Павлов А.С.
кандидат педагогических наук, старший методист Хоккейной школы ЦСКА (Москва)
Аннотация. Уровень подготовленности хоккеистов, проходящих обучение в спортивной школе, к участию в регулярных первенствах определяется тренировочной работой, выполненной спортсменами в подготовительном периоде. Оценка характеристик этой работы позволяет выявить основные тенденции построения тренировочного процесса в подготовительных периодах. Была проведена оценка соотношений различных видов тренировочной работы в подготовительных периодах подготовки хоккеистов спортивной школы различных возрастных групп. Полученные данные свидетельствуют о преобладании в подготовительном периоде подготовки команд спортивной школы работы общефизической направленности. Отмечен недостаток тренировочной работы технической и технико-тактической направленности, выполняемой хоккеистами спортивной школы в их предсезонной подготовке.
Ключевые слова: хоккейная школа, подготовительный период, тренировочная нагрузка, направленность нагрузки.
ANALYSIS OF THE VOLUME OF VARIOUS TRAINING LOADS DURING THE PREPARATION PERIODS OF ANNUAL CYCLES OF TRAINING THE ICE HOCKEY PLAYERS IN A SPORTS SCHOOL
Pavlov A.S.
PhD, senior methodist of the CSKA Hockey school, Moscow, Russia
Annotation. The level of preparedness of ice hockey players undergoing training at a sports school for participation in regular championships is determined by the characteristics of the work performed by athletes of different age groups in the preparatory period. Evaluation of the characteristics of this work allows you to identify the main trends in the construction of the training process in the preparatory periods. An assessment of various types of training work in the preparatory periods of the ice hockey players’ training of different age groups was made. The obtained data testify to the predominance of general physical orientation in the preparatory period of sports school teams training. The lack of training work of a technical and technical and tactical orientation, performed by hockey players of a sports school in their pre-season training, was noted.
Key words: ice hockey sports school, preparatory period, training load, focus of training.
Введение. Повышение эффективности подготовки хоккеистов в спортивных школах – одна из актуальных задач российского хоккея. Годичный цикл подготовки хоккеистов в спортивных школах традиционно строится по канонам периодизационного метода – с делением годичного цикла на периоды: подготовительный период, соревновательный период, переходный период [1, 2, 3, 7]. Содержание тренировочного процесса хоккеистов в подготовительном периоде во многом определяет уровень подготовленности игроков к их выступлениям в официальных играх в соревновательном периоде [9]. В связи со сказанным: существует необходимость оценки соотношений объемов тренировочных нагрузок различной направленности хоккеистов спортивной школы в подготовительных периодах.
Актуальность исследования. До настоящего времени никем не были оценены соотношения различных видов тренировочной работы, реально освоенной хоккеистами спортивной школы разных возрастных групп в подготовительных периодах годичных циклов подготовки – с использованием современной классификации тренировочных нагрузок.
Цели и задачи исследования. Оценить соотношения объемов различных видов тренировочной работы хоккеистов спортивной школы в разных возрастных группах – в подготовительных периодах годичных циклов подготовки – с использованием современной классификации тренировочных нагрузок.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ и обобщение архивных и документальных данных; педагогическое наблюдение. Оценивали процентные соотношения тренировочных нагрузок различной направленности, освоенных в подготовительных периодах хоккеистами спортивной школы, проходящих обучение в разные годы (2013-2017 гг.) под руководством разных тренеров в возрастных группах: «10 лет» (n=132), «11 лет» (n=79), «12 лет» (n=131), «13 лет» (n=114), «14 лет» (n=43), «15 лет» (n=77), «16 лет» (n=46).
Оценка видов тренировочных нагрузок хоккеистов спортивной школы в подготовительных периодах годичных циклов подготовки была основана на классификации тренировочных нагрузок, представленной в работах В. П. Савина, с дополнениями, внесенными в данную классификацию А. С. Павловым с соавторами: тренировочная нагрузка общефизической направленности, тренировочная нагрузка специализированной физической направленности, тренировочная нагрузка специальной направленности, тренировочная нагрузка технической направленности, тренировочная нагрузка технико-тактической направленности [5, 6, 7, 8, 9].
На основании отчетов тренеров, представленных в методический отдел спортивной школы и результатов педагогических наблюдений, оценивали усредненное процентное соотношение различных видов тренировочных нагрузок подготовительных периодов годичных циклов подготовки хоккеистов спортивной школы, тренировавшихся в разные годы на протяжении 4-х лет в возрастных группах: «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет».
Результаты исследования. Примерные соотношения объемов различных видов тренировочных нагрузок хоккеистов спортивной школы возрастных групп «10 лет», «11 лет», «12 лет», «13 лет», «14 лет», «15 лет», «16 лет» в подготовительных периодах годичных циклов подготовки представлены в Рисунках 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «10 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (63%) и тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (37%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «10 лет» в спортивной школе характеризовались существенным объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (43%), значительным объемом тренировочной работы, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (40%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (17%).
Рисунок 1. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «10 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и на специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=132)
Рисунок 2. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «11 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=79)
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «11 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (46%), гораздо меньшим объемом специализированной физической подготовки (17%) и тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (37%). Специально-подготовительные (СПЭ) этапы подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «11 лет» в спортивной школе характеризовались существенным объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (21%), меньшим объемом специализированной физической подготовки (13%), значительным объемом тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (43%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (23%).
Рисунок 3. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «12 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и на специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=131)
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «12 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (52%), небольшим объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (9%) и тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (39%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «12 лет» в спортивной школе характеризовались существенным объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (30%), небольшим объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (8%), относительно небольшим объемом специальной подготовки (14%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (25%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (23%).
Рисунок 4. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «13 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и на специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=114)
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «13 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (52%), небольшим объемом специализированной физической подготовки (13%) и тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (35%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «13 лет» в спортивной школе характеризовались относительно небольшим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (19%), небольшим объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (10%), небольшим объемом специальной подготовки (15%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (29%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (27%).
Рисунок 5. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «14 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и на специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=43)
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «14 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (53%), существенным объемом специализированной физической подготовки (28%) и относительно небольшим объемом тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (19%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «14 лет» в спортивной школе характеризовались относительно небольшим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (23%), небольшим объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (11%), относительно большим объемом специальной подготовки (29%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (18%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (19%).
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «15 лет» в спортивной школе характеризовались большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (43%), относительно небольшим объемом специализированной физической подготовки (15%), небольшим объемом специальной физической подготовки (9%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (12%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (21%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «15 лет» в спортивной школе характеризовались относительно небольшим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (27%), небольшим объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (9%), весомым объемом специальной физической подготовки (24%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (13%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (27%).
Рисунок 6. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «15 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=77)
Общеподготовительные этапы (ОПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «16 лет» в спортивной школе характеризовались достаточно большим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (41%), небольшим объемом специализированной физической подготовки (7%), средним объемом специальной тренировочной работы (17%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (11%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (24%). Специально-подготовительные этапы (СПЭ) подготовительных периодов подготовки хоккеистов возрастной группы «16 лет» в спортивной школе характеризовались относительно небольшим объемом тренировочной работы «общефизической» направленности (18%), незначительным объемом тренировочной работы специализированной физической направленности (9%), средним объемом специальной подготовки (24%), тренировочной работой, направленной на освоение техник хоккейных двигательных актов (22%) и тренировочной работой, направленной на освоение тактических элементов игры в хоккей (27%).
Рисунок 7. Примерные объемы тренировочной работы различной направленности хоккеистов возрастной группы «16 лет» на общеподготовительных (ОПЭ) и специально-подготовительных (СПЭ) этапах подготовительных периодов годичных циклов подготовки в спортивной школе (n=46)
Выводы:
1. Оценка направленности тренировочной работы хоккеистов спортивной школы различных возрастных групп в подготовительных периодах выявила значительное преобладание тренировочной работы «общефизической» направленности.
2. Выявлена недостаточность использования в подготовительных периодах средств специализированной и специальной подготовки хоккеистов.
3. Зафиксирован недостаточный объем тренировочной работы технической и технико-тактической направленности, выполненный в подготовительных периодах хоккеистами спортивной школы всех возрастных групп.
Заключение. Оценка процентных показателей соотношений объемов различных видов тренировочных нагрузок, освоенных хоккеистами спортивной школы разных возрастных групп в подготовительных периодах годичных циклов подготовки позволяет сделать вывод об использовании в этих периодах больших объемов тренировочных нагрузок «общефизической» направленности – во всех возрастных группах. Во всех возрастных группах отмечена явная недостаточность использования в тренировочном процессе в подготовительных периодах средств специализированной физической подготовки. Активное использование средств специальной подготовки на общеподготовительных этапах подготовительных периодов зафиксировано только в возрастных группах «15 лет» и «16 лет». Зафиксировано почти полное игнорирование использования средств технической и технико-тактической подготовки на общеподготовительных этапах подготовительных периодов в работе с хоккеистами, обучавшимися в спортивной школе на этапах начальной специализации и углубленной специализации. Следует обратить внимание на недостаточность тренировочной работы технической направленности, выполненной на специально-подготовительных этапах подготовительных периодов хоккеистами всех возрастных групп. Таким образом, тренировочный процесс хоккеистов спортивной школы всех возрастных групп в подготовительных периодах носил в значительной степени «общеразвивающий», а не специальный характер, что неизбежно негативно сказывалось на уровне специальной подготовленности спортсменов к соревновательным сезонам.
2. Михно, Л. В. Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов. Учебное пособие / Л.В. Михно, К.К. Михайлов, В.В. Шилов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб.: [б.и.], 2011. — 193 с.
3. Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. – Киев : Олимпийская литература, 2008. – 215 с.
4. Павлов А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А. С. Павлов. – М. : ОнтоПринт, 2017. – 154 с.
5. Павлов, А. С. Комплексная программа многолетней подготовки квалифицированных хоккеистов в спортивных школах / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, А. Е. Деев, С. Е. Павлов. – М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 – 164 с.
6. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – 2-е изд. дораб. и доп. – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
7. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
8. Redua A., Pavlov A.S., Pavlov S.E. Princípios Modernos da Preparação de Atletas de Alto Rendimento / Brazil, Juruá Editora, 2021. – 100 p.
9. Pavlov S. E., Pavlov A. S., Petrov A. A. Modern Theory and Practice of Coaching for Sporting Excellence / S. E. Pavlov, A. S. Pavlov, A. A. Petrov // Independently published (June 30, 2022). – 103 p.
Павлов, А.С. Анализ объемов тренировочных нагрузок различной направленности в подготовительных периодах годичных циклов подготовки хоккеистов спортивной школы // Modern Humanities Success, 2023. – № 6. – С. 265-271.