А. С. Павлов
кандидат педагогических наук
ДЮСШ «Академия Михайлова», г. Новомосковск, Россия
Актуальность. Подготовка хоккеистов в спортивных школах сегодня построена на традиционной методологии [3, 9], опирающейся на представление о необходимости изначального развития «общих физических качеств», которые затем следует «трансформировать» в специальные спортивные способности. Вместе с тем, современные исследователи [8] отвергают как существование у человека указанных «качеств», так и возможность их последующей «трансформации». Ими же заявлено, что в основе спортивной деятельности человека лежат процессы адаптации его организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Доказана абсурдность преобладающих в спортивной педагогике представлений о механизмах адаптации. Заявлено, что адаптация – непрерывный системный процесс, который характеризуется структурно-функциональной специфичностью работы организма, специфичностью его адаптационных реакций и последующих адаптационных изменений – обусловленных комплексом действующих на организм факторов и состоянием «внутренней среды» организма [8]. Комплексность восприятия человеческим организмом всех действующих на него факторов – является основой интегративной составляющей адаптационного процесса, осуществляемой центральной нервной системой [1, 6]. Вышесказанное предопределяет необходимость разработки современной методологии подготовки спортсменов (в том числе – хоккеистов), основанной на системных законах функционирования и адаптации человеческого организма.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность планирования тренировочного процесса в спорте во многом определяется выбором классификации тренировочной работы. В теории и методике физического воспитания принято классифицировать тренировочную работу по ее видам: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка и соревновательная подготовка. В. П. Савин (2003) некогда предложил расширить традиционную классификацию тренировочной работы, выделив специальную тренировочную работу, выполняемую на льду и специализированную тренировочную работу, выполняемую как на льду, так и вне льда [9]. А. П. Бондарчук (2005) заявил о необходимости классифицировать не тренировочную работу, а используемые в тренировках упражнения, выделив специально подготовительные, специально развивающие и соревновательные упражнения [4]. Нами указано на необходимость выделения в подготовке хоккеистов упражнений технической и тактической направленности [7].
Хоккеисты соревнуются не в уровне общего физического развития, а в умении играть в хоккей. Поэтому основой подготовки хоккеистов должно являться не развитие «физических качеств», а освоение техник двигательных актов, необходимых для игры в хоккей и развитие специальных двигательных характеристик, обеспечивающих эффективное выполнение этих актов [7].
Вместе с тем, тренировочная работа будущих хоккеистов, проходящих обучение в спортивной школе на этапе начальной подготовки должна включать средства и методы общего физического развития организма ребенка. Однако в процессе обучения детей хоккею объем этой работы должен постепенно уменьшаться, а объемы специальной (ледовой) и специальной физической подготовок – должны увеличиваться. При этом основой специальной подготовки должна быть работа над освоением техник выполнения базовых двигательных актов, необходимых для игры в хоккей [7]. Обучение юных хоккеистов каждому такому двигательному акту и последующее формирование у них устойчивого навыка его выполнения – затратный по времени процесс и может занимать до 70 тренировочных занятий [3, 7]. Число повторений юными хоккеистами в тренировочном занятии каждого упражнения ограничено неизбежно возникающей у них усталостью и, как следствие, – невозможностью правильного воспроизведения упражнения, выполняемого в объеме, превышающим индивидуальный оптимум [8]. В связи с этим: ускорить процесс формирования у хоккеистов устойчивого навыка какого-либо специального двигательного акта с использованием только специальной работы на льду – практически невозможно. Определенную помощь в этом может оказать регулярное выполнение вне льда упражнений, имитирующих специальные (хоккейные) двигательные акты в целом или их части.
Планирование тренировочной работы хоккеистов спортивных школ, обучающихся на этапах спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства, в основных подготовительных и, тем более, в соревновательных периодах годичных циклов подготовки должно осуществляться с соблюдением принципов целенаправленности (на основе специфичности выполняемой тренировочной работы по отношению к соревновательной деятельности), возрастной и квалификационной адекватности, а также принципа оптимизации тренировочной работы. Кроме того, тренировочный процесс хоккеистов спортивных школ должен строиться на основании принципов освоения умений и навыков специальных двигательных актов [2] и на основании принципов развития двигательных характеристик, обеспечивающих выполнение тренируемых двигательных актов [5].
Тренировочные эффекты специальной тренировочной работы должны доминировать над эффектами специализированной тренировочной работы, выполняемой как вне льда, так и на льду [8]. Это достигается посредством использования меньших объемов и интенсивности специализированной тренировочной работы – по сравнению с объемами и интенсивностью специальной тренировочной работы, выполняемой на льду.
В разработанной нами методологии планирование тренировочной работы в периодах подготовки хоккеистов, обучающихся в спортивной школе на этапах спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства, должно осуществляться на основании специфики избранных для освоения игроками тактических игровых схем. Выбор тактических игровых схем должен осуществляться с учетом возраста и квалификации игроков команды и с учетом уровня их технической оснащенности. Согласно рекомендациям отдельных спортивных теоретиков [3], в контактных командных игровых видах спорта в каждом тренировочном занятии следует использовать не более 4-6 упражнений тактической направленности.
Сама игра в хоккей носит интегративный характер, выражающийся в объединении действий каждого игрока пятерки (интеграция 2-го порядка) – для получения желаемого результата в реализуемых хоккеистами тактических действиях на льду. Однако, в планировании тренировочной работы хоккеистов необходимо учитывать, что интеграция действий пятерок игроков в схеме того или иного тактического действия базируется на индивидуальных тактических действиях каждого игрока. Следовательно, из выбранных для построения тактических схем игры пятерок хоккеистов первоначально следует выделить индивидуальные тактические действия игроков, которые представляют собой «набор» специальных двигательных актов, обеспечивающих эти действия в целом. Объединение этих двигательных актов в индивидуальное игровое действие следует представлять, как процесс интеграции 1-го порядка.
В настоящее время в спортивной подготовке принято выделять ее направления, связанные с представлениями о существовании отдельных «физических качеств»: работа над силой, работа над быстротой, работа над выносливостью, работа над ловкостью и работа над гибкостью. Именно такое разделение спортивной подготовки принято называть дифференциацией. Мы предложили дифференцировать тренировочную работу на основании выделения двигательных актов, используемых спортсменами во время игры в хоккей.
Каждое из тактических упражнений (игровых действий пятерок хоккеистов) имеет свою специфику. Вместе с тем, и в групповых, и в индивидуальных тактических действиях хоккеистов имеются общие элементы (специальные двигательные акты), во многом определяющие эффективность указанных действий. Именно эти элементы следует выделять для дифференцированной работы над ними. Выделение из групповых и индивидуальных тактических действий хоккеистов специальных двигательных актов, составляющих эти действия и целенаправленная работа над освоением умений и навыков [2] выполнения этих двигательных актов, а также одновременное развитие двигательных характеристик [5], обеспечивающих эффективное выполнение этих двигательных актов – предлагаемый подход к дифференциации тренировочной работы хоккеистов. Для выполнения специальной дифференцированной тренировочной работы рекомендуется использовать 4-6 упражнений [3]. Упражнения для выполнения специализированной тренировочной работы хоккеистов вне льда выбираются на основе структур специальных упражнений, используемых в дифференцированной тренировочной работе на льду.
Параллельно со специализированной и специальной дифференцированной подготовкой хоккеистов в каждом тренировочном занятии необходимо осуществлять тренировочную работу, обеспечивающую интеграцию осваиваемых и освоенных специальных двигательных актов в изначально выбранные для формирования индивидуальные и групповые тактические действия игроков на льду. Важно то, что процесс интеграции специальных двигательных актов хоккеистов, выполняемых ими на льду, – в тактические игровые схемы – обеспечивает развитие, в том числе, двигательных характеристик тех специальных двигательных актов, работа над которыми не осуществлялась на тренировках в виде их выполнения в качестве дифференцированных (выделенных из игровых схем) упражнений. Тренировочная работа хоккеистов в тренировочных занятиях и микроциклах каждого периода их подготовки должна быть стандартизована. Продолжительность каждого из периодов подготовки определяется сроками уверенного освоения хоккеистами предложенной им тренировочной работы и занимает 2-2,5 месяца [3]. В основном подготовительном периоде каждое тренировочное занятие должно строиться по единому стандарту. В основном соревновательном периоде в каждом микроцикле к соревновательному дню снижаются объем и интенсивность тренировочной работы. Указанный принцип построения тренировочных занятий, микроциклов и периодов подготовки хоккеистов назван нами дифференцированно-интегративным принципом построения тренировочного процесса и лег в основу разработанной нами современной методологии многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе.
В дифференцированно-интегративном принципе построения периодов подготовки хоккеистов спортивной школы избранные специализированные и специальные, а также индивидуальные и групповые тактические упражнения – не меняются на протяжении периода их освоения большинством игроков команды. Смена тренировочной работы, направленной на освоение игроками какой-либо ранее выбранной тактической игровой схемы осуществляется после того, как эта тактическая схема сформирована и эффективно используется хоккеистами команды в игре. Смена индивидуальных тактических упражнений осуществляется после уверенного (до уровня автоматизма) эффективного освоения каждого из них большинством игроков команды. Смена того, или иного ранее избранного специального упражнения на другое специальное упражнение производится после формирования навыков выполнения ранее выбранного специального упражнения и стабильного улучшения результатов его выполнения – большинством игроков команды. Смена каждого ранее избранного специального упражнения на другое специальное упражнение должно сопровождаться сменой соответствующего ему по структуре специализированного упражнения.
Представленный принцип построения периодов подготовки хоккеистов обеспечивает: формирование навыков выполнения игроками избранных специальных двигательных актов, развитие двигательных характеристик, обеспечивающих выполнение данных двигательных актов, эффективную интеграцию формируемых и сформированных навыков выполнения избранных специальных двигательных актов в строящиеся индивидуальные и групповые тактические игровые схемы и стимулирует развитие двигательных характеристик, в том числе, – не задействованных в дифференцированной работе специальных двигательных актов, входящих в составы строящихся тактических игровых схем. Последнее реализуется за счет интегративных процессов, в основе которых лежат системные механизмы функционирования и адаптации человеческого организма и, в частности, – принцип взаимосодействия и взаимовлияния компонентов формирующихся и сформированных функциональных систем организма [1, 7, 8]. Дифференцированно-интегративный принцип построения периодов подготовки хоккеистов, помимо всего прочего, обеспечивает формирование у игроков позитивного психологического статуса – поскольку освоенные ими навыки специальных двигательных актов повышают уверенность хоккеистов в успешности их игровых действий.
О высокой эффективности дифференцированно-интегративного принципа построения периодов подготовки хоккеистов, использованного в многолетней подготовке игроков команды хоккейной школы ЦСКА 2009 г. р. (тренер М. В. Деев), свидетельствуют 1-е места, занятые данной командой в каждом из чемпионатов Москвы по хоккею в соревновательных сезонах 2017-2025 гг. Дополнительную информацию об уровне специальной подготовленности хоккеистов дает сравнение показателей средней разницы забитых/пропущенных за 1 игру шайб. В нашем случае мы сравнивали данные показатели 2-х команд хоккейной школы ЦСКА – «контрольной» команды, укомплектованной игроками 2008 г. р. (использовалась традиционная методология построения тренировочного процесса в годичных циклах подготовки) и «экспериментальной» команды, укомплектованной игроками 2009 г. р. (использовался дифференцированно-интегративный принцип построения периодов подготовки) – принимавших участие в открытых чемпионатах Москвы по хоккею в сезонах 2017-2025 гг в возрастных группах 9-15 лет (Рисунок 1). В чемпионате Москвы в соревновательном сезоне 2024/2025 гг команда ЦСКА 2009 г. р. не проиграла ни одной игры.
В чемпионате России U15 2024 г. «экспериментальная» команда заняла 1-е место (средняя разница забитых/пропущенных за 1 игру шайб – 8,1). У команды, занявшей второе место в чемпионате России U15 2024 г., этот показатель составил 2,2 шайбы. Двенадцать воспитанников М. В. Деева вошли в состав сборной команды России U-15 по хоккею с шайбой.
Результаты выступлений команды ЦСКА 2009 г. р. в чемпионатах свидетельствуют о значительно более высоком уровне соревновательной подготовленности ее хоккеистов, в многолетней работе с которыми был использован дифференцированно-интегративный принцип построения периодов подготовки – по сравнению с уровнем соревновательной подготовленности команды ЦСКА 2008 г. р. и команд, принявших участие в финальной части чемпионата России U15 2024 г. – использовавших традиционный принцип построения периодов годичных циклов в их многолетней подготовке.
Выводы. Доказана высокая эффективность разработанного нами дифференцированно-интегративного принципа построения периодов подготовки юных хоккеистов, который положен в основу современной методологии многолетней подготовки игроков в хоккей в спортивной школе. Внедрение разработанной нами методологии в работу хоккейных школ позволит повысить эффективность подготовки хоккеистов и эффективность работы самих школ. Разработанная нами методология может успешно использоваться в подготовке юных спортсменов, специализирующихся в других командных игровых видах спорта.
Библиографический список:
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – «Медицина», Москва, 1968. – 546 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К. Буццичелли. – М.: Спорт, 2016. – 384 с.
4. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки. – К.: Олимпийская литература, 2005. – 304 с.
5. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019 – 200 c.
6. Конорски, Ю. Интегративная деятельность мозга [Текст] / Пер. с англ. Б. А. Дашевского и И. И. Полетаевой ; Под ред. и с предисл. акад. П. К. Анохина. — Москва : Мир, 1970. – 412 с.
7. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
8. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – 2-е изд. дораб. и доп. – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2020. – 300 с.
9. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
Павлов, А. С. Основы современной методологии многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе / А. С. Павлов // Мат. Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: состояние, проблемы и перспективы развития», ТПГУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 2025. – с. 109-115