Павлов Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, спортивный директор Академии хоккея «Динамо-Морозово», Москва, Россия
Аннотация. Сравнение результатов традиционно используемых в тестированиях хоккеистов сложно-координационных упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» (оценка разницы времени их выполнения) дают дополнительную информацию о степени освоенности контроля хоккеистами шайбы на крюке клюшки во время выполнения сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой». В работе указано на основное условие освоения хоккеистами навыка контроля шайбы на крюке клюшки при выполнении ими сложно-координационных двигательных актов на льду.
Ключевые слова: хоккей с шайбой, спортивная школа, сложно-координационные тестовые упражнения, разница времени выполнения тестовых упражнений.
EVALUATION OF THE DIFFERENCE IN THE RESULTS OF COMPLEX-COORDINATING SPEED TEST EXERCISES «SLALOM WITHOUT A PUCK» AND «SLALOM WITH A PUCK» RECORDED IN THE TESTS OF A SPORTS SCHOOL’ ICE HOCKEY PLAYERS
Pavlov Alexander Sergeevich, PhD, sport director of ice hockey academy «Dynamo-Morozovo», Moscow, Russia
Abstract. Comparison of the results of the complex coordination exercises “slalom without a puck” and “slalom with a puck” traditionally used in testing the ice hockey players (estimation of the difference in the time of their implementation) provides additional information on the degree of mastery of the ice hockey player’s puck control. The paper points at the main condition to master the skill of puck control when ice hockey players perform complex-coordination motor acts on the ice.
Keywords: ice hockey, sports school, complex coordination test exercises, time difference in test exercises.
Введение. Тестовые упражнения «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» относятся к специальным сложно-координационным упражнениям, выполняемым хоккеистами на льду с максимальной скоростью [5]. Упражнение «слалом с шайбой» является усложненным вариантом упражнения «слалом без шайбы», позволяющим косвенно оценить степень контроля хоккеиста за положением шайбы на крюке клюшки. О степени контроля хоккеистами шайбы на крюке клюшки во время выполнения сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» на максимальной скорости может свидетельствовать показатель разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой». Динамика этого показателя в годичном цикле подготовки хоккеистов в спортивной школе отражает степень освоенности игроками этого элемента техники игры в хоккей на достигнутых ими за указанный период скоростных показателей передвижения на коньках при выполнении упражнения «слалом без шайбы». Степень освоенности хоккеистами контроля шайбы на крюке клюшки во время выполнения сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» на максимальной скорости зависит от частоты и регулярности выполнения данного упражнения в периодах подготовки спортсменов [1, 2, 3, 4].
Организация и результаты исследования. В исследовании, проведенном в тренировочно-соревновательном сезоне 2018-2019 гг, приняли участие хоккеисты команд возрастных групп «10-11 лет», «11-12 лет», «12-13 лет», «13-14 лет» «14-15 лет» и «15-16 лет», проходящие обучение в школе по хоккею ЦСКА (Москва). На основании результатов регулярных педагогических наблюдений и анализа рабочих дневников тренеров школы по хоккею ЦСКА оценивали показатели частоты использования хоккеистами спортивной школы упражнения «слалом с шайбой» в тренировочных микроциклах подготовительного и соревновательного периодов годичных циклов подготовки хоккеистов команд указанных возрастных групп в сезоне 2018-2019 гг (Таблица 1). Сравнивали среднегрупповые показатели разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» хоккеистами команд указанных возрастных групп, продемонстрированные игроками этих команд в летних (в конце подготовительного периода) и весенних (по окончании годичного цикла подготовки) тестированиях тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг (Рисунок 1).
Таблица 1 – Частота использования хоккеистами спортивной школы возрастных групп «10-11 лет», «11-12 лет», «12-13 лет», «13-14 лет» «14-15 лет» и «15-16 лет» упражнения «слалом с шайбой» в тренировочных микроциклах подготовительного и соревновательного периодов в сезоне 2018-2019 гг.
Представленные в Таблице 1 данные указывают на: фактическое игнорирование необходимости регулярного выполнения в ледовых тренировках хоккеистов возрастной группы «10-11 лет» сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой»; недостаточную частоту использования в тренировочных микроциклах подготовительного периода в ледовых тренировках хоккеистов возрастной группы «11-12 лет» сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой»; недостаточную частоту использования в тренировочных микроциклах соревновательного периода в ледовых тренировках хоккеистов возрастной группы «12-13 лет» сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой»; игнорирование необходимости использования в ледовых тренировках хоккеистов возрастной группы «13-14 лет» сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» в подготовительном периоде; игнорирование необходимости использования в ледовых тренировках хоккеистов возрастных групп «14-15 лет» и «15-16 лет» сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» как в подготовительном, так и в соревновательном периодах.
На Рисунке 1 представлены среднегрупповые показатели разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» хоккеистами команд возрастных групп «10-11 лет», «11-12 лет», «12-13 лет», «13-14 лет» «14-15 лет» и «15-16 лет», продемонстрированные игроками этих команд в летних и весенних тестированиях тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг.
Рисунок 1 – Среднегрупповые показатели разницы времени выполнения хоккеистами команд возрастных групп «10-11 лет», «11-12 лет», «12-13 лет», «13-14 лет», «14-15 лет» и «15-16 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в летних и весенних тестированиях тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг.
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «10-11 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,65±0,36 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,61±0,39 с) – недостоверны ((р≥0,6). То есть хоккеисты команды указанной возрастной группы фактически не улучшили данный показатель в соревновательном периоде тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг. Отсутствие фактического улучшения среднегруппового показателя разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «10-11 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки связан с фактическим игнорированием необходимости регулярного выполнения в тренировках хоккеистов специальных сложно-координационных упражнений.
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «11-12 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,55±0,45 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,32±0,24 с) – достоверны (р≤0,05). Хоккеисты команды указанной возрастной группы существенно улучшили данный показатель в соревновательном периоде тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг – в результате регулярного выполнения в тренировочных занятиях указанного периода упражнения «слалом с шайбой».
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «12-13 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,36±0,27 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,37±0,24 с) – недостоверны (р≥0,9). Хоккеисты команды возрастной группы «12-13 лет» на специально-подготовительном этапе подготовительного периода уделяли достаточное внимание регулярному выполнению в ледовых тренировках, упражнения «слалом с шайбой», что позволило игрокам команды указанной возрастной группы продемонстрировать высокий среднегрупповой показатель разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в летнем тестировании. Однако хоккеистам команды рассматриваемой возрастной группы не удалось улучшить рассматриваемый показатель в соревновательном периоде тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг – вследствие редкого выполнения упражнения «слалом с шайбой» в тренировочных занятиях указанного периода.
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «13-14 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,61±0,38 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,34±0,26 с) – достоверны (р≤0,05). «Исходный» показатель разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «13-14 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», зафиксированный в летнем тестировании, оказался существенно хуже, чем тот же показатель, продемонстрированный хоккеистами команды возрастной группы «12-13 лет». Это связано с тем, что упражнение «слалом с шайбой» вообще не использовалось хоккеистами команды возрастной группы «13-14 лет» в ледовых тренировках подготовительного периода. Вместе с тем, хоккеисты команды указанной возрастной группы существенно улучшили данный показатель в соревновательном периоде тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг. – в результате регулярного выполнения в тренировочных занятиях данного периода упражнения «слалом с шайбой».
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «14-15 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,56±0,36 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,58±0,32 с) – недостоверны (р≥0,8). Спортсмены команды указанной возрастной группы не смогли продемонстрировать ожидаемый для них среднегрупповой показатель разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» в летнем тестировании и не улучшили данный показатель в весеннем тестировании. Это связано с тем, что работе над контролем шайбы во время сложно-координационных передвижений игроков на коньках в данной команде не уделялось внимания ни в подготовительном, ни в соревновательном периодах тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг.
Различия среднегрупповых показателей разницы времени выполнения хоккеистами команды возрастной группы «15-16 лет» тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», в тестированиях, проведенных в конце подготовительного периода (0,36±0,29 с) и в тестированиях, проведенных по окончании годичного цикла подготовки (0,59±0,36 с) – достоверны (р≤0,05). Однако хоккеисты команды указанной возрастной группы ухудшили данный показатель в соревновательном периоде тренировочно-соревновательного сезона 2018-2019 гг. Это связано с тем, что в соревновательном периоде работа над контролем шайбы во время сложно-координационных передвижений на коньках хоккеистов команды возрастной группы «15-16 лет» вообще не проводилась. В результате рассматриваемый показатель, зафиксированный в весенних тестированиях, существенно ухудшился.
Выводы: 1. Показатель разницы времени выполнения тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой» отражает степень освоенности хоккеистами контроля шайбы на крюке клюшки во время выполнения сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» на максимальной скорости. 2. Степень освоенности хоккеистами контроля шайбы на крюке клюшки во время выполнения сложно-координационного упражнения «слалом с шайбой» на максимальной скорости зависит от частоты и регулярности выполнения данного упражнения в периодах подготовки спортсменов. 3. Упражнение «слалом с шайбой» должно регулярно использоваться во всех периодах годичных циклов подготовки хоккеистов спортивной школы всех возрастных групп.
- Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – «Медицина», Москва, 1968. – 546 с.
- Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
- Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
- Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
- Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
Павлов, А.С. Оценка разницы результатов сложно-координационных скоростных тестовых упражнений «слалом без шайбы» и «слалом с шайбой», зафиксированных в тестированиях хоккеистов спортивной школы / А.С. Павлов // Актуальные вопросы развития детско-юношеского спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21 сентября 2023 г. / под ред. С.Г. Сейранова, М.В. Жийяр, И.Т. Гавриловой; РУС «ГЦОЛИФК». – М.,
2023. — С. 194-199.