Предисловие к статье Мартина Труидженса «Наука навстречу практике»
Опыт работы тренера по плаванию Мартина Труидженса интересен в связи уже хотя бы с его успехами, достигнутыми в работе с голландской пловчихой Фемке Хемскерк (чемпионка Олимпийских Игр 2008 года в Пекине) и с датской спортсменкой Перниллой Блюм (чемпионка Олимпийских Игр 2016 года в Рио-де-Жанейро). Эти и другие результаты работы Мартина Труидженса свидетельствуют, с одной стороны, о важности роли тренера в спортивной подготовке вообще, с другой – о важности методов подготовки спортсменов, которые использует в своей работе тренер. Из содержания докладов Мартина Труидженса на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге в сентябре-октябре 2017 года следует, что он предложил своим подопечным пловцам отказаться от больших объемов тренировочных нагрузок, что позволило повысить специфику последних и получить больший эффект от самого тренировочного процесса.
По тому же пути пошел в свое время американский физиолог и тренер Дэвид Сало, подготовивший немало элитных пловцов и, в том числе – российских пловцов Юлию Ефимову, Владимира Морозова, Никиту Лобинцева и Александра Сухорукова. В приведенной ниже статье Мартин Труидженс пишет о «конфликте» между спортивными учеными и практиками и завуалированно касается как проблем самой спортивной науки, так и проблемы неприятия тренерами современных научных знаний. Все эти проблемы в еще большей степени характерны для российской спортивной науки и практики. В частности доклад С.Е.Павлова на научно-практической конференции во ВНИИФКе в 1999 году и прозвучавший в нем призыв кардинально снизить объемы тренировочных нагрузок в плавании и за счет этого повысить специфичность тренировочных нагрузок (и, как следствие – специфичность адаптационных изменений в организмах пловцов), участниками конференции (их абсолютное большинство – сотрудники ВНИИФК) были приняты крайне негативно. Но столь же негативно воспринимают опыт Мартина Труидженса и Дэвида Сало и нынешние российские спортивные ученые и практики – несмотря на множественные научные и практические доказательства эффективности такого подхода к подготовке пловцов. При этом следует отметить, что указанные зарубежные тренеры в своей практической работе реализуют лишь малую часть того, о чем отдельные российские исследователи заявляли еще в середине 90-х годов прошлого столетия. Сегодня те же российские исследователи продвинулись в своих исследованиях настолько далеко (описаны действующие законы адаптации и законы переноса тренированности; существенно развита теория и практика спорта; взамен широко в спорте практикуемым методам предложены более эффективные методы построения тренировочного процесса; описаны физиологически обоснованные принципы повышения спортивной работоспособности и тренированности спортсменов; разработаны высокоэффективные недопинговые средства, методики и методы повышения специальной работоспособности и спортивной результативности спортсменов), что если бы российские тренеры вооружились этими современными знаниями, их воспитанникам не было бы равных в мире.
Профессор кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФКСМиТ, к.п.н., мастер спорта СССР Т.Н.Павлова
НАУКА НАВСТРЕЧУ ПРАКТИКЕ
Мартин Труидженс
Главный тренер Датского Национального Тренировочного Центра в Копенгагене
Различия в конкурентном спорте на самом высоком уровне настолько малы (нередко менее 1% между золотом и без медали); они часто находятся на грани научной измеримости. Более того, процесс оптимизации, лежащий в основе производительности в спорте, стала оптимизацией «проблемы» в научном сообществе. Бесспорно, это связано со сложным способом, в котором несколько сильно взаимосвязанных факторов, которые в совокупности определяют необходимость производительности и непрерывного управления. В поисках решения этой проблемы было разработано много моделей. Несмотря на то, что эти модели, безусловно, способствовали лучшему пониманию производительности в спорте, они могут прогнозировать фактическую производительность всего лишь на 85% (Busso et al., 1991, 1997; Mujikaetal., 1996). С другой стороны, тренеры и спортсмены в мире спорта, которые постоянно ищут «лучшие» способы повышения эффективности [тренировочного процесса], как правило, регулярно используют методы и средства, основанные на анекдотических индивидуальных отчетах об успехах конкретных спортсменов – вместо фундаментальных научных знаний. Это может быть связано с тем, что для спортсменов международного уровня изменения [в тренировочных средствах и методах?] в размере менее одной трети от их типичной вариации достаточны для увеличения шансов на победу (Bonetti & Hopkins, 2008), в то время как эти возможности трудно обнаружить с размерами выборки, обычно используемыми в научных исследованиях (Hopkins et al., 1999, 2001). Другая причина может быть найдена в довольно большой межличностной изменчивости, которая наблюдалась в ответ на тренировки или связанные с ней вмешательства (Chapman et al., 1998; Bagger et al., 2003). Основа этих межличностных различий, скорее всего, будет определяться такими факторами как: генетическим запасом, возрастом, статусом обучения, историей обучения, поскольку все они влияют на адаптационный ответ на тренировочные воздействия.
Вышеизложенное позволяет предположить, что, учитывая сложность спортивных способностей, невозможно предсказать результативность или правильно изучить влияние тренировочных воздействий на организмы спортсменов. Этот конфликт между областями практики и науки часто «ощущается» в мире спорта. С одной стороны, научные (технологические) разработки гарантируют, что больше и более подробно можно измерить и рассчитать спортивные результаты. С другой стороны, интерпретация полученных данных, а также ее перевод на инструкции, полезные в спортивной практике, по-видимому, являются более сложными задачами, чем ожидалось. Более того, существующие научные знания не доходят до тренеров, а ученые иногда не знакомы с практиками, применяемыми специалистами по спорту.
Как в науке, так и в спорте мы постоянно изучаем границы области и стараемся идти дальше, чтобы достичь новых уровней производительности и научного понимания. С открытым мышлением в плавательный мир я попытался создать научную программу для плавания, зная, что сама наука не может делать чемпионов, но может помочь увеличить шансы на успех.
Руководство тренировочным процессом в элитном спорте
До работы в качестве тренера по плаванию я занимался наукой. Хотя мой научный опыт помог мне в разработке, мониторинге и оценке учебных программ (используя теоретическую модель энергетического баланса плавания (Toussaint and Hollander, 1994)), первое, что я должен был сделать на практике, – признать сложность спортивной деятельности и важности тренерских навыков. Даже если тренер смог получить всю необходимую информацию о своих спортсменах, он никогда не должен забывать, что он работает с людьми, имеющими возможность думать и общаться, а не с машинами. Для меня это означало, что смысл тренерской профессии: осмысление и передача информации! И после 15 лет работы в мире элитных видов спорта, осмелюсь сказать, что элитный тренер различает социальные и лидерские навыки. Если спортсмен должен быть в центре внимания руководства тренировочным процессом, то тренер должен быть лидером и нести главную ответственность за все, что обеспечивает подготовку спортсмена.