Павлов А. С. – Детская школа по хоккею ЦСКА,
Деев А. Е. – Детская школа по хоккею ЦСКА,
Павлов С. Е.
Аннотация. В статье утверждается, что системные законы физиологии (в частности – законы адаптации) – единственное, на чем может основываться теория, методика и практика спорта. Приведены основные выводы, проистекающие из законов адаптации и имеющие первостепенное значение для теории, методики и практики спорта. Отвергнута возможность существования абстрактных «физических качеств» организма и указано на порочность работы над их «развитием». Выделены основы спортивного мастерства хоккеистов и основные задачи, которые должны быть решены в подготовке квалифицированных спортсменов. Даны определения состояниям «тренированность» и «спортивная форма». Перечислены современные принципы спортивной педагогики. Отдельно указано на необходимость соблюдения единства (целостности, комплексности) целенаправленного процесса подготовки квалифицированных хоккеистов. Особо выделена важность работы хоккеистов над техниками спортивных движений в хоккее и указаны пути их освоения. Заявлено о низкой эффективности традиционно используемого в хоккее периодизационного метода построения годичного цикла подготовки и упомянуто о разработанных 42 методах построения тренировочного процесса — для различных видов спорта. Приведена классификация тренировочных упражнений, предложенная А. П. Бондарчуком. Учитывая особенности игры в хоккей, предложено ввести в эту классификацию упражнения технической направленности. Представлен авторский метод построения тренировочного процесса квалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки.
Ключевые слова: адаптация, тренированность, спортивная форма, принципы спортивной педагогики, техника спортивных движений, методы построения тренировочного процесса в спорте, этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки хоккеистов.
MODERN PRINCIPLES OF SPORTS PEDAGOGICS REALIZED IN THE STAGE SPECIALIZED COMPLEX-VARIATIVE METHOD OF PREPARATION (1-YEAR CYCLE) OF QUALIFIED HOCKEY PLAYERS
Pavlov A. S. — Children’s hockey school CSKA
Deev A. E. — Children’s hockey school CSKA
Pavlov S. E.
Abstract. It is stated that the theory, methods and practice of sports can be based only on systemic laws of physiology (the laws of adaptation in particular). The main conclusions that arising from the laws of adaptation are revealed in this article. These conclusions have paramount importance for the theory, methodology and practice of sports. The possibility of the existence of abstract «physical qualities» is denied. It’s pointed at the viciousness of work on development of «physical qualities». The article is pointed at basics of hockey players’ skills and main tasks that must be solved in the preparation of qualified athletes. The definitions of «training level» and «sports form» are given. The modern principles of sports pedagogy are listed. It’s specially aimed at necessity of compliance with unity (integrity, complexity) of the purposeful process of training of qualified hockey players. The importance of work on technical means in hockey is emphasized and the way of their development is outlined. It is stated about low efficiency of the traditional periodization method of preparation (one-year training cycle). Instead of this it’s proposed 42 effective methods of preparation for various sports. The classification of training exercises proposed by A. P. Bondarchuk is given. Given the features of hockey it is suggested to introduce into this classification exercises of a technical orientation. The author’s method of preparation (1-year cycle) of qualified hockey players is presented.
Keywords: adaptation, training level, sports form, principles of sport pedagogy, technique of sports movements, methods of constructing of training process in sports, stage specific complex-variative method of preparation (1-year cycle) of qualified hockey players.
Подготовка квалифицированных хоккеистов – сложный процесс, цель которого – воспитание спортсменов, способных реализовывать поставленные перед ними соревновательные задачи. Эффективность построения системы подготовки квалифицированных хоккеистов зависит от реализации закономерностей их развития с учетом возможностей каждого индивидуума.
Спортивным специалистам следует понимать, что системные законы физиологии – единственное, на чем может базироваться теория, методика и практика спорта [1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11], а законы адаптации человеческого организма являются определяющими в формировании тех или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [11]. Следует отметить, что реально работающие системные законы адаптации коренным образом отличаются от представлений об адаптации, которыми оперируют подавляющее большинство спортивных теоретиков и практиков [8, 11]. В соответствии с этими законами любая выполняемая организмом работа абсолютно специфична и выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным комплексом структур и функций организма. И именно этот конкретный структурно-функциональный комплекс и «тренируется» в процессе выполнения конкретной работы. Специфические изменения, происходящие в организме в процессе его приспособления к комплексно действующим на него факторам среды, – один из основных инструментов адаптации. Спортивная тренировка должна фактически являться целенаправленным изменением условий существования организма спортсмена, призванным добиваться в нем определенных спецификой избранного вида спорта адаптационных изменений [1, 5, 6, 7, 11].
Согласно реально действующим законам адаптации:
1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует поведенческие (двигательные) акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен. В связи с этим следует отвергнуть безграмотные заявления В. Н. Селуянова о самой возможности «тренировки» отдельных микроструктур организма с целью стимуляции функции энергообеспечения его работы и достижения за счет этого более высоких спортивных результатов.
2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам работы организма, осуществляющего данную деятельность. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует «неконкретных» движений (движений «вообще»), и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.
3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом сколь специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы, протекающие в конкретном организме, совершающем или совершившем конкретный двигательный акт или некую сумму двигательных актов. То есть, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».
4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.
Говоря о специфике тренировочной деятельности, нельзя вновь не упомянуть о так называемых «физических качествах». «Самостоятельных «физических качеств» не существует, а потому их тренировка бессмысленна» [11]. Тренировать нужно не абстрактные «физические качества», а конкретные функции (движения), которые могут быть применимы в соревновательной деятельности спортсмена вообще и хоккеиста в частности [1, 4, 5, 6, 7]. Для получения максимального тренировочного эффекта структуры движений в упражнениях, призванных развить у спортсмена требуемые двигательные характеристики, должны в большей или меньшей степени соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом в соревновательной работе. Тренер и спортсмены в процессе тренировок должны «строить» конкретные двигательные акты, которые могут быть использованы ими в соревновательной деятельности. Все усилия необходимо подчинить достижениям конкретных спортивных результатов. А. Н. Воробьев, двукратный олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, профессор, доктор медицинских наук утверждал: «…Организм приспосабливается лишь к той нагрузке, которую выполняет, лишь к тем условиям, в которых находится». [3]. Соответственно, выполнение неспецифической по отношению к избранному виду спорта тренировочной работы неизбежно приводит к приспособлению к этой работе – в ущерб специальной тренированности и спортивному результату.
В тренировочном процессе должны решаться следующие основные задачи: освоение спортсменами техники и тактики избранной спортивной дисциплины; совершенствование требуемых для избранного вида спорта двигательных характеристик – повышение возможностей функциональных и физиологических систем организма, обеспечивающих спортсменам успешное выполнение соревновательных упражнений и достижение ими планируемых результатов; приобретение спортсменами практического опыта, необходимого для успешной тренировочной и соревновательной деятельности [12]. Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность» и «спортивная форма».
Тренированность – состояние специфической структурно-функциональной готовности атлета к совершению им соревновательной деятельности, которое является количественной составляющей состояния «спортивная форма». В основе роста специальной тренированности спортсмена лежат адаптационные изменения в его организме, достигнутые в результате целенаправленной тренировочной работы. Уровень специальной тренированности спортсмена определяет уровень его спортивной результативности, но не гарантирует стабильности спортивных результатов.
Спортивная форма – состояние функциональной готовности спортсмена к совершению соревновательной деятельности на основе достигнутого им на данный момент уровня тренированности. Состояние спортивной формы может быть достигнуто только в результате адаптированности организма спортсмена к комплексу используемых им в тренировках упражнений и нагрузок и характеризуется стабильностью спортивных результатов на достигнутом спортсменом уровне специальной тренированности. Более того, достижение состояния спортивной формы потенцирует повышение спортивных результатов на всем протяжении сохранения состояния спортивной формы. В последнем случае уместно говорить о «пике спортивной формы».
Спортивная тренировка должна подчиняться ряду основных принципов ее построения: целенаправленность тренировочного процесса; оптимизация тренировочных нагрузок; сбалансированность тренировочных нагрузок; возрастная и квалификационная адекватность тренировочных нагрузок; единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки спортсмена; цикличность тренировочного процесса.
Принцип целенаправленности тренировочного процесса предопределяет выбор таких средств и методов тренировочного воздействия, которые обеспечивают повышение уровня специальной тренированности спортсмена и рост спортивного результата. Применение таких средств и методов тренировочного воздействия в этом случае принимает характер целесообразности [7].
Соблюдение принципа оптимизации тренировочных нагрузок обусловливает необходимость использования такого объема и интенсивности тренировочных нагрузок при построении каждого тренировочного занятия, который соответствовал бы уровню функциональных возможностей спортсменов, обеспечивал бы эффективное усвоение спортсменами данных нагрузок и стимулировал бы рост их специальной тренированности [7].
Принцип сбалансированности тренировочных нагрузок различной направленности обусловливает необходимость такого их сочетания, которое исключало бы эффекты противодействия разнонаправленных нагрузок и обеспечивало бы максимальную эффективность каждого тренировочного занятия [7].
Сущность принципа возрастной адекватности тренировочной нагрузки состоит в том, что в процессе многолетней тренировки должна учитываться динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрастную динамику его способностей, проявляемых в конкретном виде спорта, и в то же время не вступающая в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека [12].
Принцип квалификационной адекватности тренировочной нагрузки предопределяет необходимость учета в построении тренировочного процесса спортсмена уровня его специальной подготовленности и соответствия этого уровня требованиям, предъявляемым соревновательной деятельностью, в которой планируется участие конкретного спортсмена [12].
В основе принципа единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки спортсмена лежат физиологические законы, обусловливающие данную взаимосвязь. Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее эффективное осуществление [7].
Цикличность тренировочного процесса должна быть предопределена системными законами физиологии и только в этом случае она обеспечивает полноценную реализацию используемых в подготовке спортсменов средств и методов [11].
Уровень спортивного мастерства (уровень тренированности) хоккеиста изначально определяется совокупностью уровня его технической подготовленности и уровня его специальной физической подготовленности.
В хоккее сегодня принято разделять специальную тренировочную работу на льду и физическую подготовку. Подобное разделение следует признать порочной практикой, которая кардинально снижает эффективность подготовки хоккеистов. Эта порочность обусловлена игнорированием, с одной стороны, законов системной физиологии, а с другой, – классических и современных принципов спортивной педагогики. Все виды спортивной подготовки хоккеистов должны быть подчинены единой цели – повышению их специальной тренированности, а в идеале – достижению в конкретные сроки и последующему сохранению состояния спортивной формы на высоком уровне специальной тренированности. Все составляющие тренировочного процесса должны быть объединены в соответствии с критерием эффективности их использования именно в подготовке хоккеистов и с учетом необходимости реализации принципа положительного переноса тренированности с тренировочных упражнений на соревновательную деятельность [10].
Одна из основных задач тренировочного процесса – освоение хоккеистами необходимых им для участия в соревнованиях двигательных умений и навыков. Двигательное умение – степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов. Двигательный навык – оптимальная степень владения техникой конкретного двигательного акта, характеризующаяся автоматизированным (при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями и высокой надежностью их исполнения [12].
Техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, двигательных умений и двигательных навыков. Многократное выполнение конкретных двигательных актов приводит к постепенной автоматизации данных движений. Благодаря этому конкретное двигательное умение переходит в конкретный навык, характеризующийся такой степенью владения техникой данного движения, при которой управление им происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью. Каждый конкретный двигательный навык окончательно формируется тогда, когда система необходимых тренирующих воздействий воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно [12]. Для автоматического освоения спортсменом каждого спортивного движения требуется правильное контролируемое выполнение им каждого данного движения на протяжении 40 и более тренировочных занятий – в соответствии с индивидуальным периодом адаптации каждого спортсмена [2, 11].
Важно знать, что тот или иной двигательный навык может угасать в том случае, если двигательный акт, в результате многократного повторения которого данный навык сформировался, по какой-то причине перестал использоваться спортсменом в тренировках. Но, кроме того, разрушению двигательного навыка способствует, в том числе, изменение («положительное» или «отрицательное») физических кондиций спортсмена – в частности, в результате усиленной работы над развитием его так называемых «физических качеств» [11]. Это, с одной стороны, обусловливает необходимость учета данного эффекта при построении тренировочного процесса, а с другой – диктует необходимость работы над техникой спортивных движений на протяжении всей спортивной карьеры каждого спортсмена.
При работе над техникой спортивных движений используются разные скоростные режимы выполнения этих движений: выполнение движений с минимальной скоростью обеспечивает наилучший контроль за правильностью выполнения движений и создает в центральной нервной системе «рисунки» правильных движений; выполнение движений со средней скоростью обеспечивает достаточный контроль за правильностью выполнения движений, активирует обменные процессы в двигательных единицах, осуществляющих данные двигательные акты и служит основанием к освоению техники спортивных движений на скоростях, соответствующих соревновательной деятельности; выполнение спортивных движений на скоростях, соответствующих соревновательной деятельности, основано на эффекте «переноса тренированности» [10] с тех же движений, выполняемых на малых и средних скоростях и, кроме того, обеспечивает целенаправленное развитие двигательных характеристик, которые необходимы спортсмену для выполнения в требуемом скоростном режиме данных конкретных движений.
Традиционно в годичном цикле подготовки хоккеистов используется периодизационный метод построения тренировочного процесса, некогда придуманный Л. П. Матвеевым. Его суть – в разделении годичного цикла подготовки спортсменов на периоды (подготовительный и соревновательный) и этапы (общеподготовительный, специально-подготовительный, предсоревновательный) подготовки, вариативность и разнонаправленность тренировочной работы и волнообразное изменение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в разные периоды и на разных этапах подготовки спортсменов. Однако отдельными ведущими теоретиками и практиками спорта давно доказана низкая эффективность использования данного метода построения годичных циклов в подготовке квалифицированных спортсменов.
Олимпийский чемпион и призер Олимпийских игр, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук А. П. Бондарчук утверждает, что в каждом отдельном виде спорта должны использоваться собственные, наиболее эффективные для конкретного вида спорта методы построения тренировочного процесса. А. П. Бондарчуком разработаны 42 метода построения тренировочного процесса. Кроме того, им предложена рабочая классификация средств спортивной тренировки. По А. П. Бондарчуку (2014), средства спортивной тренировки (тренировочные упражнения) являются основой построения тренировочного процесса и классифицируются как общеподготовительные (ОП), специально-подготовительные (СП), специально-развивающие (СР) и соревновательные (С) [2].
Общеподготовительные упражнения (ОП) – это упражнения, при выполнении которых не повторяются соревновательные действия в целом или в их отдельных частях [2]. При выполнении общеподготовительных упражнений в работе принимают участие двигательные единицы, не используемые организмом в соревновательных движениях. Соответственно, общеподготовительные упражнения стимулируют развитие двигательных функций, не обеспечивающих рост спортивных достижений атлетов и являются средством всестороннего развития индивидуума. Все это ставит под сомнение целесообразность использования общеподготовительных упражнений в подготовке квалифицированных спортсменов. Однако следует иметь в виду тот факт, что в общеподготовительных упражнениях могут быть задействованы мышечные единицы или группы мышц, принимающие участие, в том числе, в соревновательной деятельности. Данный факт предопределяет возможность использования тренировочных упражнений «общефизической» направленности для стимуляции обменных процессов в отдельных мышцах и мышечных группах, принимающих участие в соревновательной деятельности.
Специально-подготовительные упражнения (СП) не повторяют соревновательные действия в целом и в их отдельных частях, но при их выполнении организм использует двигательные и физиологические единицы, принимающие участие в соревновательном упражнении [2]. Специально-подготовительная тренировочная работа стимулирует развитие тех функций организма, от которых зависит рост спортивных результатов.
Специально-развивающие упражнения (СР) повторяют соревновательное упражнение в его отдельных частях [2]. В выполнении специально-развивающих упражнений принимают участие двигательные и физиологические единицы, участвующие в осуществлении соревновательного упражнения. При этом режимы работы этих двигательных и физиологических единиц при выполнении специально-развивающих упражнений по различным параметрам могут превосходить параметры их работы при выполнении соревновательного упражнения. Уровень показателей, достигнутый в этих упражнениях, при определенных условиях реализуется в соревновательных упражнениях. Специально-развивающие упражнения способствуют повышению уровня специальной тренированности атлета.
Соревновательные упражнения (С) в теории и методике физического воспитания отождествляются с понятием «вид спорта», в котором специализируется атлет. Эти упражнения выполняются как в процессе выступлений в соревнованиях, так и на тренировке. Соревновательные упражнения, выполняемые на тренировке могут полностью копировать соревновательные упражнения, выполняемые в официальных состязаниях, либо упрощать или усложнять их [2]. Именно соревновательные упражнения непосредственно обеспечивают рост специальной тренированности хоккеиста.
Учитывая многообразие технических приемов и действий хоккеистов в игровой практике на льду и сказанное по этому поводу выше, мы сочли необходимым особо выделить тренировочные упражнения технической направленности (Т). Эти упражнения так же, как и соревновательные упражнения, отождествляются с понятием «вид спорта» и частями или в целом копируют двигательные акты, используемые спортсменами в соревновательной деятельности, но во время тренировочных занятий упражнения технической направленности выполняются многократно в различных скоростных режимах, обеспечивающих последовательное формирование эффективных двигательных навыков соревновательных движений – в течение индивидуального адаптационного периода. Именно техники спортивных движений, а не выдуманные физкультурными теоретиками «физические качества», является основой роста специальной тренированности хоккеиста.
Нами разработан и предлагается к использованию в практике подготовки квалифицированных хоккеистов этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла тренировочно-соревновательной подготовки квалифицированных хоккеистов – на основании системных законов функционирования и приспособления человеческого организма и современных принципов спортивной педагогики, с использованием вышеуказанной классификации тренировочных упражнений.
Рисунок – Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла тренировочно-соревновательной подготовки квалифицированных хоккеистов
Особенностью данного метода построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов является целенаправленность тренировочных нагрузок, используемых на всех этапах подготовки, что при условии оптимальности данных нагрузок гарантирует рост специальной тренированности спортсменов на протяжении каждого из этапов годичного макроцикла. При этом вариативность тренировочных нагрузок сохраняется только в рамках каждого микроцикла определенного этапа подготовки, а сами микроциклы на каждом из этапов подготовки хоккеистов копируют друг друга. Это позволяет хоккеистам с максимальной эффективностью осваивать предложенные им тренировочные упражнения в течение каждого этапа подготовки. «Сужение» средств тренировочного воздействия и повышение их целенаправленности на соревновательных этапах подготовки хоккеистов позволяет еще больше повысить эффективность тренировочных воздействий и тренировочного процесса в целом, что гарантированно позитивно отразится на результатах выступления команды. При этом эффективность данного метода построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов напрямую зависит от структуры и содержания составляющих его этапов (а также структуры и содержания составляющих их микроциклов), построение которых должно основываться на системных законах физиологии и современных принципах спортивной педагогики.
1. Блеер, А. Н. Пути развития теории и практики спорта / А. Н. Блеер, А. П. Бондарчук, С. Е. Павлов, М. М. Ковылин, А. С. Павлов // Экстремальная деятельность человека. – 2014. – № 3 (32). – С. 47-52.
2. Бондарчук, А. П. Этапно-совмещенные способы построения подготовительных периодов / А. П. Бондарчук // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. – М. – 2014. – N 15. – С. 132-136.
3. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А. Н. Воробьев. – Изд. 2-е. – М. : “ФиС”, 1977. – 255 с. : ил.
4. Захаркин, И. В. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов / И. В. Захаркин, А. П. Давыдов, В. В. Крутских, Д. Р. Черенков, С. Е. Павлов // Олимпийский бюллетень. – № 9. – М. : Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.
5. Павлов, А. С. Общие принципы подготовки хоккеистов / Олимпийский бюллетень № 13 / А. С. Павлов, С. Е. Павлов // Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю. – М.: Издательство «Соцпроект», 2012. – С. 215-222.
6. Павлов, А. С. Повышение специальной скоростной выносливости хоккеистов 16-19 лет на основе использования системы дыхательных упражнений : Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. С. Павлов. – М., 2016. – 24 с.
7. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А. С. Павлов. – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2017. – 154 с. : ил.
8. Павлов, С. Е. Адаптация / С. Е. Павлов. – М. : «Паруса», 2000. – 282 с.
9. Павлов, С. Е. «Лабиринты» теории спорта / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, А. С. Павлов // Детский тренер. – 2014. – № 2. – С. 16-22.
10. Разумов, А. Н. «Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности» / А. Н. Разумов, С. Е. Павлов, А. С. Павлов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта). Набережночелнинский государственный педагогический университет. – Том 11. – 2016. – № 3. – С. 42-52.
11. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / С. Е. Павлов. – Малаховка : МГАФК, 2010. – 88 с.
12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры : рек. М-вом РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Academia, 2000. – 476 с.