Павлов А.С.
ООО «ПХК ЦСКА», г. Москва, Россия;
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, Россия.
Аннотация. Требование повышения эффективности подготовки хоккеистов обуславливает широкое использование в тренировочном процессе дополнительных упражнений, соответствующих специфике выполняемой соревновательной работы. В статье отмечена все более расширяющаяся практика использования специализированных тренажеров в подготовке хоккеистов различной квалификации. При этом указано на игнорирование тренерами необходимости оценки эффективности применения тех или иных тренажеров в подготовке хоккеистов. Авторами проведен анализ использования тренажера Fitlight во внеледовой подготовке хоккейных вратарей. Для оценки простой и сложной реакций хоккейных вратарей 10-16 лет были проведены тестирования в начале и в конце представленного в статье эксперимента. Анализ результатов тестирований выявил прирост показателей быстроты простой и сложной реакции у всех вратарей хоккейной школы. Полученные в проведенном эксперименте результаты свидетельствуют об эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты простой и сложной реакции в подготовке хоккейных вратарей в возрасте от 10 до 16 лет.
Ключевые слова: хоккей с шайбой, вратари, тренажер, внеледовая подготовка, тестирование, быстрота реакции.
ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TESTING RESULTS ON THE FITLIGHT SIMULATOR USED IN OFF-ICE TRAINING OF ICE HOCKEY SCHOOL GOALKEEPERS
Pavlov A.S.
Professional ice hockey club CSKA, Moscow, Russia;
Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia.
Abstract. The requirement to increase the efficiency of hockey players’ training determines the widespread use of additional exercises in the training process, which correspond to the specifics of the performed competitive work. The article notes the ever-expanding practice of using specialized simulators in the training of hockey players of various qualifications. At the same time, it is pointed out that coaches ignore the need to assess the effectiveness of the use of certain simulators in the training of hockey players. The authors of research analyzed the use of the Fitlight simulator in off-ice training of ice hockey goalkeepers. To assess the simple and complex reactions of 10-16 year old ice hockey goalkeepers tests were carried out at the beginning and at the end of the experiment. The analysis of the test results revealed an improvement of a simple and complex reactions among all the goalkeepers of the ice hockey school. The results obtained in the experiment indicate about the effectiveness of using the Fitlight simulator for the development of simple and complex reaction in the preparation of ice hockey goalkeepers at the age of 10 to 16 years.
Key words: ice hockey, goalkeepers, simulator, off-ice training, testing, reaction speed.
Введение. Применение тех или иных дополнительных средств подготовки спортсменов всегда должно базироваться на требованиях их основной соревновательной деятельности [7]. В подготовке хоккеистов сегодня относительно широко используются различные тренажеры. Однако при этом, в большинстве случаев тренеры игнорируют требование необходимости оценки динамики роста двигательных характеристик, развиваемых с помощью этих тренажеров, что и определяет оправданность применения того или иного средства подготовки в тренировочном процессе хоккеистов.
В подготовке хоккеистов вне льда основное внимание традиционно уделяется развитию «физических качеств» спортсменов. В числе «физических качеств» принято выделять «быстроту», определяющую скоростные способности атлета [1, 3, 10, 13]. Многими специалистами заявляется, что «быстрота» атлета обусловлена генетически [8], и трудно поддается воспитанию у спортсменов старше 12-14 лет [2, 9, 11]. Однако, результаты современных исследований доказывают возможность успешного развития скоростных показателей (а, следовательно, и – «быстроты») хоккеистов в возрасте 17-19 лет в беге на коньках на дистанциях 9 м и 27 м [5].
Быстроту простой и сложной реакции относят к скоростным способностям. T. Spiteri с соавт (2013) считают, что быстрота реакции является критическим компонентом во многих видах спорта. Ученые из Тегеранского медицинского университета в ходе исследования по оценке быстроты реакции у волейболистов и спринтеров пришли к выводу, что спортсмены лучше справлялись с теми тестами на реакцию, которые по своим характеристикам в большей степени отражают их соревновательную деятельность [12]. Это косвенно подтверждает необходимость применения в тренировочном процессе специфических средств тренировки, ориентированных на конкретный вид спорта. Специфичность тренировочных воздействий и специфика методов оценки за уровнем специальной тренированности — основы эффективного построения тренировочного процесса [6].
Нами оценено влияние использования во внеледовой тренировочной работе вратарей хоккейной школы тренажера Fitlight на рост показателей быстроты простой и сложной реакции указанных спортсменов.
Цель и задачи исследования. Оценить динамику показателей быстроты простой и сложной реакции хоккейных вратарей во внеледовых тестовых упражнениях на тренажере Fitlight.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании приняли участие 19 вратарей хоккейной школы в возрасте от 10 до 16 лет. Длительность эксперимента — 11 месяцев. Тренажер Fitlight, использованный нами в исследовании, представляет собой 8 датчиков, закрепленных на стене в соответствии с размерами хоккейных ворот (рисунок 1). Методика тестирований хоккейных вратарей на тренажере Fitlight была описана в ранее проведенном исследовании [4].
Рисунок 1. Выполнение тестового упражнения хоккейным вратарем на тренажере Fitlight.
Тестирование включает следующие тестовые упражнения:
1. Тест «простая реакция» — оценивается скорость реакции вратаря на световой и звуковой сигналы датчика. Выполняется 20 касаний.
2. Тест «сложная реакция» — оцениваются: сложная избирательная двигательная реакция на световой и звуковой сигналы, концентрация внимания и скорость принятия решения в условиях моделирования ситуации исключения «ложных бросков по воротам». Испытуемый реагирует только на зажигание 1 выбранного цвета. Выполняется 20 касаний.
3. Тест «60 секунд» — оценивается скорость реакции вратаря и способность поддерживать концентрацию внимания на световой и звуковой сигналы датчика в течение одной минуты (выбор времени теста ориентирован на продолжительность среднего игрового отрезка в хоккее).
4. Тест «быстрота реакции» (левая/правая рука) — оценивается простая двигательная реакция на световой и звуковой сигналы. Самый простой тест — выполняется 5 касаний, фиксируется лучший результат.
По результатам тестов оценивается количество успешных касаний, количество промахов, среднее время реакции, худший и лучший показатель времени реакции, время выполнения теста.
Внеледовые занятия вратарей с использованием тренажера Fitlight проводились с февраля 2019 года по январь 2020 г. еженедельно, за исключением июня (перерыв в годичном цикле подготовки команд) и июля (выезд на 3-недельные предсезонные сборы). Занятия на тренажере проводились раз в неделю, перед основной тренировкой на льду. Каждый из вратарей провел около 40 тренировочных занятий на тренажере Fitlight. Необходимо отметить, что некоторые вратари старших возрастов 15-16 лет пропускали работу на тренажере Fitlight из-за вызовов в сборные команды России. В каждом занятии на тренажере принимало участие 3-4 спортсмена. Продолжительность работы на тренажере каждого спортсмена составляла около 30-45 минут, включая паузы отдыха. В работе на тренажере уделялось внимание технике касаний датчиков (имитация парирования шайбы блином тыльной стороной руки или ловля шайбы ловушкой ладонью) и вратарской стойке. Таким образом, внеледовые занятия с применением тренажера Fitlight были максимально ориентированы на специфическую соревновательную работу вратарей.
В конце эксперимента было проведено заключительное контрольное тестирование вратарей хоккейной школы на тренажере Fitlight с применением вышеописанных тестов.
Результаты исследования. Заключительные тестирования на тренажере Fitlight показали прирост показателей быстроты простой и сложной реакции у всех вратарей хоккейной школы. Результаты тестов представлены на рисунках.
Рисунок 2. Сравнение результатов тестирований в тесте «простая реакция» на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n=19) в феврале 2019 г. и январе 2020 г.
По результатам, представленным на рисунке 2 видно, что в тесте «простая реакция» наибольший прирост показателей зафиксирован у вратарей в возрасте 13-14 лет. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастной группе 15-16 лет в среднем составил 14% от исходного значения, в возрастной группе 13-14 лет – 22%, в возрастной группе 10-12 лет – 14%.
На рисунке 3 приведены результаты, продемонстрированные спортсменами в тесте «сложная реакция», что представляет интерес для практики хоккея в силу избирательности реагирования вратаря на звуковой и световой сигналы. Данное тестовое упражнение моделирует ложный бросок, который применяется нападающими соперника в игре. Тем самым, здесь убирается фактор предвосхищения событий, и вратарь реагирует только на конкретный сигнал. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастной группе 15-16 лет в среднем составил 17% от исходного значения, в возрастной группе 13-14 лет – 17%, в возрастной группе 10-12 лет – 9% (наименьший прирост).
Рисунок 3. Сравнение результатов тестирований в тесте «сложная реакция» на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n=19) в феврале 2019 г. и январе 2020 г.
На рисунке 4 приведены результаты теста «60 сек», характеризующего способность вратаря продолжительное время максимально быстро реагировать на сигнал. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастной группе 15-16 лет в среднем составил 18% от исходного значения, в возрастной группе 13-14 лет – 19%, в возрастной группе 10-12 лет – 12%. Данный тест является в высокой степени интенсивным и «нагрузочным», в частности для спортсменов младших групп.
Рисунок 4. Сравнение результатов изменения показателя времени реакции в тесте «60 сек» на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n=19) в феврале 2019 г. и январе 2020 г.
В тестовом упражнении «60 секунд» прирост показателя количества касаний был зафиксирован во всех возрастных группах (рисунок 5). В возрастной группе 15-16 лет прирост составил 26%, в группе 13-14 лет – 32%. Наибольший прирост был зафиксирован в возрастной группе 10-12 лет – 62%.
Рисунок 5. Сравнение результатов динамики прироста количества касаний в тесте «60 сек» на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n=19) в феврале 2019 г. и январе 2020 г.
На рисунке 6 приведены результаты теста «быстрота реакции». Отдельно оценивались показатели левой и правой руки. Следует уточнить, что все вратари хоккейной школы, принимавшие участие в исследовании, ловушку используют левой рукой, а блин с клюшкой – правой рукой.
Рисунок 6. Сравнение результатов динамики прироста показателей левой и правой руки в тесте «быстрота реакции» на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n=19) в феврале 2019 г. и январе 2020 г.
Интересна динамика результатов работы правой руки у вратарей хоккейной школы в возрастной группе 10-12 лет. В данной возрастной группе средний показатель быстроты реакции правой руки (в которой находится блин с клюшкой) ухудшился на 2%. Вместе с тем, средний показатель быстроты реакции левой руки (ловушка) вратарей данной возрастной группы улучшился на 14%. В возрастной группе 13-14 лет средний показатель быстроты реакции правой руки остался практически неизменным, тогда как тот же показатель работы левой руки улучшился на 27%. В возрастной группе 15-16 лет средний показатель быстроты реакции правой руки улучшился на 16%, а тот же показатель работы левой руки улучшился на 31%. Таким образом, наибольший прирост показателей в тесте «быстрота реакции» продемонстрировали вратари хоккейной школы в возрасте 15-16 лет.
Выводы:
1. Наиболее существенное улучшение показателей быстроты реакции в 3 тестах (тесты: «простая реакция», «сложная реакция», «60 секунд») зафиксировано в возрастной группе 13-14 лет. Данный результат, по нашему мнению, связан с большим количеством тренировочных занятий на тренажере Fitlight в данной возрастной группе – по сравнению со старшей возрастной группой (15-16 лет), а также с более высоким уровнем владения техникой вратарских движений по сравнению с вратарями младшей возрастной группы (10-12 лет). Следовательно, основой повышения показателей быстроты реакции хоккейных вратарей является овладение техникой вратарских движений и регулярность занятий на тренажере Fitlight.
2. Относительно меньшие улучшения среднегрупповых показателей быстроты реакции в указанных тестах у вратарей возрастной группы 10-12 лет может быть объяснено тем, что в подготовке вратарей в этом возрасте в тренировочной работе превалируют: работа над техникой спортивных движений и развитие специальных двигательных характеристик. Такой принцип построения подготовки вратарей данной возрастной группы следует считать абсолютно оправданным. Однако, следует учитывать, что превалирование стандартной специфической тренировочной работы в подготовке вратарей обеспечивает доминирование реакций организма именно на эту работу и снижает эффективность любой дополнительной работы (в том числе – работы над развитием быстроты реакции).
3. Меньшее улучшение среднегрупповых показателей быстроты реакции в указанных тестах у вратарей возрастной группы 15-16 лет объяснимо меньшим количеством занятий на тренажере – из-за вызовов в сборные команды России. Также стоит отметить, что вратари данной возрастной группы имеют большую тренировочную и соревновательную нагрузки (в силу участия в 2 чемпионатах – по своему году рождения и в юниорском чемпионате), что влияет на степень их восстановления и готовности к выполнению «скоростной» тренировочной работы.
4. В тесте «простая реакция» у вратарей всех возрастных групп зафиксированы существенные улучшения среднегруппового показателя быстроты реакции в упражнении, выполняемом левой рукой (рука, в которой во время работы на льду находится ловушка). В аналогичном тесте, выполняемом правой рукой (рука, в которой во время работы на льду находится блин и клюшка) показатель быстроты реакции правой руки улучшился только у вратарей возрастной группы 15-16 лет, тогда как у вратарей младших возрастных групп он ухудшился, либо остался неизменным. Зафиксированное в тесте «простая реакция» различие показателей динамики быстроты реакции левой и правой рук вратарей свидетельствуют против бытующих в спортивной педагогике представлений о существовании «общих физических качеств» (и «быстроты», как одного из «физических качеств» – в частности).
5. Скоростные характеристики конкретных двигательных актов и, в том числе, – демонстрируемая в них быстрота реакции – абсолютно поддаются развитию у спортсменов в возрасте 10-16 лет.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты простой и сложной реакции в специфических движениях хоккейных вратарей в возрасте от 10 до 16 лет. В основе эффективности тренировочной работы на тренажере Fitlight должны лежать овладение техникой вратарских движений и регулярность занятий на самом тренажере. При этом следует стремиться к оптимизации соотношения объемов основной тренировочной работы на льду и дополнительной работы на тренажере Fitlight. Вне всякого сомнения, генетические факторы являются основополагающими при развитии скоростных характеристик различных двигательных актов атлетов. Но возможности реализации индивидуальной генетической предрасположенности спортсменов к совершению быстрых движений обусловлены суммарной спецификой регулярно совершаемой атлетами тренировочной работы. Следует принять как факт, что показатели быстроты реакции развиваются только в тех конкретных двигательных актах, которые регулярно используются для развития данной двигательной характеристики.
1. Захаркин, И. В. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов / И. В. Захаркин, А. П. Давыдов, В. В. Крутских, Д. Р. Черенков, С. Е. Павлов // Олимпийский бюллетень № 9. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.
2. Никонов Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие – Мн.: ООО «Асар», 2003. — 232 с.
3. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика / Н.Г. Озолин // М.: Физкультура и спорт, 1979. – 599 с.
4. Павлов, А.С. Современные технологии в подготовке хоккейных вратарей / А. С. Павлов, А. Е. Деев, А. А. Давыдов, А. Х. Шигапов, В. Е. Чумичев // Спортивно-педагогическое образование. ¬– 2020. – №1. – URL: http://www.sporgufk.ru/sites/www.sporgufk.ru/files/no1-2020_spo_setevoe_izdanie.pdf (дата обращения 28.03.2020).
5. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов [Текст] / А. С. Павлов. — Москва : ОнтоПринт, 2017. — 152 с.
6. Павлов, С. Е. Современная теория и практика спорта / С. Е. Павлов, Д. В. Александров, А. С. Павлов. ООО «Печатный Дом», 2020. – 102 с.
7. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : изд. «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
8. Платонов, В. Н. Скоростные способности и основы методики их развития / В. Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. – 2015. – С. 20-22.
9. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В. П. Савин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с., ил.
10. Сидоренко, С. П. Развитие скорости в игровых видах спорта / С. П. Сидоренко // Ученые записки университета Лесгафта. – 2009. – №4. – С. 90-94.
11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов // М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
12. Nuri, L. Reaction time and anticipatory skill of athletes in open and closed skill-dominated sport / Leila Nuri // European journal of sport science. – 2013. – Vol.13 (5), P. 431-436.
13. Reigal, R.E. Relationships between reaction time, selective attention, physical activity, and physical fitness in children / Reigal, R.E., Barrero S., Martín I., Morales-Sánchez V., Juárez-Ruiz de Mier R. and Hernández-Mendo A. // Front. Psychol. – 2019. – 10:2278.
14. Spiteri, T. The Evaluation of a New Lower-Body Reaction Time Test / Spiteri T., Cochrane J., Nimphius S. // Journal of Strength and Conditioning Research. – January 2013, vol. 27 (issue 10). – P. 174-180.