А. С. Павлов, к.п.н., инструктор-методист ДЮСШ «Академия хоккея им. Б.П. Михайлова» (г. Новомосковск)
https://orcid.org/0000-0003-3165-9847
М. В. Деев, тренер, Хоккейная школа ЦСКА (г. Москва)
Аннотация. Цель проведенного исследования – оценка эффективности традиционной и разработанной нами альтернативной методологий многолетней подготовки хоккеистов в спортивных школах. Была выдвинута гипотеза о возможности использования с этой целью показателей средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб и мест, занятых командами в чемпионатах. Были решены задачи исследования: сформулировать общие принципы, используемые в традиционной и разработанной нами альтернативной методологиях построения тренировочного процесса юных хоккеистов; оценить результативность команд – на основании мест, занятых ими в чемпионатах г. Москвы и России и показателей средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб. Для оценки соревновательной результативности хоккейных команд были использованы находящиеся в открытом доступе результаты выступлений команд спортивных школ, укомплектованные хоккеистами 2009 г. р. – в чемпионате г. Москвы по хоккею в сезоне 2023-2024 гг и в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г. На основании анализа представленных в работе данных утверждается, что высокая эффективность соревновательной подготовки команды ЦСКА 2009 г. р. в сезоне 2023-2024 гг – результат многолетнего использования альтернативной методологии подготовки хоккеистов, основанной на современных научных знаниях и практическом опыте, позаимствованном у специалистов, работающих в других видах спорта.
Ключевые слова: хоккей, спортивная школа, дифференцированная подготовленность хоккеистов, интегративный показатель соревновательной подготовленности хоккейной команды.
COMPARISON OF COMPETITIVE PERFORMANCE LEVEL INDICATORS OF U15 ICE HOCKEY TEAMS USING TRADITIONAL AND ALTERNATIVE METHODOLOGY FOR CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS
A.S. Pavlov, PhD, instructor-methodologist
of children’s and youth sports school «Ice hockey academy named after B.P. Mikhailov» (Novomoskovsk)
https://orcid.org/0000-0003-3165-9847
M.V. Deev, coach of ice hockey school CSKA (Moscow)
Abstract. The purpose of the study was to evaluate the effectiveness of traditional and alternative methodologies developed by us for long-term training of ice hockey players in sports schools. A hypothesis was put forward about the possibility of using indicators of the average difference in goals (scored/missed) by teams in 1 game and the places occupied by teams in the championships. The research objectives were set: to formulate the general principles used in the traditional and alternative methodologies developed by us for constructing the training process of young hockey players; evaluate the performance of teams based on the places they took in the championships of Moscow and Russia and the average difference in goals (scored/missed) by teams in 1 game. To assess the competitive performance of ice hockey teams, publicly available performance results of sports school teams staffed by hockey players born in 2009 were used. — in the Moscow ice hockey championship in the 2023-2024 season and in the final stage of the Russian U15 Hockey Championship in 2024. Based on the analysis of the data presented in the work it is argued that the high efficiency of competitive training of the CSKA team (hockey players born in 2009) in the 2023-2024 season it’s the result of a long-term (many years) use of an alternative methodology for training hockey players, based on modern scientific knowledge and practical experience borrowed from specialists working in other sports.
Keywords: ice hockey, sports school, differentiated preparedness of ice hockey players, integrative indicator of competitive readiness.
Введение и актуальность исследования. В теории спорта и в теории хоккея указано на необходимость периодической оценки уровня подготовленности спортсменов [4, 5, 6, 7, 9, 10]. Уровень специальной дифференцированной подготовленности хоккеистов, являющейся основой их многолетней подготовки, можно оценить по результатам и динамике ледовых тестирований игроков [7]. Сложнее более или менее объективно оценить уровень соревновательной подготовленности хоккейной команды в целом. Места, занятые хоккейными командами в чемпионате или турнире далеко не всегда объективно отражают уровень их соревновательной подготовленности. В этом плане дополнительную информацию может предоставить показатель средней разницы забитых/пропущенных командой за 1 игру шайб [8]. Этот показатель отражает одновременно эффективность атакующих и защитных действий команды. Поскольку показатель средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб формируется в условиях противодействия игроков команды действиям соперников, данный показатель может быть использован для сравнения уровней соревновательной подготовленности команд, принявших участие в том или ином чемпионате или турнире. Это открывает дополнительные возможности для сравнения эффективности методологий, используемых тренерами в подготовке своих команд. В частности, указанный показатель может быть использован для сравнения эффективности традиционной [4, 5, 6, 10] и разработанной нами альтернативной [7] методологий подготовки хоккеистов в спортивной школе.
Цель исследования – оценка эффективности традиционной и разработанной нами альтернативной методологий многолетней подготовки хоккеистов в спортивных школах.
Гипотеза исследования: сочетанная оценка показателей средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб и мест, занятых командами в чемпионатах – могут быть использованы для оценки эффективности методологий подготовки хоккеистов в спортивных школах.
Задачи исследования:
- Сформулировать общие принципы, используемые в традиционной и разработанной нами альтернативной методологиях построения тренировочного процесса юных хоккеистов.
- Оценить соревновательную результативность команд – на основании мест, занятых ими в чемпионатах г. Москвы и России и показателей средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; сбор, накопление и анализ данных (статистические показатели команд); методы математической статистики.
Основная часть. Был проведен анализ и выделены основные принципы традиционной и разработанной нами альтернативной методологий подготовки хоккеистов в спортивных школах. В традиционной методологии подготовки хоккеистов используется принцип построения годичных циклов подготовки, характеризующийся: противофазным волнообразным изменением объема и интенсивности тренировочных нагрузок в периодах годичных циклов подготовки; применением больших или меньших объемов тренировочных нагрузок общефизической направленности во всех периодах годичных циклов подготовки; высокой вариативностью используемых тренировочных средств и методов [4, 5, 6, 10]. Альтернативная методология многолетней подготовки хоккеистов разработана на основании системных законов функционирования и адаптации человеческого организма [7, 9], с учетом классических принципов формирования умений и навыков двигательных актов [1], закономерностей развития характеристик этих двигательных актов [3], закономерностей объединения частей системы в целое [7]. Указанная методология базируется: на применении тренировочных воздействий, определяемом спецификой вида спорта, квалификацией и возрастом игроков [2] и спецификой строящихся на льду тактических игровых схем [7]; на принципе дифференциации специальных тренировочных воздействий [7]; на выборе сочетаний тренировочных воздействий различной направленности с учетом правила положительного переноса тренированности [9]; на интеграции формируемых и сформированных специальных двигательных актов в строящиеся тактические игровые схемы [7]; на принципах оптимизации тренировочных нагрузок [7, 9]; на реализации методов оперативного контроля за динамикой развития уровня специальной тренированности игроков [7, 9]. Предвидя замечания по поводу того, что разработанная нами методология ведет к односторонности развития детей, занимающихся хоккеем, возразим: сама игра в хоккей представлена огромным разнообразием двигательных актов различной направленности, выполняемых в различных двигательных режимах, а потому сама игра в хоккей является универсальным средством развития юного организма!
В настоящем исследовании были использованы находящиеся в открытом доступе результаты выступлений команд спортивных школ, укомплектованных игроками 2009 г. р. – в чемпионате г. Москвы по хоккею 2023-2024 гг и в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г.
Результаты и их обсуждение. Для оценки эффективности подготовки команд спортивных школ, укомплектованных игроками 2009 г. р. и принявших участие в чемпионате г. Москвы по хоккею 2023-2024 гг, были оценены: результаты выступления команд в указанном чемпионате и показатели средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб (Рисунок 1).
Рисунок – 1. Места, занятые командами и показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб команд, участвовавших в чемпионате г. Москвы по хоккею (2009 г. р., группа «А») 2023-2024 гг.
Показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб команд, принимавших участие в чемпионате Москвы по хоккею (2009 г. р., группа «А») в 2023-2024 гг: ЦСКА – 4,9, Спартак – 2,4, Локомотив 2004 – 1,1, Локомотив – 0,3, Сев. Звезда – — 0,8, Атлант – -1,2, Крылья Советов – — 0,5, Динамо – -1,5, Витязь – -2,4, Химик – -2,3. Распределение мест, занятых указанными командами в чемпионате Москвы по хоккею 2023-2024 гг, в основном соответствует распределению величин показателей средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб (за исключением команд «Крылья Советов» и «Химик»). Полное соответствие места, занятого командой и показателя средней разницы забитых/пропущенных этой же командой за 1 игру шайб можно увидеть у команд, занявших в чемпионате Москвы по хоккею 2023-2024 гг с 1-го по 6-е место. Показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб наглядно свидетельствует о более высоком уровне соревновательной подготовленности команды ЦСКА 2009 г. р. – по сравнению с уровнем соревновательной подготовленности других команд, принявших участие в чемпионате Москвы по хоккею в 2023-2024 гг. Следует указать, что такой результат соревновательной деятельности хоккейной команды ЦСКА 2009 г. р. достигнут благодаря использованию разработанной нами альтернативной методологии подготовки хоккеистов этой команды.
Для сравнения эффективности подготовки хоккейных команд, укомплектованных игроками 2009 г. р., принявших участие в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 в 2024 г., были оценены: места занятые командами и показатели средней разницы забитых/пропущенных командами за 1 игру шайб (Рисунок 2).
Рисунок – 2. Места, занятые командами и показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб команд, участвовавших в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г.
Показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб команд, принявших участие в чемпионате России по хоккею U15 в 2024 г.: ЦСКА – 8,1, Локомотив – 2,7,; Авангард – 1,4, СКА – 0,9, Торпедо – 2,0, ЦЭВС – -0,9, Юность – 0,14, Амур – -3,3, Северсталь – -1, Аксай – -9,6. Распределение мест, занятых командами в чемпионате России по хоккею U15 2024 г. в целом соответствует распределению величин показателей средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб – за исключением распределения по этим показателям команд «Торпедо», «Юность» и «Северсталь», что может быть связано с форматом самого турнира и выраженностью различий в уровнях подготовки команд, принявших в нем участие. Полное соответствие места, занятого командой и показателя средней разницы забитых/пропущенных этой же командой за 1 игру шайб можно увидеть у команд, занявших в чемпионате России по хоккею U15 2024 г. с 1-го по 4-е место. Показатели средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб наглядно свидетельствует о более высоком уровне соревновательной подготовленности команды ЦСКА 2009 г. р. – по сравнению с уровнем соревновательной подготовленности других команд, принявших участие в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г.
Заключение. Показатели уровней соревновательной подготовленности абсолютного большинства команд, принявших участие в чемпионате Москвы по хоккею (2009 г. р., группа «А») в 2023-2024 гг. и в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г. – были обусловлены эффектами использования традиционной методологии построения подготовки этих команд. Места, занятые в чемпионате г. Москвы и в первенстве России U15 и показатели средней разницы забитых/пропущенных командой ЦСКА за 1 игру шайб – стали результатом использования в подготовке этой команды разработанной нами альтернативной методологии построения тренировочного процесса.
Выводы. Показатель средней разницы забитых/пропущенных командой за 1 игру шайб может быть использован в комплексе других показателей – для оценки уровня соревновательной подготовленности хоккейных команд, принявших участие в чемпионате или турнире.
Вместе с тем, информативность данного показателя снижается в случае его использования в оценке соревновательной подготовленности более слабых хоккейных команд, принявших участие в чемпионате или турнире.
Показатели уровня соревновательной подготовленности команды ЦСКА 2009 г. р., продемонстрированные этой командой в чемпионате г. Москвы по хоккею 2023-2024 гг. и в финальной стадии чемпионата России по хоккею U15 2024 г. – свидетельствует о существенно большей эффективности разработанной нами альтернативной методологии многолетней подготовки хоккеистов – по сравнению с эффективностью традиционной методологии подготовки хоккеистов в спортивных школах.
Литература:
- Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
- Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / А. П. Бондарчук // Наука и современность, 2015, № 1(3). – сс. 35-63
- Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. – М., 1966. – 200 с.
- Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
- Михно, Л. В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов : учебник для тренеров / Л. В. Михно, Ю. Ф. Курамшин, В. В. Филатов, Р. Г. Ишматов, В. С. Волков / под ред. Л. В. Михно. — СПб. 2017. — 616 с.
- Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 232 с.
- Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
- Павлов, А. С. Средняя разница забитых/пропущенных за игру шайб –показатель подготовленности хоккеистов / А. С. Павлов – Вестник науки: №6 (75), том 1, 2024 г. – cc. 2093-2097. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/15454 (дата обращения: 03.06.2024 г.)
- Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – 2-е изд. дораб. и доп. – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
- Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
Сравнение показателей уровня соревновательной результативности хоккейных команд U15, использовавших традиционную и альтернативную методологии построения тренировочного процесса / А. С. Павлов, М. В. Деев // Глобальный научный потенциал. – 2024 – №8(161). – С. 110-114.