Павлов А. С., Деев М. В.
Аннотация. Методология классической теории физического воспитания и подготовки спортсменов указывает на необходимость изначального развития у них физических качеств, которые затем должны трансформироваться в специфические (спортивные) двигательные способности. Вместе с тем, давно заявлено, что физиологических механизмов такой трансформации не существует. Более того, заявлено об абсолютной структурно-функциональной специфичности каждого отдельного двигательного акта и о специфичности приспособительных изменений организма каждого спортсмена, соответствующей специфике выполняемой им тренировочной работы. С этих позиций: выполнение любой неспецифической для того или иного вида спорта тренировочной работы приводит к адаптационным изменениям, мешающим росту специальной тренированности спортсмена и к нецелевому расходованию его адаптационного потенциала. В классической методологии построения макроциклов подготовки спортсменов проигнорированы давно известные принципы формирования умений и навыков конкретных двигательных актов, принципы развития двигательных характеристик этих двигательных актов и эффективные принципы построения периодов подготовки спортсменов. Указанные принципы легли в основу разработки современных принципов спортивной подготовки и методологии многолетней подготовки хоккеистов. Заявлено, что основой многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе должно быть освоение специальных двигательных умений и навыков, необходимых для игры в хоккей. Специальные двигательные характеристики игроков в хоккей должны развиваться, в первую очередь, в рамках формируемых специальных двигательных актов. То есть в основе многолетней подготовки хоккеистов должна лежать их специальная дифференцированная подготовка. Однако сама по себе специальная дифференцированная подготовленность хоккеистов не обеспечивает эффективности их командно-игровой деятельности. Для эффективной игры в хоккей освоенные игроками специальные двигательные акты должны быть интегрированы в системы игровых действий. Интеграция формируемых и сформированных специальных двигательных навыков хоккеистов должна осуществляться в процессе выполнения тактической, тренировочно-соревновательной и соревновательной работы. Целью проведенного исследования стало сравнение эффективности традиционно используемого принципа и дифференцированно-интегративного принципа построения годичных циклов – в многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе. Для достижения указанной цели были использованы следующие методы исследования: специальные спортивно-педагогические тестирования; метод ручной хронометрии; математические методы; расчет средних показателей разницы забитых и пропущенных за игру шайб; анализ полученных результатов. Результаты проведенных исследований доказывают, что использование дифференцированно-интегративного принципа –существенно эффективнее использования традиционного принципа построения периодов многолетней подготовки хоккеистов, проходящих обучение в спортивной школе.
Ключевые слова: хоккей, спортивная школа, принципы спортивной подготовки, методология подготовки хоккеистов, результаты многолетней подготовки хоккеистов
DIFFERENTIAL INTEGRATIVE PRINCIPLE OF LONG-TERM PREPARATION OF ICE HOCKEY PLAYERS IN SPORTS SCHOOL
Pavlov A.S., Deev M.V.
Abstract. The methodology of the classical theory of physical education and training of athletes indicates the need for the initial development of their physical qualities, which should then be transformed into specific (sports) motor abilities. At the same time, it has long been stated that physiological mechanisms of such transformation do not exist. Moreover, it has been stated about the absolute structural and functional specificity of each individual motor act and the specificity of the adaptive changes in the body of each athlete, corresponding to the specificity of the training work performed by him. From this position: the performance of any training work that is not specific to a particular sport leads to adaptive changes that interfere with the growth of special training of the athlete and to the inappropriate use of his adaptive potential. The classical methodology for constructing macrocycles of training athletes ignores the long-known principles of forming the skills and abilities of specific motor acts, the principles of developing the motor characteristics of these motor acts and the effective principles of constructing periods of training athletes. These principles formed the basis for the development of modern principles of sports training and the methodology of long-term training of hockey players. It is stated that the basis of long-term training of hockey players in a sports school should be the development of special motor skills and abilities necessary for playing hockey. Special motor characteristics of hockey players should develop, first of all, within the framework of the formed special motor acts. That is, the basis of long-term training of hockey players should be their special differentiated training. However, the special differentiated readiness of hockey players in itself does not ensure the effectiveness of their team-game activities. To play hockey effectively, the special motor acts mastered by the players should be integrated into the systems of game actions. The integration of the formed and developed special motor skills of hockey players should be carried out in the process of performing tactical, training-competitive and competitive work. The purpose of the study was to compare the effectiveness of the traditionally used principle and the differentiated-integrative principle of constructing annual cycles — in the long-term training of hockey players in a sports school. To achieve this goal, the following research methods were used: special sports and pedagogical testing; manual chronometry method; mathematical methods; calculation of average indicators of the difference between goals scored and missed during the game; analysis of the obtained results. The results of the conducted studies prove that the use of the differentiated-integrative principle is significantly more effective than the use of the traditional principle of constructing periods of long-term training of hockey players undergoing training in a sports school.
Keywords: ice hockey, sports school, ice hockey players, principles of sports training, methodology of training, the results of long-term training.
Введение. Согласно традиционным представлениям о принципах подготовки спортсменов, основой спортивной подготовки является развитие общих физических качеств [4], которые затем трансформируются в специальные двигательные характеристики [5, 9, 10]. Однако утверждается, что человеческий организм не обладает физиологическими механизмами такой трансформации и что такая трансформация – невозможна [3]. Давно было указано, что специальные двигательные характеристики спортсмена должны развиваться в процессе технически правильного выполнения им двигательных актов, используемых им в его соревновательной деятельности [4, 8]. При этом в основе овладения техникой соревновательных движений лежат принципы формирования двигательных умений и двигательных навыков [1, 6, 8]. Указывается на специфичность приспособительных изменений организма каждого спортсмена, соответствующую специфике выполняемой им тренировочной работы [6, 8]. На основании вышеуказанного и одного из методов построения периодов подготовки спортсменов [2], высокая эффективность которого была доказана на практике, были разработаны современные принципы спортивной подготовки [7], которые были использованы в разработке современной методологии многолетней подготовки хоккеистов, основанной на принципах дифференциации и интеграции тренировочной работы [6, 11].
Цель исследования: сравнение эффективности традиционно используемого принципа и дифференцированно-интегративного принципа построения годичных циклов – в многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе.
Методы исследования: специальные спортивно-педагогические тестирования; метод ручной хронометрии; математические методы; расчет средних показателей разницы забитых и пропущенных за игру шайб; аналитический метод.
Организация исследований. В проведенном 6-летнем исследовании приняли участие команды хоккейной школы 2008 г. р. («контрольная» команда) и 2009 г. р. («экспериментальная» команда).
В многолетней подготовке хоккеистов «контрольной» команды использовался традиционный принцип построения годичных циклов подготовки, характеризующийся: противофазным волнообразным изменением объема и интенсивности тренировочных нагрузок в периодах годичных циклов подготовки; применением больших объемов тренировочных нагрузок общефизической направленности; вариативностью используемых средств и методов тренировочного воздействия [5, 9, 10 и др.].
Для многолетней работы с «экспериментальной» командой нами был разработан дифференцированно-интегративный принцип построения периодов подготовки хоккеистов, суть которого: круглогодичная дифференцированная работа над освоением специальных двигательных актов, необходимых хоккеистам для эффективных игровых действий на льду, развитие двигательных характеристик этих двигательных актов и параллельная интеграция приобретаемых и приобретенных хоккеистами специальных навыков в их игровую деятельность. Тренировочная работа была оптимизирована за счет ограничения объемов нагрузок и увеличения промежутков отдыха между выполняемыми упражнениями и заданиями. Построение микроциклов было стандартизировано на протяжении периодов формирования у хоккеистов навыков выполнения предлагаемых им упражнений специализированного и специального характера. Это обеспечивало формирование навыков регулярно используемых упражнений и развитие двигательных характеристик, обеспечивающих эффективное выполнение игроками этих упражнений. Смена каждого упражнения осуществлялась после формирования навыка его выполнения у большинства игроков команды, сопровождавшегося достижением хоккеистами более высоких результатов в выполнении данного упражнения. Интеграция формируемых двигательных навыков осуществлялась в процессе параллельной технико-тактической и тренировочно-соревновательной работы хоккеистов.
Результаты исследования. В Таблице 1 представлены среднегрупповые результаты ледовых тестирований хоккеистов «контрольной» (возрастная группа «15 лет») и «экспериментальной» (возрастная группа «14 лет») команд, проведенных в конце соревновательного сезона 2022-2023 гг. Представленные данные свидетельствуют о достоверно (p≤0,05, p≤0,005, p≤0,005) лучших среднегрупповых результатах выполнения хоккеистами «экспериментальной» команды упражнений «бег на коньках 30 м лицом», ««слалом» без шайбы» и ««слалом» с шайбой». Недостоверны (p≥0,09) различия среднегрупповых результатов выполнения хоккеистами «контрольной» и «экспериментальной» команд упражнения «бег на коньках 30 м спиной».
Таким образом, специальная дифференцированная подготовленность 14-летних игроков «экспериментальной» команды в соревновательном сезоне 2022-2023 гг оказалась лучше специальной дифференцированной подготовленности 15-летних игроков «контрольной» команды.
На Рисунке 1 представлены средние показатели разницы забитых и пропущенных за одну игру шайб хоккеистов «контрольной» и «экспериментальной» команд в играх 2017-2024 гг (возр. группы «9-14 лет»).
Рис. 1 Средние показатели разницы забитых и пропущенных за игру шайб – хоккеистов «контрольной» и «экспериментальной» команд в официальных играх сезонов 2017-2024 гг (возрастные группы «9-14 лет»)
Средние показатели разницы забитых и пропущенных за 1 игру шайб, продемонстрированные хоккеистами «контрольной» и «экспериментальной» команд в играх на первенства г. Москвы в сезонах 2017-2023 гг в возрастных группах «9-14 лет» – свидетельствуют о значительно лучшей соревновательной (интегративной) подготовленности хоккеистов «экспериментальной» команды – по сравнению с соревновательной (интегративной) подготовленностью хоккеистов «контрольной» команды.
«Контрольная» команда в официальных чемпионатах г. Москвы по хоккею среди команд, укомплектованных игроками 2008 г. р. в возрастной группе «12-13 лет» заняла 1-е место, в возрастных группах «13-14 лет» и «14-15 лет» – заняла 2-е места. «Экспериментальная» команда в чемпионатах г. Москвы по хоккею среди команд, укомплектованных игроками 2009 г. р. в возрастных группах «12-13 лет», «13-14 лет» и «14-15 лет» – заняла 1-е места.
О большей эффективности соревновательной деятельности хоккеистов «экспериментальной» команды – свидетельствуют результаты выступлений команд на всероссийских турнирах. В турнире на Кубок Владислава Третьяка U-14, 2022 года «контрольная» команда заняла 3-е место (средняя разница забитых/пропущенных за 1 игру шайб – 5,8). В турнире на Кубок Владислава Третьяка U-14, 2023 года «экспериментальная» команда заняла 1-е место (средняя разница забитых/пропущенных за 1 игру шайб – 13,8). На чемпионате России U15 в сезоне 2022-2023 гг «контрольная» команда заняла 4-е место (средняя разница забитых/пропущенных за 1 игру шайб – 4,1). На чемпионате России U15 в сезоне 2023-2024 гг «экспериментальная» команда заняла 1-е место (средняя разница забитых/пропущенных за 1 игру шайб – 8,1).
Заключение. Сравнение избранных показателей уровня специальной дифференцированной подготовленности хоккеистов и соревновательной результативности игроков «экспериментальной» команды доказывает существенно большую эффективность дифференцированно-интегративного принципа подготовки хоккеистов – по сравнению с традиционным принципом подготовки игроков в хоккей.
Выводы.
- В основе многолетней подготовки хоккеистов в спортивной школе должно лежать освоение игроками специальных двигательных умений и навыков, необходимых для игры в хоккей.
- Круглогодичное дифференцированное использование специализированных и специальных средств подготовки в тренировочном процессе юных хоккеистов – обеспечивает эффективный рост специальной тренированности игроков на протяжении их обучения на этапе спортивной специализации.
- Параллельная интеграция дифференцированной тренировочной работы в тактические игровые схемы и в соревновательную деятельность в хоккее – обеспечивает высокую эффективность соревновательной подготовки юных хоккеистов.
Литература:
- Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
- Бондарчук, А. П. Способы построения периодов развития спортивной формы / А. П. Бондарчук // Наука и современность, 2015, № 1(3). – сс. 35-63
- Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А. Н. Ворбьев – 2-е изд. – М., “ФиС”, 1977. – 255 с.
- Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. – М., 1966. – 200 с.
- Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
- Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
- Павлов, А. С. Спортивно-педагогические принципы, реализованные в комплексном методе построения периодов подготовки спортсменов / А. С. Павлов, Т. Н. Павлова // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2024. – сс. 61-63
- Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
- Balyi, I. Beyond Barcelona: a contemporary critique of the theory of periodization. Queensland pistol news (Australia). – Feb. 1993. – P. 15-17.
- Bompa, T. Periodization: Theory and Methodology of Training / T. Bompa, G. Haff // Human Kinetics; 5th Edition. – 2009. – 424 p.
- Pawelzig, G. Integration, desintegration, differenzierung und dedifferenzierung Komplexer dinamischer Systeme vom Typ der Wissenshaft / G. Pawelzig // Weltanschanung und Methode. – Berlin, 1969. – P. 52–73.
References:
- Bernshtein N. A. O lovkosti i ee razvitii [About dexterity and its development]. Moscow, Fizkul’tura i sport, 1991. 288 p.
- Bondarchuk A. P. [Methods for constructing periods of development of sports form]. Nauka i sovremennost’ [Science and modernity], 2015, no 1(3), pp. 35-63. (In Russ.)
- Vorob’ev A. N. Tyazheloatleticheskij sport. Ocherki po fiziologii i sportivnoj trenirovke [Weightlifting sport. Essays on physiology and sports, 2nd ed]. Moscow, “FiS”, 1977. 255 p.
- Zaciorskiy V. M. Fizicheskie kachestva sportsmena [Physical qualities of an athlete]. Moscow, 1966. 200 p.
- Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [Tekst]: uchebnik dlya vuzov fizicheskoj kul’tury [General theory of sports and its applied aspects: textbook for universities of physical culture]. Moscow. Sovetskij sport, 2010. 340 p.
- Pavlov A. S. Hokkey. Osnovy teorii i metodiki [Hockey. Fundamentals of theory and methodology]. Moscow, 2023. 148 p.
- Pavlov A. S. [Sports pedagogical principles implemented in a complex method for constructing periods of training for athletes] Pedagogika v teorii i na praktike: aktual’nye voprosy i sovremennye aspekty: sbornik statej XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Pedagogy in theory and practice: current issues and modern aspects: collection of articles XVIII International Scientific and Practical Conference], 2024. pp. 61-63. (In Russ.)
- Pavlov S. E. Fiziologicheskie osnovy podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov: Uchebnoe posobie dlya studentov VUZov fizicheskoj kul’tury [Physiological foundations of training qualified athletes: A textbook for students of physical education universities]. Malahovka, 2010. – 88 p.
- Balyi I. [Beyond Barcelona: a contemporary critique of the theory of periodization]. Queensland pistol news (Australia), 1993, pp. 15-17.
- Bompa T., Haff G. Periodization: Theory and Methodology of Training. Human Kinetics; 5th Edition, 2009. 424 p.
- Pawelzig, G. [Integration, desintegration, differenzierung und dedifferenzierung Komplexer dinamischer Systeme vom Typ der Wissenshaft]. Weltanschanung und Methode (Berlin), 1969. pp. 52–73.
Павлов Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, Москва, Россия
Деев Михаил Викторович, тренер, хоккейная школа ЦСКА, Москва, Россия
Для цитирования:
Павлов, А.С. Дифференцированно-интегративный принцип многолетней подготовки хоккеистов спортивной школы / А.С. Павлов, М.В. Деев // Спортивно-педагогическое образование. – 2024. – № 3. – С. 00–00.