Павлов С. Е., к.м.н.; Миляев В. П. (теннисный Центр РГУФКСиТ); Павлова Т. Н., к.п.н. (кафедра плавания РГУФКСиТ)
Поиск новых эффективных нефармакологических средств и методов восстановления после тренировочных нагрузок в спорте высших достижений особо актуален в связи с ужесточением антидопингового законодательства. «Мышца не только может при укорочении преобразовывать химическую энергию в работу, но также способна обратно превращать работу в химическую энергию, если эта работа производится внешней силой, вызывающей ее удлинение» (Abbot B. C., Aubert X. M., Hill A. V., 1951). Дж. Бендолл (1970) высказал предположение, что «поглощаемая во время растяжения работа расходуется на то, чтобы сдвинуть в обратном направлении какую-то химическую реакцию».
Повышение функциональных свойств мускулатуры при пассивном растяжении, очевидно связано не только с изменением непосредственно физико-химических свойств в растянутых мышцах, но и с влиянием на них центральной нервной системы. В этом отношении очень интересны исследования Hellweg C., Meyer-Lohman J., Benecke R., Windhorst U. (1947), которые в опытах на животных регистрировали импульсную активность клеток Реншоу. В 90% случаев частота и длительность фазных ответов клеток Реншоу увеличивалась с повышением амплитуды и скорости растяжения мышцы. «…Эксперименты показывают, что пассивное растяжение «рабочих» мышц кроме срочного эффекта вызывает и кумулятивный. У спортсменов, регулярно применяющих на тренировках пассивное растяжение «рабочих» мышц, спортивные результаты (при прочих равных условиях) выше, чем у атлетов, которые не используют этот метод» (А. Н. Воробьев, 1977).
В предварительных экспериментах с участием 14-16-летних спортсменов (специализация хоккей, теннис) оценивалась возможность использования в качестве средства восстановления после тренировочных нагрузок аппаратного вытяжения (вытяжной стол «Anamotor 13001» Hill Laboratories company). В эксперименте оценивали объективные и субъективные показатели специфической деятельности атлетов в последующих за сеансами аппаратного вытяжения тренировочных занятиях.
Экспериментально подтверждено предположение об эффективности использования в качестве средства восстановления после тренировочных нагрузок аппаратного вытяжения тела атлетов, специализирующихся в игровых видах спорта.
Кроме того, индивидуальные «реакции» атлетов (специфика и выраженность этих «реакций» обусловлена, в том числе, фенотипом каждого из испытуемых, его спортивной специализацией, уровнем его спортивного мастерства и проч.) на действие указанных процедур позволяют думать о наличии некоего «тренирующего» эффекта аппаратного растяжения тела. Можно предполагать, что помимо локальных процессов в подвергшихся растяжению мышцах и тканях под воздействием вышеуказанной процедуры запускается целый комплекс системных рефлекторных механизмов, инициируемых рецепторным аппаратом тела спортсмена.
Таким образом, оправдано дальнейшее изучение эффективности использования в спорте аппаратного вытяжения, как средства восстановления после тренировочных нагрузок.
Павлов С. Е., Миляев В. П., Павлова Т. Н. Аппаратное вытяжение как средство восстановления после тренировочных нагрузок в игровых видах спорта. – XII Международный научный конгресс «Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех»: материалы конференций. – М.: Физическая культура, 2008. – Т. 2. – С. 338.