Павлова Татьяна Николаевна, к. п. н., доцент
Никитина Светлана Михайловна, доцент
ФГБОУ ВО Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», город Москва
Аннотация. Спортивная подготовка в плавании должна основываться на системных законах функционирования и адаптации человеческого организма. Единицей тренировочного процесса в спортивном плавании является тренировочное занятие, состоящее из тренировочных заданий и упражнений. Используемые в тренировках пловцов упражнения должны выбираться на основе специфики основного двигательного акта, используемого спортсменов в его соревновательной деятельности. И сам этот двигательный акт должен регулярно присутствовать в тренировочных занятиях пловца. В многолетней подготовке квалифицированных пловцов предлагается использовать модифицированный комплексный метод построения периодов подготовки. Для планирования построения тренировочных занятий пловцов разработана «универсальная матрица», обеспечивающая соблюдение принципа положительного переноса тренированности с дополнительных упражнений на результат выполнения пловцом основного соревновательного упражнения.
Sports training in swimming should be based on the systemic laws of functioning and adaptation of the human body. The unit of the training process in sports swimming is a training session consisting of training tasks and exercises. The exercises used in swimmers’ training should be selected based on the specifics of the main motor act used by athletes in their competitive activity. And this motor act itself should be regularly present in the swimmer’s training sessions. In the long-term training of qualified swimmers, it is proposed to use a modified complex method for constructing training periods. To plan the construction of swimmers’ training sessions, a «universal matrix» has been developed that ensures compliance with the principle of positive transfer of training from additional exercises to the result of the swimmer’s performance of the main competitive exercise.
Ключевые слова: физиологические основы спортивной тренировки, классификация тренировочных упражнений, планирование тренировочных занятий.
Keywords: physiological foundations of sports training, classification of training exercises, planning of training sessions.
Традиционно спортивная подготовка в плавании строится на представлениях о существовании «физических качеств», которые предлагается развивать и затем «преобразовывать» в специальные спортивные способности [1, 4, 5 и мн. др.]. При этом никем не доказан сам факт наличия у человека этих «физических качеств». Более того, заявлено что «физических качеств» – не существует, а работа, направленная на их развитие – бессмысленная трата сил и времени спортсмена. Указано, что такая работа неизбежно приводит к нецелевому расходованию адаптационного потенциала спортсмена и снижает «планку» потенциально доступных для него результатов в избранном виде спорта [7].
Современная теория и методика спорта должна основываться на системных законах функционирования и адаптации человеческого организма [7, 8]. Системные законы функционирования человеческого организма предопределяют структурно-функциональную специфичность каждого конкретного двигательного акта. Эта специфичность обеспечивается комплексом «внешних» и «внутренних» составляющих каждого двигательного акта, доли которых могут изменяться в зависимости от изменений условий, в которых осуществляется данный двигательный акт, или в зависимости от изменений уровня функциональной готовности организма к совершению данного двигательного акта. И эта специфичность определяет выбор тренировочных упражнений, каждое из которых должно быть направлено на развитие структур и функций организма, участвующих в совершении специальных (по отношению к избранному виду спортивной деятельности) двигательных актов.
В основе процесса адаптации лежит построение организмом человека конкретных двигательных актов, характеризующихся промежуточными и конечными результатами их выполнения. «Перенос тренированности» («перекрестная адаптация») – процесс переноса тренировочных эффектов, возникших в результате выполнения в той или иной степени неспецифических (по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена) упражнений на результаты выполнения упражнений, используемых спортсменом в его соревновательной практике. «Перенос тренированности» может носить положительный или отрицательный характер [5, 6] – приводить к росту или к ухудшению результата в избранной спортивной деятельности. Чем более специфичны (по отношению к основной соревновательной деятельности) применяемые в тренировочных занятиях упражнения, тем более положителен перенос тренированности с этих упражнений на результат соревновательного упражнения.
Таким образом эффективность тренировочного процесса зависит, в первую очередь, от применяемых в подготовке спортсменов упражнений. В спортивном плавании предлагается использовать следующую классификацию тренировочных упражнений: общеподготовительные упражнения, специально-подготовительные упражнения, специально-развивающие упражнения, упражнения на освоение и совершенствование техники плавания, соревновательные упражнения.
Общеподготовительные упражнения – это упражнения, при выполнении которых не повторяются соревновательные действия в целом или в их отдельных частях [3]. Общеподготовительные упражнения стимулируют развитие структур и двигательных функций организма, не обеспечивающих рост спортивных достижений атлетов. Использование общеподготовительных упражнений в тренировках спортсменов приводит к нецелевому расходованию их адаптационного потенциала и к формированию у них адаптационных изменений, препятствующих достижению изначально доступных им результатов в избранном виде спорта. Все это диктует необходимость отказа от использования общеподготовительных упражнений в подготовке квалифицированных спортсменов.
Специально-подготовительные упражнения не повторяют соревновательные действия в целом и в их отдельных частях, но при их выполнении спортсмен использует двигательные единицы, принимающие участие в соревновательном упражнении [3]. Специально-подготовительная тренировочная работа стимулирует развитие тех структур организма, от которых косвенно зависит рост спортивных результатов.
Специально-развивающие упражнения повторяют соревновательное упражнение в его отдельных частях [3]. В выполнении специально-развивающих упражнений принимают участие двигательные единицы, участвующие в осуществлении соревновательного упражнения. Режимы работы этих двигательных единиц при выполнении специально-развивающих упражнений по своим параметрам могут превосходить параметры их работы при выполнении соревновательного упражнения. Уровень показателей, достигнутый в этих упражнениях, реализуется в соревновательном упражнении. Специально-развивающие упражнения способствуют повышению уровня специальной тренированности атлета.
Упражнения на освоение и совершенствование техники соревновательного двигательного акта относятся к специальным упражнениям. Работа над техникой соревновательного двигательного акта осуществляется в различных двигательных режимах: «рисунок» специального двигательного акта строится при его выполнении с низкой интенсивностью, а над техникой выполнения соревновательного двигательного акта необходимо работать на предельных величинах интенсивности. Техника низкоинтенсивного выполнения специального двигательного акта не переносится автоматически на технику высокоинтенсивного выполнения специального двигательного акта (по сути это – разные по своей специфике упражнения). Переносу техники низкоинтенсивного выполнения специального двигательного акта на технику высокоинтенсивного выполнения специального двигательного акта способствует работа над техникой выполнения специального двигательного акта в режимах 75%-90% от максимума интенсивности выполнения этого двигательного акта. Необходимо учитывать, что техника соревновательного двигательного акта – очень нестабильный его «компонент»: она подвержена деструкции в связи – с ростом и развитием самого спортсмена и его двигательных способностей, с изменениями уровня функциональной готовности спортсмена к демонстрации соревновательного двигательного акта и проч. В связи с этим работа над техникой выполнения двигательного акта, используемого спортсменом в соревнованиях должна осуществляться на протяжении все спортивной карьеры последнего.
Соревновательные упражнения в теории и методике физического воспитания отождествляются с понятием «вид спорта», в котором специализируется атлет [3, 5]. Эти упражнения выполняются как в процессе выступлений в соревнованиях, так и на тренировках. Соревновательные упражнения, выполняемые на тренировках, могут полностью копировать соревновательные упражнения, выполняемые в официальных состязаниях, упрощать или усложнять их [3].
Любая классификация тренировочных упражнений всегда достаточно условна: практически никогда невозможно однозначно отнести то или иное упражнение к тому или иному классу. Так специально-подготовительные упражнения одновременно в какой-то степени являются специально-развивающими упражнениями. Упражнения, направленные на освоение и совершенствование техники соревновательных движений, всегда в большей или меньшей степени носят характер специально-развивающих и соревновательных упражнений. А соревновательные упражнения всегда является специально-развивающими упражнениями и упражнениями, формирующими технику соревновательных движений.
Использование в тренировочных занятиях основного соревновательного упражнения (или комплекса соревновательных упражнений) определяется выбором метода построения циклов и периодов подготовки спортсменов. При этом соревновательное упражнение (или комплекс соревновательных упражнений), выполняемое в максимальном или субмаксимальном двигательных режимах является мощнейшим средством целенаправленного тренировочного воздействия. Более того: именно регулярное выполнение основного соревновательного упражнения (или комплекса соревновательных упражнений) в тренировочных занятиях позволяет развивать двигательные способности, необходимые спортсмену для достижения более высокого спортивного результата [4]. Использование «упрощенных» или «усложненных» соревновательных упражнений позволяет осуществлять корректировку двигательного акта, используемого спортсменом в соревнованиях [3]. Использование «упрощенных» или «усложненных» вариантов основного соревновательного упражнения обеспечивает положительный перенос вызванных этими упражнениями изменений в организме спортсмена на результат выполнения основного соревновательного упражнения [6].
Наиболее эффективным методом построения периодов подготовки спортсменов, специализирующихся в отдельных циклических видах спорта (легкоатлетические метания, спринт и прыжки; плавательный спринт; и т. п.) является комплексный метод, разработанный А. П. Бондарчуком [3]. Для использования в тренировке пловцов разработана модификация данного метода, в которой отсутствуют общеподготовительные упражнения и в которую добавлены упражнения, предназначенные для освоения и совершенствования техники основного соревновательного двигательного акта.
Каждое тренировочное занятие и каждый период подготовки спортсмена – должны быть направлены на достижение спортсменом более высокого спортивного результата. Основу каждого тренировочного занятия должны составлять специальные упражнения (соревновательные упражнения и упражнения на освоение и совершенствование техники двигательного акта, используемого в соревнованиях). Специально-подготовительные и специально-развивающие упражнения являются средствами дополнительного тренировочного воздействия. Особенность комплексного метода построения периодов подготовки спортсмена состоит в том, что содержание каждого тренировочного занятия – стандартно на протяжении периода подготовки (периода адаптации организма спортсмена к стандартному комплексу тренировочных воздействий [7]). Смена упражнений производится после достижения спортсменом состояния «спортивная форма» [2, 3, 7], которое оценивается по стабилизации спортивных результатов, демонстрируемых в основном соревновательном упражнении.
Для планирования тренировочных занятий в периодах подготовки пловцов нами была разработана «универсальная матрица» тренировочных нагрузок, в основу которой были положены законы переноса тренированности с тренировочных упражнений на результаты выполнения основного соревновательного упражнения. В «универсальной матрице» используются следующие обозначения: С – основное соревновательное упражнение; Т – упражнение на освоение техники соревновательного упражнения; СР – специально-развивающее упражнение; СП – специально-подготовительное упражнение; 15% и 25% – границы специфичности тренировочных упражнений, в пределах которых обеспечивается положительный перенос тренированности на основное соревновательное упражнение. Цифрами обозначены модификации вышеуказанных упражнений. Расположение обозначений упражнений по горизонтали – слева-направо – означает упрощение или усложнение упражнений относительно основного соревновательного упражнения. Расположение обозначений упражнений по вертикали – снизу-вверх – означает снижение или повышение интенсивности выполнения упражнений относительно интенсивности основного соревновательного упражнения. Интенсивность выполнения упражнений оценивается по внешним параметрам осуществляемой спортсменом работы и по показателям времени преодоления предложенных спортсменов дистанций. Возможны различных варианты построения тренировочных занятий (примеры – Рисунок 1 и Рисунок 2).
Рисунок 1. Вариант сбалансированного построения тренировочного занятия. Цифрами обозначены различные модификации упражнений.
Рисунок 2. Вариант акцентированного построения тренировочного занятия. Цифрами обозначены различные модификации упражнений.
Организм спортсмена отвечает специфическими реакциями на выполнение каждого упражнения и задания тренировочного занятия. Но в конечном итоге организм формирует единый приспособительный ответ на нагрузку всего тренировочного занятия, что позволяет условно воспринимать каждое тренировочное занятие как продолжительный двигательный акт, составляющие которого характеризуются спецификой тренировочных воздействий. Любые изменения «компонентного состава» тренировочных занятий приводят к различиям адаптационных реакций и изменений организма спортсмена. Именно это обеспечивает возможность поливариативного планирования тренировочных занятий, что при условии стандартизации тренировочной работы в периодах подготовки спортсменов обеспечивает эффективную целенаправленную тренировочную работу спортсмена на протяжении многих лет. Результаты проведенных нами предварительных экспериментов доказывают перспективность такого подхода к построению тренировочных занятий и периодов подготовки пловцов.
Список литературы
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
2. Бондарчук, А. П. Тренированность и спортивная форма / А. П. Бондарчук, А. Н. Блеер, С. Е. Павлов // В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. – С. 193-195.
3. Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / Наука и современность, 2015, № 1(3). – С. 35-63.
4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1966. – 250 с.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта : учеб. для завершающих уровней высш. физ. образования : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму / Л. П. Матвеев – М. : [4-й фил. Воениздата], 1997. – 304 с.
6. Разумов, А. Н. «Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности» / А. Н. Разумов, С. Е. Павлов, А. С. Павлов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта), том 11, № 3, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. – С. 42-52.
7. Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
8. Павлова, Т. Н. Современные принципы подготовки спортсменов, специализирующихся в спринтерском плавании / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина // «Интернаука», №12(282), часть 2, Москва, 2023. – С. 5-7.
Павлова, Т. Н. Современный подход к планированию и построению тренировочных занятий квалифицированных пловцов / Т. Н. Павлова, С. М. Никитина // Фундаментальная и прикладная наука. Сборник научных трудов по материалам ХХХ Международной научно-практической конференции (г. Анапа, 21 апреля 2025 г.). – Анапа: НИЦ ЭСП в ЮФО, 2025. – С. 73-81.