Павлов С. Е., кафедра спортивной медицины МГАФК; Черенков Д. Р., Давыдов А. П., Павлов А. С., кафедра ТиМ хоккея РГУФКСиТ.
Оптимизация подготовки хоккеистов – одна из насущнейших проблем современного хоккея [Давыдов А. П., 2008], которой, как ни странно, не уделяется никакого внимание в практике современного хоккея. Человек во всем многообразии его жизненных проявлений – часть Природы и подчиняется ее законам, которые никоим образом не зависят от наших о них представлениях. «Биологическая составляющая является методологической и естественнонаучной основой теории спортивной тренировки» [Ю. В. Верхошанский, 2007].
«Механизм адаптации … лежит в основе неуклонного повышения уровня спортивного мастерства … [Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру, 1987]. Сказанное обуславливает необходимость раскрытия основных положений современной теории адаптации [С. Е. Павлов, 2008]: 1. Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма. 2. В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфической функциональной системы (точнее — функциональной системы конкретного поведенческого акта), адаптационные изменения в компонентах которой служат одним из обязательных «инструментов» ее формирования. 3. Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что обуславливает необходимость всегда мультипараметрической оценки не только конечного результата работы системы, но и максимального числа наиболее информативных характеристик «рабочего цикла» любой функциональной системы и определяет ее абсолютную специфичность. 4. Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и) последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет специфику его реагирования. 5. Следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы — доминирует всегда целостная деятельность организма, осуществляемая им в конкретных условиях. 6. Функциональная система предельно специфична и в рамках этой специфичности относительно лабильна лишь на этапе своего формирования (совершающегося процесса адаптации организма). Сформировавшаяся функциональная система теряет свойство лабильности и стабильна при неизменности ее афферентной составляющей. 7. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических механизмов, которые, в зависимости от «потребностей» конкретной целостной системы, могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в качестве ее компонентов. 8. Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве. Но, чем сложнее система, тем сложнее устанавливаются в ней связи между ее отдельными элементами и тем эти связи потом слабее. 9. Обязательным условием полноценного формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия на организм стандартного, неизменного комплекса средовых факторов, «обеспечивающего» столь же стандартную афферентную составляющую системы. 10. Процесс адаптации, несмотря на то, что он протекает по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа индивидуума и фенотипа, реализованного в рамках этого генотипа.
Скоростные качества хоккеистов в значительной степени определяют уровень профессионализма игроков. Скорость (быстрота) чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех или иных двигательных актов в кратчайшее время [Ю. В. Никонов, 2003]. Считается, что скоростные способности индивидуума обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию, а наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12-14 лет [В. П. Савин, 2003]. Однако, вопреки сложившемуся в спортивной педагогике мнению, скоростные «качества» абсолютно тренируемы. Только организм должен быть поставлен в такие условия, в которых развиваются именно его скоростные качества. Вообще говорить о воспитании «чистой» скорости в определенной степени некорректно: даже отсутствие дополнительных внешних сопротивлений не исключает необходимости при выполнении организмом любого движения «включать» в это движение силовой компонент: организм, как минимум, вынужден преодолевать силу тяготения и инертность собственной массы. Набор средств, который может быть использован в воспитании специальных скоростных качеств хоккеистов, достаточно ограничен. Это обусловлено тем, что каждый двигательный акт абсолютно специфичен и эта специфичность отражена не только во «внешних» параметрах самого двигательного акта, но и в соответствии этим параметрам конкретных функционально-физиологических структур организма, обеспечивающих выполнение данного конкретного движения [С. Е. Павлов, 2008]. Именно поэтому квалифицированные спортсмены имеют максимальные значения потребления кислорода в том виде локомоции, в котором они тренируются [E. L. Fox, D. K. Mathews 1981; R. T. Withers, V. M. Sherman, J. M. Miller, D. L. Costill, 1981]. В. П. Савин (1985), изучавший «взаимозависимость показателей физического развития с показателями отдельных разновидностей техники передвижения на коньках» квалифицированных хоккеистов, приводит данные, свидетельствующие о фактическом отсутствии связи (коэффициент корреляции: r=0,046) показателя бега на коньках по прямой линии с показателем бега без коньков.
Специалистами определены условия выполнения спортсменами скоростной работы: «Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы при их завершении скорость, несмотря на утомление, не снижалась» [В. М. Зациорский, 1966]. В. П. Савин (2003) пишет: «Важное значение имеют режимы выполнения скоростных упражнений. Продолжительность каждого упражнения не должна превышать 20-22 с … Интервал между упражнениями должен быть таким, чтобы к моменту повторения упражнения обеспечить, с одной стороны, восстановление хоккеиста, с другой – оптимальную возбудимость его ЦНС..
Вышесказанное было использовано нами при построении эксперимента, в котором мы пытались оценить возможности воспитания скоростных способностей в беге на коньках со старта у хоккеистов старше 16 лет. Основная часть эксперимента проводилась в межсезонье, в период, когда игроки были полностью свободны от тренировок в своих командах (и, соответственно, — от тренировочных нагрузок всесторонней направленности). Длительность основной части эксперимента – 6 тренировочных микроциклов (6 недель – минимальный срок адаптации организма к однонаправленной стандартной тренировочной нагрузке). Недельный тренировочный микроцикл основной группы состоял из трех занятий: тестирование (понедельник), плюс – два тренировочных дня (среда, пятница). Тесты (в основной группе проводились один раз в неделю, еженедельно) – троекратное пробегание на коньках со старта каждым из участников эксперимента 9-метровых отрезков (расстояние между центральной линией и линией зоны – дистанция значимая для хоккея с практической точки зрения) – фиксировались на цифровую видеокамеру (скорость видеосъемки 50 кадров в секунду) с последующим переносом изображения на компьютер и – далее — с покадровым воспроизведением изображения на компьютере и фиксацией времени пробегания отрезков с точностью до 0,02 секунды. С целью выделения «чисто» скоростного компонента движения, на видеоизображении исключался компонент реакции хоккеиста на сигнал стартера. Тренировочные занятия хоккеистов основной группы в период проведения эксперимента можно охарактеризовать как тренировки с небольшими объемами специфической тренировочной работы (скоростная работа на льду) и достаточными промежутками отдыха между выполнением каждого упражнения.
Часть спортсменов контрольной группы (7 испытуемых) проходила тестирование (троекратное пробегание в полную силу на коньках со старта 9-метровых отрезков с фиксацией каждого теста на цифровую видеокамеру) в течение игрового сезона (тренируясь в своих командах) – в дни отдыха, часть хоккеистов (9 испытуемых) проходила такое же тестирование в межсезонный период (тренируясь эпизодически самостоятельно).
Рис. 1. Среднегрупповые результаты тестирований хоккеистов основной и контрольных групп (контрольные группы «1» и «2») в беге на коньках со старта (9 метров)
Из представленных на рисунке 1 среднегрупповых результатов тестирований хоккеистов следует: 1. Хоккеисты контрольной группы «1», проходившие тестирования во время игрового сезона и тренировавшиеся в своих командах не смогли улучшить результаты в беге на коньках со старта на дистанции 9 метров. 2. Хоккеисты контрольной группы «2», проходившие тестирования в межсезонный период и тренировавшиеся в это время самостоятельно не смогли достоверно улучшить результаты в беге на коньках со старта на дистанции 9 метров. 3. Хоккеисты основной группы, тренировавшиеся в межсезонье по специально разработанной нами программе достоверно улучшили свои результаты в беге на коньках со старта на дистанции 9 метров.
Зафиксированное в тестах реальное отсутствие прироста скоростных качеств у хоккеистов контрольных групп «1» и «2», может быть объяснено спецификой тренировочных нагрузок в современном хоккее: в тренировке хоккеистов сегодня превалируют большие объемы нагрузок смешанного и аэробного типов энергообеспечения. Выраженный прирост специфических скоростных качеств у хоккеистов основной группы вполне объясним эффектом тренировочного режима и тренировочных нагрузок, использованных нами в специальной скоростной подготовке спортсменов данной группы на протяжении 6 недель.
Таким образом, задача оптимизации подготовки хоккеистов решаема исключительно через специфические тренировочные нагрузки, направленные на развитие специальных качеств, требуемых для игры в хоккей. Подобный подход, в том числе, открывает возможности для решения проблемы чрезмерных нагрузок, что позволит сохранить здоровье, а подчас и — жизни спортсменов.
Павлов С.Е., Черенков Д.Р., Давыдов А.П., Павлов А.С. / Пути оптимизации подготовки хоккеистов на примере эксперимента возможности развития специальных скоростных качеств в беге на коньках со старта у хоккеистов 16-19 лет. / В сб. «Актуальные проблемы восстановительной медицины»: Материалы 3-й областной научно-практической конференции. — Челябинск: УралГуфк, 2008. — С. 113-116