Павлов С.Е., Ким С.Р., Кузнецова Т.Н.;
РГМУ, РГАФК.
Основой спортивного совершенствования и роста спортивных результатов является правильно построенный, базирующийся на объективных физиологических реалиях тренировочный процесс. Несмотря на общепринятое мнение о спортивной тренировке, как о процессе преимущественно педагогическом (Н.Ж.Булгакова, 1996), в основе развития специальной работоспособности спортсмена лежит биологический механизм долговременной индивидуальной адаптации — специфического приспособления организма к физическим нагрузкам в условиях спортивной деятельности (Ф.З.Меерсон, М.Г.Пшенникова, 1988; В.Н.Платонов, 1988 и др.).
Необходимость биолого-физиологического обоснования методов построения тренировочного процесса вылилась в использование эргометрических критериев и их связи с отдельными показателями функционирования сердечно-сосудистой системы (Н.И.Волков, 1974) в качестве, фактически, единственного оцениваемого фактора в дозировании тренировочных нагрузок в плавании (А.Р.Воронцов, 1981; Н.Ж.Булгакова, 1996). Предложенная Н.И.Волковым (1974) и принятая на вооружение спортивными специалистами нашей страны методология построения тренировки пловцов является практически безальтернативной.
В настоящем эксперименте предпринята попытка оценить эффективность используемых в настоящее время методов подготовки юных пловцов. В исследованиии приняли участие 36 пловцов-юношей (11-12 лет) тренирующихся по сходным программам у разных тренеров. Эксперимент проводился на протяжении 6-ти недельных микроциклов (оптимальный срок адаптации к тренировочным нагрузкам для спортсменов данного возраста) в подготовительном и предсоревновательном тренировочных периодах. В качестве критерия оценки уровня подготовленности пловцов использовались результаты стандартного плавательного теста 4х50 м в/с с интервалом отдыха между отрезками 15 секунд (Е.А.Ширковец, 1969). Сравнивались среднегрупповые показатели среднего времени проплывания 50 м исходного тестирования и тестирований проводимых каждые две недели (табл. 1).
Таблица 1. Динамика среднегрупповых показателей среднего времени проплывания 50-метровых отрезков (tср) юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях «1”, «2”, «3”, «4” на протяжении 6-ти недельных тренировочных микроциклов.
Отсутствие значимых различий (>0,1) среднегрупповых показателей среднего времени проплывания 50-метровых отрезков юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях «1исх”, «2”, «3”, «4” свидетельствует об отсутствии динамики данных показателей на протяжении 6-ти недельных тренировочных микроциклов, что, в свою очередь может говорить о фактическом отсутствии тренировочного эффекта за данный период в изучаемых группах пловцов.
Полученные результаты с нашей точки зрения могут свидетельствовать о неээфективности использованных в тренировке пловцов педагогических программ, их неадекватности функциональному состоянию спортсменов, ошибочности теоретических положений лежащих в основе методологии построения тренировки.
Павлов С. Е., Ким С. Р., Кузнецова Т. Н. Оценка эффективности тренировочных программ юных пловцов по результатам специальных тестов // В сб.: Реабилитология в медицине и спорте. — Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. — М., 1998 г. — С. 180.