Павлов С. Е., Давыдов А. П., Павлов А. С., Черенков Д. Р.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», (Москва, Россия)
Совершенствование специальных скоростных качеств хоккеистов – одна из задач, которые должны решаться в процессе многолетней подготовки квалифицированных игроков. Считается, что «скоростные качества» индивидуума обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию, а наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12-14 лет [В. П. Савин, 2003]. Данная точка зрения диктует кардинальные ограничения в возможности развития «скоростных качеств» спортсменов, достигших определенного возраста. Вместе с тем, результаты предварительных исследований дают весомые основания считать, что «скоростные качества» спортсменов поддаются воспитанию и в более позднем возрасте [С. Е. Павлов, Д. Р. Черенков, А. П. Давыдов, Б. А. Ткачев, А. С. Павлов, 2008].
Набор средств, который может быть использован в воспитании специальных «скоростных качеств» хоккеистов, ограничен. Это обусловлено тем, что каждый двигательный акт абсолютно специфичен и эта специфичность отражена не только во «внешних» параметрах самого двигательного акта, но и в соответствии этим параметрам конкретных функционально-физиологических структур организма, обеспечивающих выполнение данного конкретного движения [С. Е. Павлов, 2008, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. То есть, каждый конкретный двигательный акт имеет конкретную «внутреннюю» физиологическую структуру. Именно поэтому квалифицированные спортсмены достигают максимальных значе¬ний потребления кислорода в том виде локомоции, в котором они тренируются [E. L. Fox, D. K. Mathews 1981; R. T. Withers, V. M. Sherman, J. M. Miller, D. L. Costill, 1981], а при выполнении спортсменами неспецифических для них упражнений максимальное потребление кислорода у них ниже даже при большей мышечной массе, участвующей в работе [Е. Б. Мякинченко, 1997]. В. П. Савин (1985), изучавший «взаимозависимость показателей физического развития с показателями отдельных разновидностей техники передвижения на коньках» квалифицированных хоккеистов, приводит данные, свидетельствующие о фактическом отсутствии связи (коэффициент корреляции: r=0,046) показателя бега на коньках по прямой линии с показателем бега без коньков. Соответственно: выбор эффективных тренировочных средств в спорте всегда должен осуществляться с позиций их специфичности по отношению к структуре того или иного движения, используемого в основной соревновательной деятельности. В хоккее для воспитания специальных «скоростных качеств» применяются: бег на коньках на короткие дистанции с предельной или околопредельной скоростью; бег на коньках без защитного снаряжения; упражнения на льду, выполняемые с максимальной скоростью; упражнения на льду с облегченной клюшкой; упражнения на льду с облегченной шайбой; броски облегченной шайбы.
В педагогическом эксперименте, проведенном на кафедре теории и методики хоккея РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), изучали возможность повышения скорости бега на коньках со старта квалифицированных хоккеистов. В эксперименте приняли участие квалифицированные хоккеисты МХЛ, ВХЛ, КХЛ в возрасте 17-19 лет – экспериментальная (12 испытуемых) и контрольная (9 испытуемых) группы. Эксперимент проводился в межсезонье, в период, когда игроки были полностью свободны от тренировок в своих командах. Длительность эксперимента – 6 тренировочных микроциклов. Недельный тренировочный микроцикл экспериментальной группы состоял из трех занятий: тестирование (понедельник) и два тренировочных дня (среда, пятница). Тестирования хоккеистов экспериментальной и контрольной групп проводились еженедельно, один раз в неделю – перед началом эксперимента (исходное тестирование), в течение эксперимента (этапные тестирования) и в конце эксперимента (заключительные тестирования).
Тестирования (исходные, этапные, заключительные) состояли из троекратных пробеганий на коньках со старта каждым из участников эксперимента дистанции 9 метров со старта (расстояние между центральной линией и линией зоны) и дистанции 27 метров со старта (расстояние между центральной линией и линией зоны) и проводились в полном защитном снаряжении хоккеистов. Результаты тестирований оценивали с помощью фиксации видеоизображения на цифровую видеокамеру (скорость видеосъемки 50 кадров в секунду) с последующим переносом изображения на компьютер и — далее — с покадровым воспроизведением изображения на компьютере и объективной оценкой времени пробегания дистанций и отрезков с точностью 0,02 секунды (отсчет времени на компьютере начинали с первого движения хоккеиста со стартовой позиции и прекращали при пересечении одним из коньков хоккеиста финишной линии). Таким образом, исключали компонент реакции хоккеиста на сигнал стартера и оценивали только скорость самого движения.
При оценке результатов тестирований хоккеистов экспериментальной группы в тесте «пробегание на коньках 27 метров со старта» (анализ видеоизображения), помимо времени пробегания данной дистанции целиком, дополнительно оценивали время пробегания отрезков 9 метров и 18 метров.
Хоккеисты контрольной группы тренировались по индивидуальным программам, но проходили тестирование вместе с хоккеистами экспериментальной группы – 1 раз в неделю (7 тестирований).
Тренировочные занятия хоккеистов основной группы в период проведения эксперимента можно охарактеризовать как тренировки без защитного снаряжения с небольшими объемами предельно специфической тренировочной работы (разминка, скоростная работа на льду – многократное пробегание со старта дистанции 9 метров, двусторонняя игра на укороченной площадке – 20 минут) и достаточными для восстановления промежутками отдыха между выполнениями скоростных упражнений.
В тестированиях хоккеистов контрольной группы зафиксировано: незначительное достоверное (р≤0,005) улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (2,31±0,07), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,33±0,07) — в пробегании на коньках дистанции 9 метров со старта; незначительное достоверное (р≤0,05) улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (4,50±0,10), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (4,54±0,13) — в пробегании на коньках дистанции 27 метров со старта.
В тестированиях хоккеистов экспериментальной группы зафиксировано: достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (1,95±0,10), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,36±0,09) — в пробегании на коньках дистанции 9 метров (рис. 1); достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (4,23±0,13), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (4,54±0,12) — в пробегании на коньках дистанции 27 метров.
Рис. 1. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» — бег на коньках со старта на дистанции 9 из 27 метров — хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых).
Обнаружена высокая степень корреляции среднегрупповых результатов времени (t (c)) пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 9 метров со старта и отрезков 9 метров из 27 метров со старта – во всех тестированиях (рис. 2).
Анализ «долевого вклада» в среднегрупповой результат пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 27 метров со старта — отрезков 9 метров (стартовый отрезок) и 18 метров выявил: достоверное (р≤0,0001) выраженное улучшение среднегруппового результата заключительного тестирования (1,99±0,07), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (2,43±0,08) — в пробегании на коньках отрезка 9 метров из 27 метров; достоверное (р≤0,01) ухудшение среднегруппового результата заключительного тестирования (4,23±0,13), по сравнению со среднегрупповым результатом исходного тестирования (4,54±0,12) — в пробегании на коньках отрезка 18 метров из 27 метров (рис. 2).
Рис. 2. Среднегрупповые результаты (t (c) – время в секундах) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых) — бег на коньках со старта на дистанции 9 метров («a»), 9 из 27 метров («b») и 18 из 27 метров («с»).
Незначительное достоверное улучшение среднегрупповых результатов заключительных тестирований (по сравнению со среднегрупповыми результатами исходных тестирований) хоккеистов контрольной группы в пробегании на коньках дистанций 9 метров и 27 метров объяснимо участием хоккеистов данной группы в скоростных тестированиях, которые сыграли роль специфической тренировочной нагрузки. Нельзя исключить влияния на результаты тестирований самостоятельной тренировочной работы хоккеистов, выполняемой ими на протяжении 1,5 месяцев эксперимента.
Выраженное улучшение среднегрупповых результатов заключительных тестирований (по сравнению со среднегрупповыми результатами исходных тестирований) хоккеистов экспериментальной группы в пробегании на коньках дистанций 9 метров и 27 метров объясняется как эффект тренировочного режима и тренировочных нагрузок, использованных нами в специальной скоростной подготовке спортсменов данной группы на протяжении 6 недель эксперимента. Этим же эффектом и эффектом положительного «переноса тренированности» объясняется высокая степень корреляции среднегрупповых результатов времени пробегания хоккеистами экспериментальной группы дистанции 9 метров со старта и стартового отрезка 9 метров (на дистанции 27 метров со старта). Эффект положительного «переноса тренированности» объясняется тем, что и на дистанции 9 метров со старта и на стартовом отрезке 9 из 27 метров используется одна и та же, «ударная» техника бега на коньках.
Ухудшение среднегруппового результата хоккеистов экспериментальной группы в пробегании на коньках финишного отрезка 18 метров (на дистанции 27 метров со старта) объясняется тем, что в беге с хода по дистанции хоккеисты используют технику бега «накатом», а в качестве основного тренировочного задания нами в эксперименте был выбран «ударный» бег со старта на дистанции 9 метров. Различие техники бега на коньках «ударным» способом и техники бега на коньках «накатом» обусловило отрицательный «перенос тренированности» с одного вида бега на коньках на другой.
Таким образом, вопреки сложившемуся в спортивной педагогике мнению, «скоростные качества», как и прочие «физические качества» живого организма абсолютно тренируемы не только в «сенситивные периоды» (наличие которых вообще – под большим вопросом!), но и, по крайней мере, в возрастном диапазоне 17-19 лет. При этом для получения желаемого результата организм должен быть поставлен в такие условия, в которых развиваются именно его специальные «скоростные качества». Специфика тренировочных нагрузок формирует специфику адаптационных изменений в организме спортсмена, что находит отражение, в том числе — в динамике результатах специфических тестирований.
Результаты настоящего исследования подтверждают действенность закона о структурно-функциональной специфичности конкретных поведенческих (двигательных) актов [С. Е. Павлов, 2010] и свидетельствуют в пользу утверждения того, что абстрактных «физических качеств» не существует [С. Е. Павлов, 2008, 2010; С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. Об этом же свидетельствует Ю. В. Никонов (2003): «…Малая взаимосвязь между отдельными формами проявления скоростных качеств значительно снижает возможность «переноса тренированности» с одних упражнений на другие. Так, … между стартовой и дистанционной скоростью … нет взаимосвязи, поэтому развивать их и совершенствовать надо целенаправленно…». В связи с этим изначально не следовало ожидать положительного «переноса тренированности» с бега на коньках «ударным» способом на бег на коньках способом «накат». Но неожиданным оказался феномен отрицательного «переноса тренированности» с одного способа бега на другой, что должно учитываться при построении тренировочного процесса квалифицированных хоккеистов.
Павлов С. Е., Давыдов А. П., Павлов А. С., Черенков Д. Р. Феномен отрицательного «переноса тренированности» в процессе работы над стартовой скоростью квалифицированных хоккеистов / Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова – Сочи, 2013. — С. 96-100