Павлов С. Е., Павлова Т. Н.
Аннотация. Указано на грубейшие ошибки в теории спорта, которые стали причиной деградации спортивной педагогики. Утверждается, что в основе теории и методики спорта должны лежать системные законы функционирования и приспособления организма.
Ключевые слова: спортивно-педагогическая наука, теория физического воспитания, «физические качества» спортсмена, законы адаптации, принципы переноса тренированности, закон суперкомпенсации функций организма.
Некогда советская спортивно-педагогическая наука претендовала на передовые позиции в мире и наш опыт долгое время перенимали спортивные специалисты со всех концов света. Но сегодня следует наконец признать, что официальная отечественная спортивная наука уже в 70-х годах ХХ века остановилась в своем развитии, а затем стала уверенно деградировать. Можно было бы связать причины остановки в развитии и последующей деградации спортивной науки с экономической ситуацией в стране, но это было бы неправдой. Истинные причины этих процессов — гораздо глубже и связаны они с ложными представлениями о базовых принципах подготовки спортсменов, некогда привнесенными в теорию физического воспитания последователями врача-психиатра Н.А.Бернштейна. Именно с подачи Н.А.Бернштейна в теории и практике физического воспитания укоренились представления о том, что эффективность соревновательной деятельности в спорте зависит от степени развития основных «физических качеств» — силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости [2].
На самом деле идея о наличии у человека «физических качеств» была высказана гораздо раньше. Но эта идея была подхвачена Н.А.Бернштейном и внедрена в теорию и практику спорта его последователями (В.М.Зациорским, Л.П.Матвеевым и др.). А в результате отечественные тренеры получили уже изначально ложные представления о принципах подготовки спортсменов. Хотя грамотные спортивные специалисты еще в 1957 году писали, что говорить нужно не о «физических качествах» спортсмена, а о характеристиках его конкретных движений [24] и такой подход мог бы направить теорию и практику спорта в правильное русло. Но этого не случилось — в том числе, несмотря на появление уже современных знаний о физиологии движений [11, 23]. И по сей день отдельные «спортивные ученые», слепо уверовавшие в представления о наличии у человека «физических качеств», напрочь отрицают саму возможность существования комплексных характеристик конкретных движений.
Некогда, опираясь на представления о существовании отдельных «физических качеств» человека, Л.П.Матвеев создал свою теорию периодизации спортивной тренировки. Несмотря на половодье фактов, указывающих на ошибочность данной теории, она по сей день главенствует в практической спортивной педагогике. Согласно ее положениям, макроцикл подготовки спортсмена должен делиться на определенные периоды. Один из таких периодов — «общеподготовительный». По мнению абсолютного тренерского большинства, он призван развивать «физические качества» спортсменов и обеспечивать их «общую физическую подготовку», создавая «базу» для последующего роста специальной тренированности спортсменов. Но дело в том, что любая работа, совершаемая организмом, абсолютно специфична по своим структурно-функциональным характеристикам. И именно этот конкретный комплекс структур и функций организма и «тренируется» в процессе выполнения каждой конкретной работы. И если тренировочные занятия спортсменов направлены в основном на развитие «физических качеств», то такое построение периодов подготовки спортсменов не обеспечивает положительный «перенос тренированности» с «общеподготовительных» упражнений на основную соревновательную деятельность и даже не создает «базу» для последующего освоения атлетами уже специфических тренировочных нагрузок.
Представление о наличии у спортсмена отдельных «физических качеств» формирует в сознании тренера «осознание» первостепенной необходимости работы над этими «качествами». В соответствии с этим он выбирает такие средства и методы, которые способствуют развитию «требуемых», по его мнению, «физических качеств» и получает соответствующий результат: при благоприятных обстоятельствах его подопечные через определенный период начинают демонстрировать гораздо лучшие результаты в неспецифических по отношению к избранному виду спорта упражнениях, а потом тренер бесконечно долго ждет, когда же приобретенные спортсменом «физические качества» все же скажутся на основной спортивной деятельности. Более того, развитие одних «физических качеств» всегда идет в ущерб развитию других «качеств» и с большой долей вероятности обеспечивает стимуляцию адаптационных изменений в организме спортсмена, в последующем препятствующих росту его специальной тренированности. Таким образом тренеры, которые ввиду своей профессиональной безграмотности заставляют своих подопечных активно заниматься «общей физической подготовкой», элементарно «обкрадывают» спортсменов, лишая их возможности достичь отпущенного им Природой «потолка» в избранном виде спорта.
Самостоятельных «физических качеств» не существует! Но существуют комплексные характеристики конкретных движений человека. При этом все двигательные характеристики в реальных движениях человека взаимосвязаны и взаимозависимы. И эти взаимосвязь и взаимозависимость достаточно часто носят отрицательный характер. Взаимосвязи и взаимозависимости проявления и развития отдельных физических характеристик, демонстрируемых в различных упражнениях, по целому ряду причин не линейны и не могут быть представлены в упрощенном виде, как это пытается делать сегодня абсолютное большинство спортивных педагогов. В спортивной деятельности физические характеристики каждого конкретного двигательного акта всегда выступают не самостоятельно, а своими востребованными в этой деятельности долями. Следовательно, в практике спорта необходимо применять средства и методы, обеспечивающие развитие именно специальных двигательных характеристик атлетов. И эти средства и методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной деятельности своих подопечных.
Успешность практической деятельности тренера обусловлена знанием и использованием на практике системных законов физиологии, педагогических принципов и проистекающих из них закономерностей построения спортивной тренировки. В теории физического воспитания описаны общеметодические и специфические принципы воспитания спортсменов. Общеметодические принципы физического воспитания — отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Специфические принципы физического воспитания: принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий, принцип возрастной адекватности физического воспитания, принципы непрерывности и максимизации спортивной деятельности.
О неправомерности использования в спортивной педагогике принципа непрерывности спортивной деятельности одними из первых высказались С.И.Вовк (1996) и С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова (1998) [5, 10].
Провозглашаемый большинством спортивных теоретиков принцип максимизации спортивной подготовки и широко распространенное представление о том, что адаптация организма спортсмена к нагрузкам и рост спортивных результатов зависит от достижения спортсменами в результате тренировок «стрессовых» состояний [6, 19, 20 и др.] привели к тому, что в последние десятилетия в большинстве видов спорта совершенно неоправданно выросли объем и интенсивность тренировочных нагрузок, а двухразовые и даже трехразовые тренировки в день стали нормой как в спорте высших достижений, так и в детско-юношеском спорте [10, 12, 13]. Однако: «…Для каждого спортсмена требуется свой определенный оптимум объема нагрузки, превышение которого ведет к регрессу основного двигательного качества» и «…фетишизация объема тренировочной нагрузки совершенно неоправданна» [А.Н.Воробьев. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. М., «ФиС», 1977. — сс. 214-215].
Большинство «классических» принципов физического воспитания органично «вписываются» в реально действующие законы адаптации, но даже при поверхностном рассмотрении вступают в противоречия с бытующими представлениями об адаптации! Однако принцип максимизации спортивной деятельности, вполне соответствующий бытующим представлениям об адаптации, не вписывается в ее реально действующие законы. Согласно широко распространенному мнению, эффект тренировочных нагрузок определяется линейной зависимостью «доза — эффект». На самом деле эффект тренировочного воздействия носит отнюдь не линейный характер, а зависимость «тренировочная нагрузка — тренировочный эффект» гораздо более сложна. Эта зависимость становится еще более сложной, если учитывать, как это положено, все специфические эффекты тренировочных воздействий, осуществляемых в пространственно-временном континууме каждого тренировочного занятия. В соответствии с реально действующими законами адаптации, принцип максимизации спортивной деятельности должен быть заменен принципом оптимизации тренировочного процесса. При этом должна учитываться не только неспецифическая составляющая тренировочной нагрузки (ее «величина»), но, в первую очередь, специфика их действия на организм спортсмена, которая, в том числе, зависит от количественных показателей тренировочной нагрузки [13].
Кроме того, в спортивную педагогику следует ввести еще один педагогический принцип — принцип целенаправленности тренировочного процесса, который предопределяет выбор таких средств и методов тренировочного воздействия, которые обеспечивают повышение уровня специальной тренированности спортсмена и рост спортивного результата. Применение таких средств и методов тренировочного воздействия в этом случае принимает характер целесообразности. Наряду с целенаправленностью тренировочного процесса и целесообразностью применяемых в нем средств и методов, в подготовке квалифицированных спортсменов должен соблюдаться принцип сбалансированности тренировочных нагрузок. Именно соблюдение принципа целенаправленности тренировочного процесса на всех его этапах и принципов целесообразности и сбалансированности тренировочных нагрузок позволяет решить одну из основных проблем спортивной подготовки — проблему ее оптимизации, обеспечивающей наибольшую эффективность тренировочного процесса. Введение в теорию и методику спорта указанных принципов определяет иные (в противовес общепринятым) закономерности построения тренировочного процесса и приводит к необходимости выбора более эффективных методов его построения.
Результаты решения задач подготовки квалифицированных спортсменов выражаются понятиями «тренированность» и «спортивная форма». Вместе с тем в работах, посвященных теории и методике спорта, нами зафиксировано множественное разночтение таких терминов, как «тренированность» и «спортивная форма». Согласно широко распространенным представлениям, подготовительный период характеризуется процессом адаптационных перестроек и повышением уровня «тренированности», соревновательный период характеризуется как фаза «высшего приспособления» — приобретения спортсменом состояния «спортивной формы», а для переходного периода характерен процесс «дезадаптации», потери «спортивной формы» и снижения уровня «тренированности» [8]. Но при этом умалчивается, какие реальные физиологические механизмы обеспечивают процесс приобретения, сохранения и потери «спортивной формы», тем более, если процесс адаптации, как считал Л.П.Матвеев (2005), заканчивается в подготовительном периоде [8].
В спортивной педагогике в оценке состояния «спортивной формы» традиционно предлагается ориентироваться исключительно на уровень демонстрируемых спортсменом спортивных результатов. Л.П.Матвеев (2005) утверждал, что «спортивная форма» — это «состояние оптимальной подготовленности и готовности спортсмена к спортивному достижению, формируемое, сохраняемое лимитированное время и закономерно изменяющееся в рамках периодов большого тренировочного цикла (макроцикла)» [8]. А.П.Бондарчук (2005) ввел в определение термина «спортивная форма» условие ее становления в тренировочных занятиях, поскольку задачи развития всех сторон подготовленности спортсмена решаются и реализуются изначально в тренировочных занятиях, и уже затем — в соревнованиях [3]. Столь незначительное, казалось бы, добавление в содержание вышеуказанного термина, на самом деле выдвинуло требование революционных преобразований в самой теории и методике спорта, но осталось незамеченным абсолютным большинством «спортивных теоретиков».
Л.П.Матвеевым (2005) отмечено, что уровень «тренированности» в некой степени характеризует «спортивную форму», но «спортивную форму» нельзя сводить лишь к уровню «тренированности», а, следовательно, понятия «тренированность» и «спортивная форма», по его мнению, не тождественны [8]. Термин «тренированность» традиционно принято трактовать как физическую, техническую, тактическую и психологическую готовность спортсмена к демонстрации доступного ему спортивного результата [7]. С современных позиций «тренированность» — состояние специфической структурно-функциональной готовности атлета к совершению им соревновательной деятельности, которое является «количественной» составляющей состояния «спортивная форма» [4]. «Спортивная форма» — состояние наивысшей функциональной готовности спортсмена к совершению соревновательной деятельности на основе достигнутого на данный момент уровня «тренированности» [4]. Кроме того, «спортивная форма» — динамически меняющееся состояние спортсмена, отражающее характер взаимосодействия различных сторон его подготовленности — в демонстрации им спортивного результата [4]. В основе роста специальной тренированности спортсмена лежат адаптационные изменения в его организме, достигнутые в результате целенаправленной тренировочной работы. Уровень специальной тренированности спортсмена определяет уровень его спортивной результативности, но не гарантирует стабильности спортивных результатов. Реальное состояние «спортивной формы» может быть достигнуто только в результате адаптированности организма спортсмена к стандартному комплексу используемых им в тренировках упражнений специфической направленности и характеризуется стабильностью спортивных результатов на достигнутом спортсменом уровне специальной тренированности. Более того, достижение состояния «спортивной формы» потенцирует повышение спортивных результатов на всем протяжении сохранения состояния «спортивной формы» [4]. К слову: результаты проводимых А.П.Бондарчуком с 70-х годов ХХ столетия исследований свидетельствуют о том, что процесс развития состояния «спортивной формы» зависит не от волнообразности объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, а от системы упражнений, используемых на протяжении периодов развития состояний «спортивной формы» и от применяемого в подготовке спортсменов метода построения тренировочного процесса.
Современный уровень спортивных достижений предъявляет высочайшие требования, прежде всего, — к профессиональным знаниям и умениям специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов высокой квалификации. Но спортивным специалистам следует наконец понять и принять тот факт, что объектом их деятельности является человеческий организм в его сложных взаимоотношениях со Средой и что законы физиологии — единственное, на чем может базироваться теория и методика спортивной тренировки. «Среда» — это конкретные условия и характер жизнедеятельности организма, которые в значительной степени определяют возможность достижения каждым атлетом доступных ему (в связи со степенью его одаренности) результатов в избранном виде спорта. И следует понимать, что организм спортсмена — это особый механизм, функционирующий, конечно, по общим физиологическим законам, но всегда — в соответствии со спецификой его основной спортивной деятельности, которая неизбежно вносит существенные коррективы во все процессы жизнедеятельности организма спортсмена. Таким образом, подготовка спортсмена — процесс изначально физиологический и лишь затем — педагогический. А потому целенаправленное преобразование теоретических и методических основ спортивной тренировки на основе современных физиологических знаний — обязательное условие подготовки тренеров и воспитания высококвалифицированных спортсменов.
Основа развития любого организма — его постоянные приспособительные изменения, реализующиеся в рамках генотипа, но всегда — в соответствии с условиями его существования. Именно законы адаптации определяют конечные результаты той или иной доступной организму деятельности. А потому знание реально действующих законов адаптации и умение использовать эти законы в своей практической деятельности — обязательное условие эффективной работы современного тренера.
Доказана безграмотность восприятия стресса, как «пускового фактора» адаптационного процесса и абсурдность широко распространенных представлений о механизмах самой адаптации [11, 13, 23]. Утверждается, что реагирование организма на всегда комплексно действующие на него факторы Среды происходит не избирательно рефлекторно, а в соответствии с системными законами его функционирования [1, 11, 13, 23]. На основании системных законов функционирования организма описаны реально действующие законы адаптации [1, 11, 13, 18, 23]. В соответствии с этими законами: 1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует поведенческие (двигательные) акты в соответствии с условиями, в которые он поставлен. 2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам работы организма, осуществляющего данную деятельность. В целом эта специфичность определяется задействованными в каждой конкретной деятельности структурами и функциями организма, характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Повышение уровня специальной тренированности спортсмена зависит от «позитивных» (по отношению к требованиям избранного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом «позитивность» или «негативность» таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности. 3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют «суммарной» специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом сколь специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные траты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы, протекающие в конкретном организме, совершающем или совершившем конкретный двигательный акт или некую сумму двигательных актов. 4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно, как для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, так и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов [9].
Одна из проблем, в большей или меньшей степени затрагиваемых исследователями, изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и влияние этих изменений на различные функции организма — проблема «перекрестной адаптации». В.Н.Платонов (1988) определяет «перекрестную адаптацию», как общность требований, предъявляемых организму различными воздействиями на него Среды, но крайне невысоко оценивает ее значимость в спорте. В частности, он пишет: «Явления перекрестной адаптации … не могут рассматриваться в качестве серьезного фактора, обеспечивающего рост тренированности у квалифицированных спортсменов» [Платонов, В. Н. Адаптация в спорте / Киев: Здоровье, 1988. — с. 89]. Данное заявление украинского «спортивного теоретика» не может не удивлять, поскольку оно напрочь разрушает фундамент периодизационной теории подготовки спортсменов Л.П.Матвеева (а, соответственно, — и саму эту теорию), ярым приверженцем которой является сам В.Н.Платонов. Спортивными теоретиками, проповедующими исключительность и единственность периодизационного метода построения макроциклов подготовки спортсменов, почему-то упускается из виду, что процесс «трансформации» так называемых «общих физических качеств», приобретенных на этапе «общефизической» подготовки, в состояние повышенного уровня специальной тренированности на последующих этапах подготовки спортсменов может реализовываться только с использованием эффектов «перекрестной адаптации».
С системных позиций роль и значение феномена «перекрестной адаптации» выглядят совершенно иначе, чем это принято сегодня представлять: поскольку функциональные системы организма всегда «образуются» при взаимосодействии множества компонентов, комплексно обеспечивающих выполнение самых различных функций организма [1], то структурно-функциональные адаптационные изменения компонентов одной функциональной системы вполне могут быть использованы в работе другой функциональной системы — в той мере, в какой функции интересующего нас компонента используются в работе этой другой функциональной системы. Феномен «положительной перекрестной адаптации» в спортивной деятельности следует понимать, как эффект «положительного переноса тренированности» с неспецифических или относительно неспецифических упражнений на соревновательное упражнение. Соответственно, чем в большей степени характеристики упражнений, выполняемых на тренировках, соответствуют характеристикам соревновательной деятельности, тем эффективнее их положительное влияние на динамику специальной тренированности спортсмена. А.Н.Разумов, С.Е.Павлов, А.С.Павлов (2016) считают, что по своей сути «перекрестная адаптация» в спорте — это эффект проявления структурно-функциональных изменений в организме спортсмена, обусловленных действием на него различных по специфике тренировочных нагрузок и обстановочных средовых факторов, обнаруживаемый при выполнении спортсменом соревновательных упражнений [18].
Необходимо отметить, что для самого организма не существует «положительности» или «отрицательности» его приспособительных эффектов (кроме случаев воздействия на него чрезмерных по силе факторов — стрессоров, неизбежно сопровождающегося повреждением структур организма). «Положительность» или «отрицательность» приспособительных эффектов организма (при нормальных условиях его функционирования) проявляются исключительно в субъективных оценках «стоимости» данных эффектов — через призму ожидаемого результата адаптации. В частности, в спорте «положительность» или «отрицательность» эффектов «переноса тренированности» с дополнительных упражнений на соревновательные упражнения должна оцениваться в первую очередь по влиянию первых на динамику спортивного результата атлета. В связи со сказанным необходимо вспомнить об одном из принципов физического воспитания, а именно — о принципе единства «общей» и специальной физической подготовки. Ни в коем случае нельзя воспринимать этот принцип, как гарантию того, что любая работа «общефизической» направленности, выполненная атлетом, впоследствии положительно скажется на уровне его спортивной результативности.
Как уже было сказано выше, спортивно-педагогическим аналогом физиологического термина «перекрестная адаптация» является термин «перенос тренированности». «Автоматический» положительный «перенос тренированности» с тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение осуществляется в ±10-15%-ом «коридоре специфичности» соревновательного упражнения (при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки). Использование относительно специфических (находящихся за пределами ±10-15%-ого «коридора специфичности») тренировочных упражнений обеспечивает тем больший положительный «перенос тренированности», чем более специфичными (по отношению к основному соревновательному упражнению) оказываются используемые в тренировочных занятиях упражнения. При этом основное правило, которому необходимо следовать при планировании и построении тренировочного процесса: суммарные специфические (по отношению к основному соревновательному упражнению) эффекты выполнения тренировочной работы должны доминировать в тренировочном процессе. Только в этом случае спортсмен и тренер могут рассчитывать на рост специальной тренированности, которая может быть оценена исключительно по динамике спортивных результатов [13, 23].
Значительные проблемы в достижении «положительного переноса тренированности» проявляются при включении в тренировочный процесс упражнений неспецифической направленности. Этому способствуют: разнонаправленность адаптационных эффектов неспецифических тренировочных нагрузок; «отрицательное» взаимодействие неспецифических и специфических тренировочных нагрузок; нецелевое расходование адаптационного потенциала спортсмена; и т. д. Вполне очевидно, что, планируя тренировочный процесс, тренеру следует выбирать такие дополнительные упражнения, которые обеспечивали бы в большей степени положительный «перенос тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение.
Но практически все неспецифические упражнения обладают в той или иной степени как «положительными», так и «отрицательными» эффектами влияния на уровень специальной тренированности спортсмена. Эффекты «отрицательного переноса тренированности» проявляются даже при выполнении упражнений, похожих друг на друга по своим внешним характеристикам. Так в эксперименте, в котором изучали возможность повышения скорости бега на коньках со старта квалифицированных хоккеистов [9, 14], был выявлен эффект отрицательного «переноса тренированности» с упражнения «стартовый бег на коньках» (упражнение, регулярно используемое в тренировочной работе на протяжении полуторамесячного эксперимента) на упражнение «дистанционный бег на коньках» (упражнение, не используемое в тренировочной работе, проводимой в рамках эксперимента). Было зафиксировано ожидаемое достоверное улучшение среднегруппового результата в беге на коньках со старта на дистанции 9 метров и 9-метрового отрезка на дистанции 27 метров и достоверное ухудшение среднегруппового результата пробегания на коньках второй части (18 метров) 27-метровой дистанции. Эффект «отрицательного переноса тренированности» в данном случае был связан с различиями техник бега на коньках со старта и по дистанции и с тем, что упражнение «дистанционный бег на коньках» не использовалось нами в данной экспериментальной работе. Таким образом, даже внешняя похожесть двигательных актов не гарантирует положительного «переноса тренированности» с одного двигательного акта на другой. И следует понимать, что специфичность двигательного акта определяется не только его «рисунком», но и его «параметрами». То есть одно и то же по «рисунку» движение, выполняемое с различной скоростью или с различными отягощениями — разные функциональные системы (разные двигательные акты).
Вместе с тем, наш опыт работы со спортсменами высокой квалификации доказывает, что и использование неспецифических тренировочных нагрузок может быть достаточно эффективным в плане повышения специальной тренированности спортсменов. Речь, в частности, идет о неспецифических для того или иного вида спорта тренировочных упражнениях, выполняемых с использованием отягощений. В связи с этим нами была выдвинута гипотеза «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую спортивную деятельность, согласно которой неспецифические тренировочные упражнения могут быть эффективны в отношении прироста специальной тренированности, если их воздействие на организм спортсмена попадает в «резонанс» с воздействием специфических упражнений и усиливает эффект последних [15]. Однако решение задачи выбора характеристик упражнения, обеспечивающих положительный эффект «резонансного переноса тренированности» достаточно сложна. Пока можно лишь предполагать, что для решения данной задачи необходимо введение в тренировочный процесс метода электромиографического контроля.
Существует еще один способ «положительной» реализации эффекта «перекрестной адаптации». Дело в том, что организм, совершая любую работу субмаксимального и максимального характера, всегда «ориентируется» на функциональные возможности самого слабого физиологического компонента, задействованного в этой работе [16]. В соответствии с этим принципом формирования и работы функциональных систем организма, повышение функциональных возможностей какого-либо из физиологических механизмов организма спортсмена в результате спортивной тренировки обеспечивает повышение эффективности любой работы, в осуществлении которой данный физиологический механизм будет принимать участие, если этому не будут препятствовать функциональные возможности других физиологических механизмов, участвующих в данной работе. Следовательно, целенаправленная тренировочная работа над повышением функциональных возможностей наиболее слабых физиологических механизмов, обеспечивающих специфическую спортивную деятельность каждого конкретного атлета, неизбежно обеспечит рост его тренированности.
Законы системной физиологии обуславливают сложную взаимосвязь, взаимовлияние и взаимозависимость эффектов действия различных тренировочных упражнений на организм спортсмена. Средства и методы тренировочных воздействий должны обеспечивать рост именно специальной тренированности спортсмена. Согласно современным представлениям, эти средства и методы необходимо выбирать, основываясь на специфике соревновательной деятельности атлетов, что не исключает применения в тренировочном процессе дополнительных упражнений неспецифической направленности. Но эти дополнительные упражнения должны подбираться и использоваться в тренировочном процессе таким образом, чтобы их воздействие на организм спортсмена обеспечивало преимущественно положительный «перенос тренированности» на соревновательное упражнение.
Восстановление организма спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок — неотъемлемая часть тренировочного процесса. Для практики спорта крайне важно то, что восстановление во время отдыха (если он полноценен и достаточен) происходит не до первоначального уровня, а с «избытком» — с достижением стадии суперкомпенсации. Сегодня общепризнана «схема», согласно которой после выполненной работы и утомления, во время отдыха уровень работоспособности спортсмена сначала возвращается к исходному уровню, а затем (при достаточности времени для восстановления) переходит в фазу повышенной работоспособности. В соответствии с бытующими в спортивной педагогике представлениями: в результате выполнения спортсменом тренировочной работы происходит сначала снижение уровня работоспособности, сопровождающееся катаболическими процессами, а затем — рост работоспособности, сопровождающийся усилением анаболических процессов.
Однако в 70-х годах XX столетия сотрудниками лаборатории функциональной морфологии ВНИИФК была выявлена реальная закономерность перехода организма на новый уровень работоспособности после выполнения им физической нагрузки. Из данной закономерности следует, что вслед за рабочим утомлением и фазой остаточного утомления следует фаза повышенной работоспособности, которая, однако, не является завершением адаптационных сдвигов, а представляет собой преходящее состояние общего адаптационного процесса, который, в свою очередь, лишь при благоприятных условиях (при достаточности времени для восстановления) обеспечивает новый уровень работоспособности. Полученные сотрудниками лаборатории функциональной морфологии ВНИИФК результаты экспериментальных исследований также показывают, что применение повторных нагрузок в условиях недовосстановления могут приводить к временному повышению работоспособности, но неизбежно заканчивается снижением уровня работоспособности и спортивной результативности атлетов [22].
Таким образом в основе построения тренировочного процесса квалифицированных спортсменов должны лежать реально действующие законы адаптации, законы «переноса тренированности» и закономерности течения компенсаторных процессов организма. Только в этом случае может быть гарантирована эффективная работа спортивных педагогов и их воспитанников, обеспечивающая неуклонный рост спортивной результативности последних.
Все вышеизложенное — далеко не новость и абсолютно доступно и теоретикам, и практикам спорта (по крайней мере — тем, кто хоть что-то читает). Но в физкультурных ВУЗах страны преподавание теории и методики спорта по сей день ведется по «лекалам» 50-летней давности [17]. И «спортивные ученые» всех «мастей» и рангов любыми методами пытаются не допустить инакомыслия в «спортивной науке», угрожающего их имиджу и статусу (в частности, данный материал не был принят для публикации в сборнике очередной конференции ВНИИФКа, посвященной «подготовке к XXIV Олимпийским зимним играм 2022 года в г. Пекине»). А в результате теория и методика физического воспитания давно уже стала не наукой, а религией, в которой приоритетна слепая вера в безграмотные догмы и отрицаются или игнорируются любые противоречащие ей научные знания, и вред, нанесенный и наносимый теории и практике спорта давно ушедшими и еще живущими «спортивными учеными», вполне сравним с вредом, который нанесла науке средневековая инквизиция.
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса — «Медицина», Москва, 1968. — 546 с., ил.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А.Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А.П.Бондарчук. — К.: Олімпійська література, 2005. — 303 с.
4. Бондарчук, А. П. Тренированность и спортивная форма / А.П.Бондарчук, А.Н.Блеер, С.Е.Павлов // В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. — С. 193-195
5. Вовк, С.И. Непрерывность спортивной тренировки и парадокс длительных перерывов / С.И.Вовк // Теор. и практ. физ. культуры. 1996, № 2, — с. 18 — 24.
6. Волков Н.И., Олейников В.И. Стресс и адаптация в процессе тренировки / Н.И.Волков, В.И.Олейников // В сб.: IV Мiжнародний науковий конгрес «Олiмпiйский спорт i спорт для всiх: проблеми здоров’я, рекреацii, спортивноi медицини та реабiлiтацii», 16-19 травня 2000 р., Киiв, Украiна, — с. 22.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.
8. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с: ил
9. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А.С.Павлов. — М. : ОнтоПринт, 2017. — 154 с.
10. Павлов, С. Е. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании / С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова // Метод. разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК. — М., РГАФК, «Принт-Центр», 1998. — 33 с.
11. Павлов, С. Е. Адаптация / С.Е.Павлов // М., «Паруса», 2000. — 282 с.
12. Павлов, С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов / С.Е.Павлов — М.: Физкультура и спорт. — 2008. — 224 с.
13. Павлов, С. Е. Технология подготовки спортсменов / С.Е.Павлов, Т.Н.Павлова — МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. — 344 с., ил.
14. Павлов, С. Е. Феномен отрицательного «переноса тренированности» в процессе работы над стартовой скоростью квалифицированных хоккеистов / С.Е.Павлов, А.П.Давыдов, А.С.Павлов, Д.Р.Черенков // Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М.П.Бердниковой, С.Е.Павлова — Сочи, 2013. — С. 96-100
15. Павлов, С. Е. Законы адаптации и базовые принципы подготовки хоккеистов / С.Е.Павлов, А.С.Павлов // Олимпийский бюллетень №14 / Сост. Мельникова Н. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Леонтьева Л. С. — М.: Издательство «Анита Пресс», 2013. — С. 192-201
16. Павлов, С. Е. Один из принципов формирования и работы функциональных систем спортивной деятельности / С.Е.Павлов, Т.Н.Павлова, А.С.Павлов // «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта», №2, (выпуск 35), 2015. — С. 141-142
17. Павлов, С.Е. О глобальных проблемах в подготовке квалифицированных тренеров и истинных причинах повального использования допинга в спорте / Мат. XVI Международной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», Челябинск, 14 ноября 2017 г. — С. 15-23
18. Павлов, С.Е. Основы медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов / С.Е.Павлов, А.Н.Разумов, Т.Н.Павлова. — М. : Издательство «ОнтоПринт», 2018. — 340 с.
19. Платонов, В. Н. Адаптация в спорте / В.Н.Платонов. — К.: Здоров’я, 1988. — 216 с.
20. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов. в олимпийском спорте / В.Н.Платонов. — К.: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
21. Разумов, А. Н. «Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности» / А.Н.Разумов, С.Е.Павлов, А.С.Павлов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта), том 11, № 3, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — С. 42-52.
22. Сергеев, Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки / Ю.П.Сергеев // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, — С.14-19
23. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С.Е.Павлов; МГАФК. — Малаховка, 2010. — 88 с.
24. Яковлев, Н. Н. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки [Текст] / Н.Н.Яковлев, А.В.Коробков, С.В.Янанис ; Под ред. проф. Н.Н.Яковлева. — Москва : Физкультура и спорт, 1957. — 323 с.
Павлов, С. Е. Грубейшие ошибки в «классической» теории спорта и физиологические реалии спортивной подготовки / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова // «Научный альманах», № 5-3 (55), 2019. – С. 53-65