Павлов А.С.
кандидат педагогических наук, спортивный директор Академии хоккея «Динамо-Морозово» (Москва)
Аннотация. Работа посвящена оценке и анализу уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами различных по своим биомеханическим характеристикам тестовых упражнений, традиционно используемых в комплексных тестированиях хоккеистов спортивной школы разных возрастных групп. Был проведен анализ результатов тестирований в подготовительном периоде хоккеистов спортивной школы (7 возрастных групп, хоккеисты 10-16 лет) в период с 2013 по 2017 гг. Для анализа условий формирования взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений были использованы данные о характеристиках тренировочных нагрузок в подготовительные периоды тех же возрастных групп, опубликованные в более раннем исследовании.
Ключевые слова: хоккей, тестирования, тестовые упражнения, спортивная школа, взаимосвязь результатов тестовых упражнений.
Pavlov A.S.
PhD, sport director of ice hockey academy «Dynamo-Morozovo», Moscow, Russia
ASSESSMENT OF THE LEVELS OF INTERRELATION BETWEEN THE AVERAGE GROUP RESULTS OF TEST EXERCISES USED IN TESTING THE ICE HOCKEY PLAYERS IN A SPORTS SCHOOL
Abstract. The work is devoted to the assessment and analysis of the levels of relationships between the average group results of test exercises with different biomechanical characteristics, traditionally used in complex testing of sports school ice hockey players of different age groups. An analysis of the results of sport tests in the preparatory period with participation of sports school ice hockey players (7 age groups, hockey players 10-16 years old) in the period from 2013 to 2017 was made. To analyze the conditions for the formation of relationships between the average group results of test exercises, we used data on the characteristics of training loads in the preparatory periods of the same age groups, the data was published in an earlier study.
Key words: ice hockey, sport testing, test exercises, sports school, correlation of test exercises results.
Введение. В многочисленных печатных работах, посвященных теории и методике физического воспитания и спорта (и в том числе – теории и методике хоккея), приводятся данные о взаимосвязи результатов выполнения физкультурниками и спортсменами тех или иных упражнений [1, 5, 8 и др.]. Попытки оценить наличие взаимосвязи между результатами тестов по оценке физической подготовленности и соотнести их с уровнем подготовленности хоккеиста, либо с выбранными игровыми показателями наблюдаются во многих исследованиях [6, 7, 9]. В абсолютном большинстве случаев данные о наличии или отсутствии взаимосвязей между рассматриваемыми показателями интерпретируются авторами публикаций с позиций широко распространенных представлений о наличии у человека отдельных «физических качеств» [1, 6, 7]. Вместе с тем, системные законы функционирования и адаптации человеческого организма [4] исключают саму возможность существования таких «качеств» человека. На причины и закономерности формирования взаимосвязей между результатами различных поведенческих актов конкретно указано еще в монографии Ю. Конорски [2].
Актуальность исследования. До настоящего времени никем не оценивались условия формирования взаимосвязей между результатами упражнений, традиционно используемых в комплексных тестированиях хоккеистов спортивной школы разных возрастных групп.
Цель проведенного нами исследования – изучение особенностей формирования взаимосвязей между среднегрупповыми результатами групп упражнений, используемых в тестированиях хоккеистов, обучающихся в спортивной школе.
Задачи настоящего исследования: расчет и анализ уровней взаимосвязей среднегрупповых показателей, продемонстрированных хоккеистами спортивной школы в различных по биомеханическим характеристиками тестовых упражнениях и анализ условий формирования тех или иных степеней взаимосвязи между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ и обобщение архивных и документальных данных; методы математической статистики.
В исследовании, проведенном на базе спортивной хоккейной школы г. Москвы в период с 2013 по 2017 гг., приняло участие 622 хоккеиста. Для оценки уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, использованных в летних тестированиях хоккеистов, проходивших обучение в спортивной школе в 2013-2017 гг, в возрастных группах «10 лет» (n=132), «11 лет» (n=79), «12 лет» (n=131), «13 лет» (n=114), «14 лет» (n=43), «15 лет» (n=77), «16 лет» (n=46), – на основании данных о результатах тестирований воспитанников спортивной школы за вышеуказанный период – были рассчитаны среднегрупповые результаты выполнения хоккеистами тестовых упражнений: «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке», «прыжок в длину с места», «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед», «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед». Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Среднегрупповые результаты тестирований хоккеистов спортивной школы возрастных групп «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет».
Для оценки корреляционной зависимости результатов выполнения хоккеистами тестовых упражнений использовали следующие показатели: среднее арифметическое (x̅), стандартное отклонение (ϭ), коэффициент корреляции Браве-Пирсона (r).
Результаты исследования. Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «10 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,44) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,46) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,17) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,13) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,23) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксировано отсутствие взаимосвязи (r=0,04) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «11 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована высокая степень взаимосвязи (r=0,73) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,46) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,16) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,10) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксировано отсутствие взаимосвязи (r=0,02) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед». зафиксировано отсутствие взаимосвязи (r=0,03) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «12 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована высокая степень взаимосвязи (r=0,71) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,37) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,33) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,30) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,25) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,29) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «13 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,58) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,53) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,50) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,35) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,23) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,20) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «14 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована высокая степень взаимосвязи (r=0,80) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,62) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована слабая степень взаимосвязи (r=0,40) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,34) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,45) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,34) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «15 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована высокая степень взаимосвязи (r=0,73) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,52) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,50) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,32) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,12) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,15) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестирований хоккеистов спортивной школы возрастной группы «15 лет» позволила выявить следующее: зафиксирована средняя степень взаимосвязи (r=0,62) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,31) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «прыжок в длину с места»; зафиксирована слабая взаимосвязь (r=0,23) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,16) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед»; зафиксирована очень слабая взаимосвязь (r=0,15) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «прыжок в длину с места» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед»; зафиксировано отсутствие взаимосвязи (r=0,05) между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на дистанцию 30 м со старта на беговой дорожке» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед».
Для анализа условий формирования взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, продемонстрированных хоккеистами в тестированиях, проведенных в конце подготовительных периодов годичных циклов подготовки – за время обучения хоккеистов в спортивной школе в возрастных группах «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет» и «16 лет» – были использованы данные о характеристиках тренировочных нагрузок в подготовительные периоды тех же групп хоккеистов, опубликованные ранее [3].
Заключение. В проведенном исследовании получено дополнительное подтверждение факту, зафиксированному В. П. Савиным еще в 1985 году [5] и свидетельствующему об отсутствии прямой зависимости между результатами, демонстрируемыми хоккеистами в спринтерском беге на дистанции 30 метров на беговой дорожке и результатами, демонстрируемыми ими же в беге на коньках на той же дистанции на льду.
Слабые, очень слабые взаимосвязи и отсутствие взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, продемонстрированных хоккеистами возрастной группы «10 лет», тренировочная работа которых в подготовительном периоде традиционно носила выраженный «общеподготовительный» высоковариативный характер [3] выступают, в первую очередь, против представлений о существовании у человека отдельных «физических качеств» и свидетельствуют о том, что высокая вариативность тренировочных нагрузок может, в числе прочих причин, препятствовать формированию взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами различных по биомеханическим характеристикам упражнений.
Большие различия степеней взаимосвязей (от высокой степени взаимосвязи до ее отсутствия) между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, продемонстрированных в летних тестированиях хоккеистами спортивной школы в возрастных группах «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет» и «16 лет» – выступают против представлений о существовании у человека отдельных «физических качеств». Если бы указанные «качества» человеческого организма существовали, то степени взаимосвязей между среднегрупповыми результатами, демонстрируемыми хоккеистами в разных упражнениях, различающихся биомеханическими характеристиками, были бы примерно одинаковы.
Высокие степени взаимосвязи между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед» – в период их обучения в спортивной школе в возрастных группах «11 лет», «12 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет» – обусловлены регулярным совместным выполнением этих упражнений [3] в подготовительных периодах годичных циклов подготовки хоккеистов.
Средняя степень взаимосвязи между среднегрупповыми результатами, продемонстрированными хоккеистами возрастной группы «13 лет» в тестовых упражнениях «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом вперед» и «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м спиной вперед» обусловлена: негативным влиянием существенно увеличенного (в данной возрастной группе – по сравнению с предшествующими годами обучения в спортивной школе) общего объема тренировочных нагрузок подготовительного периода (в первую очередь – за счет увеличения объема тренировочной работы «общеподготовительного» характера) и повышенной вариативностью тренировочных нагрузок в указанном периоде [3].
Средние степени взаимосвязи среднегрупповыми результатами других групп тестовых упражнений, продемонстрированными в летних тестированиях хоккеистами спортивной школы возрастных групп «11 лет», «12 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет» – обусловлены нерегулярностью использования отдельных упражнений в тренировочных занятиях хоккеистов указанных групп в подготовительных периодах годичных циклов подготовки [3].
Слабые, очень слабые степени взаимосвязи и отсутствие взаимосвязей между среднегрупповыми результатами других групп тестовых упражнений, продемонстрированными в летних тестированиях хоккеистами спортивной школы возрастных групп «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет» – обусловлены низкой частотой использования, либо не использования вообще отдельных упражнений в тренировочных занятиях хоккеистов указанных групп в подготовительных периодах годичных циклов подготовки [3].
Выводы:
- Полученные в исследовании результаты выступают против представления о наличии у человека отдельных «физических качеств».
- Выраженность степеней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами групп тестовых упражнений зависит от регулярности совместного выполнения хоккеистами тех или иных упражнений в предшествующий тестированиям период подготовки спортсменов.
- Формированию взаимосвязей между результатами тестовых упражнений могут препятствовать повышенные вариативность и разнонаправленность тренировочных нагрузок, выполненных хоккеистами в тренировочном периоде, предшествующем проведению тестирований.
- Негативное влияние на формирование взаимосвязей между результатами тестовых упражнений может оказывать неадекватность объема предложенной хоккеистам тренировочной работы – возможностям спортсменов к освоению данной работы.
- В целом формирование взаимосвязей между результатами тестовых упражнений отражает степень интеграции различных составляющих подготовленности хоккеистов.
Список литературы:
- Занковец, В. Э. Взаимосвязь скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей хоккеистов-профессионалов на льду и вне льда / В. Э. Занковец, В. П. Попов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 9, 2015. – С. 12-19.
- Конорски, Ю. Интегративная деятельность мозга [Текст] / Ю. Конорски // Пер. с англ. Б. А. Дашевского и И. И. Полетаевой ; Под ред. и с предисл. акад. П. К. Анохина. — Москва : Мир, 1970. – 412 с.
- Павлов, А. С. Анализ объемов тренировочных нагрузок различной направленности в подготовительных периодах годичных циклов подготовки хоккеистов спортивной школы / А. С. Павлов // Modern Humanities Success. 2023. № 6. – С. 265–271.
- Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов // МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
- Савин, В. П. Исследование техники бега хоккеиста на коньках / Методические разработки для студентов, слушателей ФПК и высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. – Москва, 1985. – 34 с.
- Burr, J. F. Relationship of Physical Fitness Test Results and Hockey Playing Potential in Elite-Level Ice Hockey Players / Burr Jaime F., Jamnik Roni K., Baker Joseph, Macpherson Alison, Gledhill Norman, McGuire E. J. // Journal of Strength and Conditioning Research. – № 22(5). – p. 1535-1543, September 2008.
- Green, M. R. Relationship between physiological profiles and on-ice performance of a National Collegiate Athletic Association Division I hockey team / Green Matthew R., Pivarnik James M., Carrier David P., Womack Christopher J. // Journal of Strength and Conditioning Research. – 2006. – № 20 (1). – p. 43-46.
- Vescovi, J.D. Off-ice performance and draft status of elite ice hockey players / Vescovi J.D., Murray T.M., Fiala K.A., VanHeest J.L. // Int J Sports Physiol Perform. – 2006 Sep. – №1(3). – p. 207-221.
- Wagner, H. The relationship between on-ice and off-ice performance in elite male adolescent ice hockey players — an observation study / Wagner H., Abplanalp M., Duvillard S.P., Bell J.W., Taube W., Keller M. // Appl.Sci. – 2021. – №11, 2724. URL: https://www.researchgate.net/publication/350169336_The_Relationship_between_On-Ice_and_Off-Ice_Performance_in_Elite_Male_Adolescent_Ice_Hockey_Players-An_Observation_Study [accessed Mar 02 2023].
Павлов, А.С. Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, применяемых в тестированиях хоккеистов спортивной школы / А.С. Павлов // Modern Humanities Success, 2023. – № 8. – С. 282-288.