Павлов А.С.
кандидат педагогических наук,
спортивный директор Академии хоккея «Динамо-Морозово» (Москва)
Аннотация. Согласно бытующим в теории физического воспитания представлениям, скоростные способности, демонстрируемые спортсменами в тех или иных упражнениях, определяются уровнем развития «физического качества» «быстрота», для которого определены сенситивные периоды его развития. При этом игнорируется влияние на развитие скоростных способностей спортсменов характеристик освоенных ими тренировочных нагрузок. Авторами подвергнута сомнению гипотеза о существовании сенситивных периодов. Заявлено, что системные законы функционирования организма и приспособления к комплексно действующим на него факторам среды являются определяющими в развитии тех или иных характеристик у спортсмена. В период с 2013 по 2017 гг. был проведен эксперимент с участием 622 хоккеистов спортивной школы (в возрасте от 10 до 16 лет). Были проанализированы данные о тренировочных нагрузках в подготовительном и соревновательных периодах. За указанный период в конце каждого подготовительного периода годичных циклов подготовки команд были проведены тестирования (упражнение «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом»). По результатам было выявлено отсутствие выраженного роста скоростных способностей хоккеистов в сенситивный период развития «быстроты». Полученные результаты дают основание считать, что развитие скоростных способностей юных хоккеистов в беге на коньках зависит в первую очередь от характеристик тренировочных нагрузок.
Ключевые слова: хоккей, спортивная школа, физические качества, быстрота, сенситивные периоды, скоростные способности.
DEVELOPMENT OF SPEED ABILITIES IN SKATING OF ICE HOCKEY PLAYERS OF DIFFERENT AGE GROUPS IN A SPORTS SCHOOL
Annotation. According to the notions prevailing in the theory of physical education, the speed abilities demonstrated by athletes in certain exercises are determined by the level of development of the «speed» and the conditions for the development the «speed» are determined by «sensitive periods». At the same time, no one takes into account the influence of training loads’ characteristics at the development of the speed abilities of the athletes. The authors questioned the hypothesis of the existence of «sensitive periods» («period» for development of physical qualities or skills – like «speed», for example). It is stated that the systemic laws of the functioning of the body and adaptation to the complex environmental factors acting on it are decisive in the development of certain athlete’s characteristics. Between 2013 and 2017 an experiment was conducted with the participation of 622 hockey players from a sports school (aged 10 to 16 years). The data on training loads in the preparatory and competitive periods were analyzed. For the indicated period, at the end of each preparatory period of the annual cycles of teams’ preparation, tests were carried out (on-ice test — skating 30-meter). According to the results, the absence of a pronounced increase in the speed abilities of hockey players during the sensitive period of development of «speed» was revealed. The obtained results give us reason to believe that the development of speed abilities of young hockey players in skating depends on the characteristics of training loads and it’s not related to «sensitive periods».
Key words: ice hockey, sports school, physical qualities, speed, sensitive periods, speed abilities.
Введение. Согласно гипотезе о существовании сенситивных периодов развития «физических качеств» человека [1, 2, 6], период интенсивного развития «физического качества» «быстрота» растущего организма приходится на возрастной диапазон 11-14 лет и достигает максимума к 15 годам. Зарубежные ученые ставят под сомнение гипотезу о наличии «сенситивных периодов», ссылаясь на отсутствие научной достоверности данных представлений [7, 10]. Развитие тех или иных физических способностей растущего организма неизбежно определяется, в том числе, – спецификой и направленностью регулярно осуществляемой конкретным индивидуумом тренировочной работы [4, 5, 8, 9]. В генетическую «программу» развития человеческого организма [3] неизбежно «вмешиваются» системные законы его функционирования и приспособления к комплексно действующим на него факторам среды [4, 5, 8, 9]. И в частности: уровень специальной подготовленности хоккеистов зависит от характеристик (в том числе – от объемов) тренировочных нагрузок, освоенных игроками на этапах и в периодах годичных циклов подготовки.
Актуальность исследования. На основании данных об объемах тренировочных нагрузок хоккеистов спортивной школы, освоенных в тренировочно-соревновательных сезонах 2013-2017 гг. и избранных результатов проведенных в те же годы тестирований подвергнуто сомнению существования сенситивных периодов, определяющих развитие «физического качества» «быстрота».
Цель – оценить «динамику» среднегрупповых результатов выполнения хоккеистами тестового упражнения «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом» – по мере прохождения спортсменами обучения в спортивной школе в разных возрастных группах.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ и обобщение архивных и документальных данных; методы математической статистики.
В исследовании, проведенном на базе спортивной хоккейной школы г. Москвы в период с 2013 по 2017 гг., приняло участие 622 хоккеиста. На основании планов работы спортивной школы, данных из журналов-конспектов занятий тренеров были рассчитаны объемы тренировочных нагрузок (в часах) в недельных микроциклах общеподготовительного, специально-подготовительного этапов и соревновательных периодов подготовки команд спортивной школы. На основании данных о результатах тестирований (выполненных в конце подготовительного периода) воспитанников спортивной школы в тренировочно-соревновательных сезонах 2013-2017 гг – были рассчитаны среднегрупповые результаты выполнения хоккеистами тестового упражнения: «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом». Рассчитывали: среднее арифметическое (x̅), стандартное отклонение (ϭ), достоверность различий (р).
Результаты исследования. В Таблице 1 представлены объемы тренировочных нагрузок (часы) в недельных микроциклах общеподготовительного (ОПЭ) и специально-подготовительного (СПЭ) этапов и соревновательного периода (СП) хоккеистов возрастных групп «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет» и «16 лет» в тренировочно-соревновательных сезонах 2013-2017 гг.
Объем тренировочной нагрузки в недельном микроцикле (час) | ОПЭ | СПЭ | СП |
Хоккеисты возрастной группы «10 лет» | 15 | 12 | 9 |
Хоккеисты возрастной группы «11 лет» | 17 | 14 | 10 |
Хоккеисты возрастной группы «12 лет» | 18 | 15 | 11 |
Хоккеисты возрастной группы «13 лет» | 22 | 19 | 17 |
Хоккеисты возрастной группы «14 лет» | 24 | 20 | 19 |
Хоккеисты возрастной группы «15 лет» | 24 | 20 | 19 |
Хоккеисты возрастной группы «16 лет» | 26 | 22 | 21 |
Таблица 1 – Объемы тренировочных нагрузок (часы) в недельных микроциклах общеподготовительного (ОПЭ) и специально-подготовительного (СПЭ) этапов и соревновательного периода (СП) хоккеистов команд спортивной школы возрастных групп «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет» и «16 лет» в тренировочно-соревновательных сезонах 2013-2017 гг.
Зафиксировано существенное увеличение объемов тренировочных нагрузок хоккеистов спортивной школы в микроциклах годичных циклах подготовки – по мере их перехода в старшие возрастные группы.
В соответствии с представлениями о существовании «физического качества» «быстрота» выраженного роста скоростных способностей хоккеистов спортивной школы в беге на коньках следовало ожидать при прохождении спортсменами обучения хоккею в возрастных группах 11-14 лет. Представленная на Рисунке 1 «динамика» среднегрупповых результатов, продемонстрированных хоккеистами спортивной школы в возрастных группах «10 лет» (n=132), «11 лет» (n=79), «12 лет» (n=131), «13 лет» (n=114), «14 лет» (n=43), «15 лет» (n=77) и «16 лет» (n=46) в упражнении «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом» в тестированиях, проведенных по окончании подготовительных периодов тренировочно-соревновательных сезонов 2013-2017 гг – противоречит представлениям о существовании сенситивных периодов развития «физического качества» «быстрота».
Рисунок 1 – «Динамика» среднегрупповых результатов, продемонстрированных хоккеистами спортивной школы в возрастных группах «10 лет» (n=132), «11 лет» (n=79), «12 лет» (n=131), «13 лет» (n=114), «14 лет» (n=43), «15 лет» (n=77) и «16 лет» (n=46) в упражнении «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом» в тестированиях, проведенных по окончании подготовительных периодов тренировочно-соревновательных сезонов 2013-2017 гг.
Фактическое отсутствие достоверных различий (р≥0,8 и р≥0,1) среднегрупповых результатов, продемонстрированных хоккеистами спортивной школы в тестированиях, проведенных по окончании подготовительных периодов в упражнении «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м лицом» в возрастных группах «11 лет» (5,17±0,30 с), «12 лет» (5,17±0,32 с) и «13 лет» (5,05±0,29 с) – свидетельствуют о «торможении» в развитии скоростных способностей юных хоккеистов в беге на коньках со старта.
Заключение. Представленные результаты дают основание считать, что развитие скоростных способностей юных хоккеистов в беге на коньках по мере их взросления в значительной мере зависит не от периодов сенситивности развития «физического качества» «быстрота», а от характеристик тренировочных нагрузок (в том числе – от их объемов), освоенных спортсменами, в первую очередь, – в подготовительных периодах годичных циклов подготовки.
Список литературы:
- Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич // М. ; Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
- Вайнбаум, В. С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / В. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. – М.: Academia, 2002. – 234 с.
- Меерсон, Ф. З. О взаимосвязи физиологической функции и генетического аппарата клетки. М.: Медицина, 1963. 91 с.
- Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
- Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – 2-е изд. дораб. и доп. – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
- Balyi I. Long-Term Athlete Development / Balyi I., Way R., and Higgs C. — Champaign, IL: Human Kinetics, 2013. — 296 p.
- Ford P. The long-term athlete development model: physiological evidence and application / Ford P., De Ste Croix M, Lloyd R., Meyers R., Moosavi M., Oliver J., Till K., and Williams C. // J Sports Sci. — 2011. — 29. — PP. 389-402.
- Pavlov S. E. Modern Theory and Practice of Coaching for Sporting Excellence / S. E. Pavlov, A. S. Pavlov, A. A. Petrov // Independently published (June 30, 2022). – 103 p.
- Redua A. Princípios Modernos da Preparação de Atletas de Alto Rendimento / A. Redua, A.S. Pavlov, S.E. Pavlov // Brazil, Juruá Editora, 2021. – 100 p.
- Van Hooren B. Sensitive periods to train general motor abilities in children and adolescents: Do they exist? A critical appraisal / Van Hooren Bas, De Ste Croix Mark // Strength and Conditioning Journal. — 2020. — №42 (6). PP. 7-14.