тестах на «общую выносливость». Кроме того, данные наших исследований свидетельствуют по меньшей мере – о бессмысленности использования упражнения «кроссовый бег» в подготовке хоккеистов.
В качестве альтернативы традиционно используемым методам повышения «общей выносливости» российскими специалистами был предложен эффективный метод развития специальной выносливости у хоккеистов с использованием комплекса дыхательных упражнений, развивающих функции внешнего дыхания человека [1]. Предложенный метод обеспечивает увеличение жизненной емкости легких и повышение аэробных возможностей хоккеистов без отрицательного влияния на уровень их специальной тренированности. Разработана эффективная методика, обеспечивающая положительный перенос тренированности с вышеуказанного комплекса упражнений на основную соревновательную работу хоккеистов [1]. Метод был успешно апробирован в практической работе с квалифицированными хоккеистами и может быть эффективно использован в многолетней подготовке хоккеистов любой квалификации.
Список литературы:
- Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов [Текст] / А. С. Павлов. — Москва : ОнтоПринт, 2017. — 152 с.
- Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. — Малаховка, 2010. — 88 с.
- Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с.
- Martinmäki, S. Effects of High Intensity Cycling Interval Training on Endurance Performance In Ice-Hockey Players / S. Martinmäki // Master’s Thesis Science of Sports Coaching and Fitness Testing. – 2012. – 59 p.
Павлов, А. С. Современный подход к развитию специальной выносливости хоккеистов / А. С. Павлов // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания и спорта ТулГУ. 26 ноября 2018 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. – с. 218-222.