Pavlov S.E., Pavlova T.N.
The book «Technology of complex training of qualified sportsmen» by S.E.Pavlov and T.N.Pavlova is addressed to professionals dealing with training of qualified athletes: to sport managers, trainers and coachers, doctors in sports medicine, sportsmen. For the first time in practice the present work examines the main components of the process of training athletes from the present day physiological positions. In the book there is proved the necessity of physiologically justified complex approach to the organization of training process; criticized a widespread practice of periodically-variable structure of training process; indicated tendencies of development of sporting training theory and methodology; special attention is paid to modern principals, means and methods of medical and biological security of sportsmen’s callisthenic. With this, the service of medical and biological security of sportsmen’s calisthenics is considered to be an inseparable part of sportsmen’s callisthenic as a whole.
In the book there are subjected to the proved criticism existing views on the aims, tasks, principals and main component parts of the sports medicine. For the first time it is stated that it is necessary to introduce into sports medicine a continuous functional control over the level of the athletes’ readiness for training and competitive activity, there are described principles of organization of functional control service, suggested modern means and methods of functional control in sport; considered modern ideas about mechanism of the development of tiredness and fatigue of sportsmen; suggested practically approved and most effective means and methods of prophylaxis of such state appearance. There are described means and methods used in a complex of arrangements on special efficiency, training and sports potency of athletes rise. There are presented certain results of the experiments and practical work on rise of special working capacity, training and sports potency of athletes. It is stated about creation of qualified sportsmen’s training technology complex and described its component parts.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень спортивных достижений сегодняшнего дня предъявляет высочайшие требования, прежде всего, — к специалистам, занимающимся подготовкой спортсменов высшей квалификации. Но следует понимать, что разделение многолетнего процесса подготовки спортсмена на периоды от юношеского спорта до спорта высших достижений во многом условно, ибо этот путь — единое целое, и ошибки, допущенные тренером на любом из этапов этого пути, могут привести к невозможности в дальнейшем достижения спортсменом спортивных вершин.
Образовательный уровень тренера сегодня не может ограничиваться исключительно педагогическими знаниями, тем более, что объектом его деятельности является человек в своем сложном взаимоотношении со Средой. Спортивным специалистам следует понимать, что законы физиологии — единственное, на чем может базироваться теория спортивной тренировки. Изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране сегодня уже не позволяет тренерам «перемалывать», как раньше, огромное количество «материала» в надежде, что какой-нибудь суперталант сможет подняться на вершину спортивного Олимпа не благодаря, а вопреки применяемым методикам спортивной тренировки. Именно целенаправленное преобразование теоретических и методических основ спортивной тренировки на основе физиологических знаний и внедрение их в практику подготовки российских спортсменов – обязательное условие возвращения нашей стране потерянного лидерства на спортивных аренах.
Последние десятилетия охарактеризованы все более возраставшим год от года и на сегодняшний день достигшим своего апогея недоверием тренеров к нынешней «спортивной медицине». Однако снижение значимости «спортивной медицины» в единственной области человеческой деятельности, благодаря которой эта специальность собственно и может существовать, не вызывает сочувствия. Нынешние «спортивные врачи» должны понимать, что изначальная причина создавшейся ситуации — не в предвзятости и не в менталитете тренеров, а в неспособности в течение уже нескольких десятилетий официальной отечественной «спортивной медицины» соответствовать своему назначению [С.Е.Павлов, 2000, 2009].
«Спортивная медицина», едва зародившись, уже в 60-70-х годах ХХ века остановилась в своем развитии, а к середине 80-х фактически перестала существовать. Одной из причин этой, долгое время никем не признаваемой «смерти», стало несоответствие содержания медицинской специальности «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» требованиям спорта. Вообще, «лечебная физическая культура» («ЛФК») – раздел клинической медицины занимающийся лечением и профилактикой заболеваний методами физической культуры и одновременно — раздел физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности. Соответственно: «ЛФК» — отдельная медицинская специальность, не имеющая непосредственного отношения к спорту, которая в реальной спортивной медицине может быть лишь ее частью в составе службы медицинской реабилитации спортсменов. То, о чем мы в течение 15 лет предупреждали, случилось: «Медицинское сопровождение спорта в стране уничтожено» — свидетельствует директор Центра инновационных спортивных технологий департамента физкультуры и спорта Москвы Давид Чичуа (Газета GZT.RU, 18 ноября 2008). Но — уникально: сегодня те, кто, многие годы бессменно занимая главенствующие посты в официальной «спортивной медицине», фактически и уничтожили всей своей деятельностью (а, точнее, — непрофессионализмом и бездеятельностью!) ее зачатки, вновь заняв «командные высоты», выступают за «реанимацию» нежизнеспособного, искусственного конгломерата «ЛФК и спортивная медицина» или «Реабилитация больных и инвалидов и спортивная медицина»: «Главный специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине Минздравсоцразвития доктор медицинских наук профессор Борис Поляев согласился с тем, что система медсопровождения спорта «обветшала». Однако, по его мнению, вскоре будут предприняты попытки реанимации». (Газета GZT.RU, 18 ноября 2008). Да с тем же успехом можно пытаться «реанимировать» разложившийся труп!
Кстати, вышеупомянутые «специалисты» по «спортивной медицине» за многие десятилетия и по сей день так и не смогли выработать единого, соответствующего реалиям определения данной отрасли медицинской науки и практики. Согласно одному из существующих определений, спортивная медицина является отраслью медицинской науки и практики, призванной заниматься проблемами охраны здоровья людей, занимающихся физической культурой и спортом. Автор многочисленных книг по «спортивной медицине» профессор Г.А.Макарова (2002), «возмущаясь» по поводу существующего в нашей стране объединения «ЛФК» со «спортивной медициной», предлагает взять на вооружение принятое за рубежом определение: «Спортивная медицина – объединение всех теоретических и практических направлений, объектом исследований и профессиональной деятельности которых являются лица, занимающиеся физической культурой и спортом». Но даже элементарный анализ этого и всех ранее существовавших определений «спортивной медицины» дает возможность подвергнуть сомнению их состоятельность, прежде всего потому, что физическая культура и спорт – две различные ветви общечеловеческой культуры, кардинально различающиеся в целях, задачах, средствах и методах достижения целей и решения задач. Еще римский врач Клавдий Гален (129-201 г. н. э.) осознавал разницу между оздоровительными и спортивными физическими упражнениями. Если основной целью физической культуры всегда являлось и является воспитание здоровой, гармонично развитой личности, то в спорте здоровье является лишь одним (и, кстати, далеко и не всегда – обязательным!) из условий достижения высшего спортивного результата. И следует понять, что наблюдение за здоровьем физкультурников вообще не требует создания в стране специальной медицинской службы – с этим гораздо лучше и без дополнительных затрат со стороны государства справятся поликлинические структуры. Спорт же на всех его уровнях требует особого внимания медицины. Но особой медицины – медицины спорта!
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на заседании Президентского Совета по развитию физической культуры и спорта в Сочи 26 марта 2010 года, говоря об итогах выступления Олимпийской сборной России в Ванкувере, заявил: «Обнажились серьезные недостатки в системе подготовки спортсменов. Она должна быть ориентирована на самого спортсмена. Во всех развитых странах программы и методики тренировок составляются с учетом индивидуальных особенностей каждого будущего олимпийца — так чтобы на старт он выходил на пике своей формы. Здесь главным вопросом становится уровень медико-биологического и научного обеспечения сборных».
Руководитель Союза биатлонистов России Михаил Прохоров в своем кратком анализе ситуации в российском спорте в «Живом журнале» пишет: «Спортивная медицина у нас практически ликвидирована как класс: нет такой профессии — спортивный врач». И далее он заявляет о необходимости «возврата в Министерство спорта ответственности за развитие спортивной медицины с закреплением статуса спортивного врача с соответствующим социальным пакетом, формирование 4-5 медико-биологических проблемных лабораторий для нужд спорта на базе существующих академических и учебных заведений. Открытие учебных кафедр по подготовке дефицитных спортивных профессий, разработка стандартных методик подготовки спортсменов от детей до высшего уровня».
Сегодня существует насущная необходимость создания единой специализированной службы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, которая «охватывала» бы весь спорт (от «детско-юношеского» до «элитного»). Но создание такой службы упирается, прежде всего, — в отсутствие квалифицированных кадров. То есть – в отсутствие спортивных врачей как таковых. В коротком сообщении «Московского Комсомольца» от 21.07.2010 под названием «Спортивных врачей будет едва ли не больше, чем атлетов» утверждается: «У 129 команд сборных России вообще нет никакого медицинского обеспечения (они не имеют даже штатного массажиста)». Руководитель ФМБА В.В.Уйба в докладе Председателю правительства России В.В.Путину в ноябре 2010 г. сказал: «Первое — это кадры. У нас сегодня 244 сборных и необходимо 700 специалистов — это спортивные врачи, специалисты по массажу, психофизиологи. Поэтому задача к 2012 году — укомплектовать летние сборные на современном уровне подготовленными специалистами». На самом деле только для сборных команд России специалистов по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов требуется в десятки раз больше! Но сегодня ни в России, ни за рубежом не существует ни одного учебного заведения, реально занимающегося обучением требуемых спорту специалистов по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов. Начальник отдела медобеспечения сборных команд России Михаил Береснев свидетельствует: «Специализированные кафедры медвузов готовят специалистов по реабилитологии, лечебной физкультуре, фитнесу, но не врачей, которые могли бы полноценно работать с командами спортсменов» (Газета GZT.RU, 18 ноября 2008). И, более того, — ни одна из «профилированных» кафедр медицинских ВУЗов страны сегодня просто не в состоянии обеспечить подготовку спортивных врачей в связи с отсутствием на самих кафедрах специалистов по собственно спортивной медицине и из-за элементарного отсутствия у руководителей и сотрудников этих кафедр даже малейшего представления о том, что такое спортивная медицина и каковы ее цели и задачи. Кроме того, законодательная и образовательная базы медицинских ВУЗов просто не позволяют им заниматься подготовкой специалистов по спортивной медицине.
Сегодня «спортивная медицина» распоряжением «сверху» передана в ведение Мнздравсоцразвития. По этому поводу С.Н.Португалов, заместитель директора ВНИИФК, ведущий спортивный фармаколог России в своем интервью газете «Московский Комсомолец» (№ 25221 от 30 ноября 2009 г. «Лечить ли горло феном?») высказал свое мнение: «Непонятно как будет устроено это обслуживание спортсменов. … У нас Минздрав не самое преуспевающее министерство. Они что, решили уже все проблемы со здоровьем населения? Если на них еще и спорт повесить, то, мне кажется, кризис в этой области не скоро разрешится. … Хотелось бы знать, а где найдут такое количество специалистов, которые способны ориентироваться в проблемах спорта? Это ведь довольно специфическая вещь. И это, поймите правильно, не значит, что здесь, в спортивной медицине, работают Эйнштейны, а там – никого нет. Просто в проблемы спорта люди годами врастают…». Двукратная олимпийская чемпионка, Депутат Государственной Думы РФ Светлана Ишмуратова в той же статье высказалась еще более кратко и конкретно: «Система здравоохранения и система спорта – две разные вещи».
И, наконец: Министерству Здравоохранения и социального развития России вообще не нужен ни сам спорт (находящийся в сфере внимания Министерства спорта, туризма и молодежной политики России), ни работоспособная и эффективная спортивная медицина! Максимум на что способен сегодняшний Минздравсоцразвития – это на возрождение некогда уже существовавшего «суррогата» из «ЛФК» (или – вновь изобретенной «медицинской реабилитации») и допотопного врачебного контроля физкультурников. К слову: эта «допотопность» обусловлена издревле бытующими представлениями врачей о целях, задачах и методах врачебного контроля и никоим образом не может быть устранена исключительно введением во врачебный контроль современных методов медицинского обследования. И логичен вопрос: а зачем заново создавать «спортивную медицину», изначально игнорирующую требования современного спорта?
Каковы же требования, предъявляемые спортивному врачу его специальностью? В основе специального образования любого врача лежат базовые дисциплины, без которых он не может состояться как врач: анатомия, физиология, биохимия и др. Однако спортивный врач должен изучить эти дисциплины еще и в разрезе специфики спортивной деятельности человека. Так, спортивный врач обязан досконально знать спортивную морфологию. Но программа курса нормальной анатомии медицинских институтов не предусматривает даже поверхностного ознакомления с тонкостями спортивной морфологии. Спортивному врачу абсолютно необходимы глубокие знания системной физиологии (а не просто — частной физиологии, преподаваемой сегодня в медицинских и спортивных ВУЗах). Именно в этой области сегодня благодаря теоретическим и практическим работам отдельных советских и российских исследователей [П.К.Анохин, 1975, 1980 и др.; С.Е.Павлов, 1999, 2000, 2009 и др.] сделан огромный шаг вперед, хотя и отечественные, и заграничные «апологеты» от медицины и физиологии с удивительным упорством цепляются за свои безнадежно безграмотные представления о процессе адаптации. Им и их последователям следовало бы знать и помнить, что истинный ученый обязан постоянно перепроверять и подвергать критическому анализу старые и вновь полученные знания – на пути к постижению истины, а не пережевывать десятилетиями «жвачку» из чужих и собственных домыслов. В науке всегда следует пытаться ответить на вопрос «что есть истина? — а не: что считается истиной?» [К.Маркс. Полное собрание сочинений, изд. 2-ое, т. 1, стр. 101]. Пересмотр господствующих сегодня представлений об адаптации Г.Селье (1958 и др.), Ф.З.Меерсона (1981), Ф.З.Меерсона, М.Г.Пшенниковой (1988), В.Н.Платонова (1988) и др. с позиций теории функциональных систем [П.К.Анохин, 1975, 1980 и др.; С.Е.Павлов, 1999, 2000, 2009 и др.] позволил описать реально работающие законы адаптации [С.Е.Павлов, 1999, 2000, 2009 и др.] и внести существенные и, главное, действенные коррективы в находящуюся в глубоком кризисе (об этом, в частности свидетельствует содержание и характер дискуссии, прошедшей в 1997-1999 гг. по страницам журнала «Теория и практика физической культуры» с участием таких «корифеев» теории и методики спорта как Л.П.Матвеев, Ю.В.Верхошанский, Ф.П.Суслов, В.П.Филин и др.) теорию спортивной тренировки. Ситуация, сложившаяся сегодня в спортивной педагогике, вообще уникальна: искусственно созданные теории безапелляционно принимаются практиками и тиражируются вне зависимости от приносимых ими результатов [С.Е.Павлов, 1999, 2000, 2009 и др.]. Но: «Принимая что-либо на веру, наука совершает самоубийство» — Томас Генри Хаксли. Некогда физкультурный теоретик Л.П.Матвеев выдумал свою «универсальную» теорию периодизации подготовки спортсменов. О несостоятельности данной теории одним из первых в нашей стране заговорил профессор Ю.В.Верхошанский, предъявив своим оппонентам обвинение в отрыве постулируемых ими концепций от существующих на тот момент физиологических представлений о процессе адаптации организма к тренировочным нагрузкам. Им же взамен «периодизационной» теории тренировки Л.П.Матвеева был предложен совершенно иной, более логичный принцип построения тренировочного процесса. Однако и попытка Ю.В.Верхошанского поставить спортивную педагогику на физиологические «рельсы» оказалась неудачной в связи с тем, что в качестве физиологической базы своей концепции он использовал не отвечающие реалиям представления об адаптации в редакции Селье–Меерсона-Платонова [Г.Селье, 1960 и др.; Ф.З.Меерсон, 1988 и др.; В.Н.Платонов, 1988, 1997 и др.;]. Но еще в 1976 году авторитетнейший спортивный физиолог Н.Яковлев писал, что тренировка — процесс адаптационный. А потому, любой тренер, осознавая тот факт, что точка приложений его усилий – организм спортсмена (целостная физиологическая единица), в своей работе должен опираться на реально работающие законы физиологии.
В соответствии с реально действующими законами Природы, единицей адаптации может являться только целостная функциональная система с присущими ей конкретными промежуточными и конечным результатами. В спорте такой целостной и предельно специфичной функциональной системой может являться специфический двигательный акт (сумма двигательных актов) спортсмена, всегда осуществляемый в неких конкретных условиях и характеризуемый, прежде всего, конечным (спортивным) результатом данного акта. К слову: с этих позиций любое «лабораторное» тестирование и его результаты, полученные вне непосредственной спортивной деятельности испытуемого, могут быть лишь отдаленно информативны в плане оценки уровня готовности атлета к выполнению этой конкретной спортивной деятельности. При этом, именно индивидуальный результат конкретной спортивной деятельности конкретного спортсмена является единственным истинным критерием оценки уровня его специальной спортивной готовности. Любые дополнительные результаты проводимых исследований (педагогические, медико-биологические, психологические), полученные даже в процессе выполнения спортсменом специфических (по отношению к его соревновательной деятельности) двигательных актов, позволяют в лучшем случае оценить готовность к этой конкретной деятельности отдельных компонентов данной функциональной системы (конкретного поведенческого, двигательного акта). Не отвергая ценности дополнительной информации об уровне функционирования отдельных компонентов конкретных функциональных систем (поведенческих актов, двигательных актов), которая может быть получена с использованием биомеханических, биохимических, физиологических и других методов исследования, мы, тем не менее, утверждаем, что данные, полученные с помощью этих методов будут лишь относительно информативны и то только в том случае, если они изучаются в рамках «работы» предельно специфичной (по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена) функциональной системы. Так оценка любых физиологических или биохимических показателей в процессе выполнения неспецифической (опять же — по отношению к основной соревновательной деятельности) для спортсменов нагрузки на велоэргометре или тредбане не может служить основанием для сколь либо корректных выводов об уровне специальной работоспособности спортсмена. И если, наконец, принять как факт, что нет плавания «вообще», бега «вообще», прыжков «вообще» и т. д. (и, кстати, — нет работы «вообще», а, значит, нет «общей работоспособности» и ее никоим образом нельзя оценить!), а есть предельно специфические виды деятельности, которые только по неким общим признакам могут быть объединены в определенные группы, то следует признать, что не может существовать единого универсального и, при этом, абсолютно информативного теста (и даже комплекса тестов) для, например, оценки специфической работоспособности пловца-спринтера и пловца-стайера.
С системных позиций совершенно по-другому выглядят принципы организации тренировочного процесса, по-другому решаются проблемы восстановления и повышения работоспособности спортсмена [С.Е.Павлов, 2009]. И именно системный подход дает ключ к пониманию отличия спортивной медицины от других медицинских специальностей: в спорте «нормой» функционирования человеческого организма является специфическая спортивная деятельность спортсмена – в отличие от «обычной» медицины, в которой «нормой» является обыденное существование человека. Спортивная медицина обязана изучать и наблюдать спортсмена, прежде всего, — в процессе осуществления им этой специфической спортивной деятельности, а спортивный врач вместе с тренером должен готовить его именно к этой деятельности.
Спортивный врач обязан знать особенности течения биохимических процессов в организме спортсмена – без этих знаний трудно ожидать от врача грамотных рекомендаций, в том числе — по проблемам восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Но курс биохимии спортивной деятельности для спортивных врачей (равно как и для тренеров) должен «отражать» не столько частные процессы, происходящие в искусственно «выделенных» для аналитического изучения исследователем клетках и тканях, сколько раскрывать (на основе представлений об абсолютной, но не линейной взаимосвязи физиологических и биохимических процессов в организме) особенности биохимического функционирования систем организма в процессе выполнения спортсменами их специфической деятельности.
В обязательном порядке в «багаже» спортивного врача должны присутствовать доскональные знания теории и методики спортивной тренировки, спортивной фармакологии, спортивной психологии, гигиены спорта.
Спортивный врач обязан знать основы теории и методики спортивной тренировки. Без знаний в этой области он не может состояться как специалист по спортивной медицине. Однако сегодня при «создании» этого курса для спортивных врачей следует учитывать многочисленные кардинальные разногласия, возникшие в данном направлении спортивной науки в последние десятилетия [Л.Матвеев, Ф.Меерсон, 1984; Л.П.Матвеев, 1997; Ю.В.Верхошанский, 1998; Ф.П.Суслов, В.П.Филин, 1998; и др.]. Анализ данных разногласий дает основания считать, что курс основ теории и методики спортивной тренировки должен быть построен заново при непосредственном участии физиологов новой формации и преподаваться будущим спортивным врачам и спортивным педагогам, прежде всего, — с физиологических позиций.
Спортивный врач обязан владеть методами современной психодиагностики. Но следует отметить, что современная психология оторвана от физиологических реалий. До их пор не оправдались надежды И.П.Павлова на то, что «…настанет время «законного брака» физиологии с психологией» [Павловские среды. Т.2. М.-Л., 1949]. В связи с этим нам остается лишь прогнозировать и по мере сил способствовать появлению нового направления науки – психофизиологии спорта.
Спортивная фармакология — одно из важнейших направлений функциональной реабилитации спортсменов. Но это направление никогда не разрабатывалось официальными органами здравоохранения и всегда являлось прерогативой подведомственных Комитету по физической культуре и спорту СССР и России закрытых структур. Сегодня ни в одном из ВУЗов страны не только не готовят специалистов по спортивной фармакологии, но эта дисциплина, как и вышеуказанные, ни в каком варианте никогда не входила и не входит в программу подготовки «специалистов» по «восстановительной медицине, спортивной медицине, лечебной физкультуре и физиотерапии» (шифр специальности 14.03.11).
Современная спортивная медицина — это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов. Основная цель спортивной медицины – медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях. При этом медико-биологическая подготовка спортсменов – неотъемлемая составляющая их подготовки в целом, призванная решать целый ряд специфических задач. Основные задачи спортивной медицины: медико-биологический отбор и допуск к занятиям тем или иным видом спорта в соответствии с генетически и фенотипически обусловленными возможностями индивидуума; допуск к занятиям спортом и спортивным тренировкам на основании информативной многовариантной оценки состояния здоровья индивидуума; контроль за уровнем функциональной готовности спортсмена к осуществлению им избранной спортивной деятельности – всегда на основе использования принципа мультипараметрической оценки характеристик совершаемой им специфической работы и принципа мультипараметрической оценки реакций организма спортсмена на совершаемую им тренировочную и соревновательную работу; коррекция динамики функциональной готовности спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности с использованием специфических корригирующих комплексов, включающих средства и методы, разработанные на основе методов клинической медицины, традиционной народной медицины; обеспечение роста тренированности (повышение специальной работоспособности) спортсмена с использованием физиологически обоснованных специфических комплексных (педагогических, медико-биологических, психологических) воздействий на организм спортсмена; профилактика и лечение травм и заболеваний спортсменов в процессе их специфической деятельности и вне ее; реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний; экстренная помощь при травмах и неотложных состояниях спортсменов; контроль за соблюдением спортсменами гигиенических требований, способствующих снижению заболеваемости и росту тренированности; контроль за применением в спорте фармакологических препаратов.
В соответствии с задачами определены главные составные части спортивной медицины: врачебный контроль в спорте; функциональный контроль в спорте; функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности; терапия соматических заболеваний спортсменов; спортивная травматология; медицинская реабилитация спортсменов; неотложная медицинская помощь в спорте; гигиена спорта; служба допинг-контроля. Необходимость практического решения задач современной спортивной медицины определяет огромный объем работы, требующего введения бригадного метода для непосредственного медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов.
Врачебный контроль – одна из «традиционных» составных частей спортивной медицины. Однако подавляющая часть «специалистов» по «спортивной медицине» до настоящего времени считает, что врачебный контроль собственно и есть спортивная медицина. Следует упомянуть о недопустимой ограниченности аппаратной и методологической базы сегодняшнего врачебного контроля и о физиологически неоправданной амбициозности специалистов в данной области в плане их возможностей в оценке «функциональных состояний» спортсменов. Сегодня необходимо четко определить функции специалистов по врачебному контролю. Очевидно, это должны быть, прежде всего, экспертно-медицинские функции, направленные на оценку уровня здоровья спортсмена, выявление явных и скрытых патологических процессов, прогнозирование течения выявленных патологических состояний (в обязательном порядке опираясь на знания всех нюансов и особенностей спортивной подготовки каждого конкретного спортсмена). Современный врачебный контроль в спорте сегодня не может считаться полноценным без введения в него генетических методов исследования, позволяющих своевременно оценить, предупредить и исключить риски провоцируемых чрезмерными тренировочными нагрузками заболеваний и смертей.
«Без решения проблемы обеспечения здоровья спортсменов и создания специальных центров мониторинга функционального состояния прорыв в результатах российского спорта невозможен. Как директор Центра инновационных технологий я занимаюсь проблемой подготовки здоровых спортсменов уже три года, – рассказал Давид Чичуа. – И мы увидели, что за последние 25 лет исследования в этой части спортивной медицины не получили ни копейки денег, тут не было создано ни одной технологии и направление попросту исчезло. Оно практически полностью уничтожено! Вся спортивная медицина у нас свелась к клинической части – травматологии, лечению спортсменов. А в Англии, Корее, Китае, Японии, Австралии уже созданы новейшие компьютерные технологии, которые позволяют в течение всего периода подготовки фиксировать функциональное состояние спортсмена, вырабатывать рекомендации. … Однако один центр – это капля в море. В России их должны быть сотни, при каждом более или менее крупном комплексе, где идет подготовка спортсменов. На мой взгляд, убежденность в том, что педагогический аспект подготовки превалирует, — глубочайшее заблуждение. Сколько ни говори спортсмену, как надо тренироваться, если его организм не соответствует этим нагрузкам и требованиям, никаких результатов не получишь. Именно поэтому без решения проблемы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов мы не сумеем остановить тот спад результатов, который наблюдаем сейчас, и никакой прорыв невозможен».
В основе современного функционального контроля в спорте должен лежать постулат о невозможности оценки «деятельности» целостных функциональных систем (функциональных систем поведенческих актов) организма человека на основании данных о «работе» отдельных компонентов этих систем и правило об абсолютной «функционально-структурной» специфичности поведенческих (более узко — двигательных) актов человека. Принятие этих физиологических законов ставит функциональный контроль в строгие рамки и «привязывает» его к тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Участвовать в проведении функционального контроля могут и специалисты по врачебному контролю, но функциональный контроль по своему содержанию — в большей степени физиолого-педагогическое, нежели врачебное мероприятие со многими несвойственными врачебному контролю задачами. С другой стороны, регулярно высказываемые в течение уже не одного десятилетия претензии физиологов на право проведения функционального контроля, также не могут быть обоснованы, поскольку одна из его задач — выявление пограничных и патологических состояний, которые в ряде случаев могут быть диагностированы только при совершении спортсменом специфической деятельности. Кроме того, именно данные функционального контроля должны служить «материальным» основанием для использования тех или иных средств и методов функциональной реабилитации спортсмена, что должно являться уже сугубо врачебной прерогативой. Таким образом, функциональный контроль (непрерывный, периодический, этапный), в обязательном порядке осуществляемый в «полевых» условиях (условиях, тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена) – должен стать неотъемлемой частью спортивной медицины. Более того — в современном профессиональном спорте необходима ежедневная (мониторинговая) оценка адекватности предлагаемых спортсменам тренировочных нагрузок их динамически меняющемуся уровню функциональной готовности к тренировочной работе и соревновательной деятельности. При этом любые полученные в таких ежедневных исследованиях данные о каждом спортсмене должны быть доступны не только тренерам, но и специалистам, осуществляющим в общем процессе их подготовки специализированные восстановительные мероприятия и мероприятия связанные с повышением специальной работоспособности спортсменов. И если учесть возможность при мониторинговом типе наблюдений за динамикой функциональной готовности спортсмена немедленного получения информации, то становится реальным обоснованное и своевременное внесение корректив и в педагогическую, и в медико-биологическую составляющие его подготовки. С указанных позиций открывается путь для создания максимально эффективных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Вне всякого сомнения: одна из главных причин роста в последние годы числа смертей в современном спорте – абсолютно необоснованно «взвинченные» сегодня спортивными педагогами тренировочные нагрузки. Но, кстати, вина за стремление тренеров нагрузить своих подопечных «по максимуму» лежит, прежде всего, — на совести «апологетов» от спортивной педагогики, многие годы несущих как знамя бредовый тезис о том, что рост тренированности спортсмена невозможен без стрессовых тренировочных нагрузок. То, что это не так, давно уже доказано, в том числе, — на практике. Но, чтобы работать по-другому и получать более высокие спортивные результаты, нужно обладать целым комплексом специальных современных тренерских знаний. Вопрос, не имеющий ответа: в каком учебном заведении России сегодня можно получить современные знания, требуемые тренеру для квалифицированной работы? Когда президент России упрекнул спортивные ВУЗы страны в низком уровне преподавания тренерских дисциплин (если бы это еще хоть кого-то обеспокоило!), он был, конечно, прав. Но и ему, и нашему спортивному руководству следовало бы знать, что, ни наши ведущие клубные тренеры, ни, тем более – тренеры-иностранцы, работающие ныне в России, реально вообще никогда ничему не учились (они всю жизнь играли в футбол, хоккей, баскетбол и т. д. и получили лишь формальное «образование»). И если нынешних хозяев профессиональных спортивных клубов устраивают в роли тренеров «чайники» — флаг им в руки – пусть нанимают, кого хотят. Но когда дело касается здоровья (а, тем более, – жизни!) спортсменов – надо четко знать, кто на самом деле виноват и кто должен за все отвечать!
Отдаленным прообразом для построения системы функционального контроля в какой-то степени могли бы послужить комплексные научные группы, некогда работавшие со сборными командами страны. Однако минусом работы прежних комплексных научных групп, фактически сводившим к нулю ее «стоимость», было реальное отсутствие единого системного принципа в оценке данных, получаемых чаще всего в абсолютно не связанных между собой исследованиях. Система функционального контроля в современной спортивной медицине должна строиться только в соответствии с четким пониманием стоящих перед исследовательским коллективом задач и основываться на принципах функциональной системности.
Создание специализированной службы функциональной реабилитации спортсменов и повышения их спортивной работоспособности – одна из насущнейших проблем современного спорта. Однако эти проблемы даже в сборных командах страны сегодня пытаются решать преимущественно фармакологическими средствами. Но проблема восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок не может решаться исключительно с позиций использования фармакологических средств – эта проблема требует комплексного решения с применением как средств и методов фармакологии, так и средств и методов физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и проч. Более того, российскими учеными разработаны высокоэффективные методы восстановления и повышения спортивной работоспособности. Но эти методы напрочь игнорируются спортивными практиками всех уровней. В уже упоминавшемся выше докладе руководителя ФМБА В.В.Уйбы Председателю Правительства РФ В.В.Путину прозвучало: «…Сегодня есть порядка 40 технологий, которые позволяют восстанавливать. Держать спортсмена во время нагрузки, предельных нагрузок на пике спортивной формы — без технологий, просто на физике сегодня, конечно, спортсмену не выиграть». Но мало того, что насчет «40 технологий» глава ФМБА мягко говоря «загнул» (их вообще в десяток раз меньше!), самое главное – нынешнее «спортивно-медицинское» подразделение ФМБА вообще не владеет ни одной из таких технологий и это – факт!
Для специалистов не секрет, что диагностика и лечение соматических и инфекционных заболеваний у спортсменов имеет свои особенности и почти всегда требует от врача нестандартных решений. Вышеупомянутые особенности, прежде всего, должны быть изучены. Но задача изучения особенностей течения соматических и инфекционных заболеваний у спортсменов обуславливает необходимость знания врачом особенностей «нормального» функционирования человеческого организма в различных видах спортивной деятельности. Таким образом, мы вновь приходим к необходимости использования в медицине системных физиологических знаний и далее – необходимости создания общей теории болезни, без которой современная медицина вынуждена заниматься частностями. Надо сказать, что в середине XX века имели место попытки создания общей теории болезней, но по ряду объективных и субъективных причин они были малопродуктивны. И вспомнив о том, что согласно R.Virchow (1859) «…для каждой патологической формы существует физиологический образец, и что происхождение такой формы всегда может быть сведено на один из предсуществующих уже в организме образовательных процессов», оценив направленность развития современной медицины в основном в сторону изучения частных патологических процессов в организме человека и признав несостоятельность господствующих по сей день «несистемных» представлений об адаптации – следует констатировать неготовность и современной медицины к решению данной задачи. Сделав вывод из вышесказанного, можно «обнародовать» крамольную мысль о неспособности современных врачей (из-за отсутствия реальных знаний о системных особенностях функционирования организма человека вообще и спортсмена – в частности) оценивать и эффективно бороться с соматической и инфекционной патологией у спортсменов. Тем не менее, сказанное – не эпитафия на надгробной плите терапевтического направления в спортивной медицине. Сказанное означает, что спортивной терапии как одному из направлений спортивной медицины еще только предстоит быть зачатой и родиться.
Спортивная травматология – благодаря таланту и усилиям З.С.Мироновой и ее последователей — одна из наиболее развитых областей спортивной медицины. Принято считать, что спортивная травматология отличается от «обычной» травматологии тем, что основной ее задачей является лечение травм, полученных при занятиях спортом. Однако такой подход в определении различий между этими двумя родственными медицинскими специальностями не выдерживает элементарной критики. Сделать клизму больному спортсмену – еще не значит стать спортивным врачом! Главное отличие спортивной травматологии от «обычной» заключается в стоящей перед ней задачей не просто дать человеку возможность осуществлять элементарные двигательные функции после травматизации и лечения, но — обеспечить спортсмену возможность осуществлять специфические (спортивные) двигательные функции в том же объеме, что и до травмы. Более того: последствия травм и лечения не должно препятствовать дальнейшему профессиональному росту спортсмена. Плюс к этому лечение спортивных травм должно осуществляться в кратчайшие сроки – таковы требования современного спорта.
Следует признать, что в спортивной травматологии на протяжении всей истории ее существования абсолютным приоритетом пользовалось ее хирургическое направление. «Терапевтическое» направление спортивной травматологии, в основе которого лежат методы консервативного лечения травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, всегда было вторично, хотя в практике спорта именно эффективное лечение травм, не требующих хирургического вмешательства, всегда было насущной задачей. При этом спортивные травматологи не имеют оснований жаловаться на невнимание к данной проблеме со стороны ученых – разработке методов консервативного лечения повреждений опорно-двигательного аппарата посвящено множество опубликованных работ. Но чаще всего до внедрения большинства разработок (вне зависимости от их эффективности) в практику работы спортивного травматолога и врача команды дело просто не доходит. И проблема тут не в пресловутом консерватизме врачей. Скорее причина здесь, с одной стороны, в «непрестижности» консервативных мероприятий в травматологии вообще и спортивной травматологии в частности; с другой – в необходимости дополнительных затрат врачом времени и сил на «экспертную» и «внедренческую» работу; с третьей – в вынужденности значительных трат и так предельно лимитированных времени и сил со стороны врача при проведении собственно консервативных мероприятий по поводу травм опорно-двигательного аппарата. Открою «секрет»: врач футбольной или хоккейной команды в одиночку просто физически не в состоянии справиться с многочисленными возложенными на него обязанностями и, чаще всего, вынужденно игнорирует исполнение некоторых из них, в том числе и, чаще всего, пуская на самотек (время – лечит!) процесс излечения того или иного спортсмена от той или иной «незначительной» травмы миоэнтезического аппарата. Только введение в практику спорта «бригадного метода» медико-биологического обеспечения подготовки атлетов позволит реально повысить эффективность, в том числе – профилактических и лечебных «травматологических» мероприятий.
Медицинская реабилитология – искусственно созданная специальность, пытающаяся заменить собой лечебную физическую культуру. В связи с этим уже существование самой ЛФК, имеющей тысячелетнюю историю и за этот срок доказавшей свою высочайшую лечебную эффективность — сегодня под угрозой. Попытки внедрения в практику отечественной «медицинской реабилитологии» отдельные методики из арсенала «кинезитерапии» (западного, малоэффективного, но модного «аналога» ЛФК) ничего коренным образом не меняют в содержании «реабилитологии» (вернее – в отсутствии в ней какого-либо реального содержания). Между тем, сам термин «медицинская реабилитация» по сути своей более объемен, чем термины «ЛФК» или «кинезитерапия». Настоящая медицинская реабилитология должна включать в себя весь спектр средств и методов (включая средства и методы фармакологии, ЛФК, кинезитерапии, физиотерапии, бальнеотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д.), используемых сегодня в медицине. Но основная проблема нынешней «медицинской реабилитологии» состоит отнюдь не в том, чтобы собрать «в рамках» одной специальности средства и методы, используемые в различных областях медицины. Сегодня для «медицинской реабилитологии» более важно получить физиологические обоснования и выработать физиологически оправданную концепцию эффективного проведения комплексных реабилитационных процедур при конкретных заболеваниях. «Медицинская реабилитология» должна базироваться на знаниях системной физиологии. Вместе с тем, вполне очевидно, что «ведущие специалисты» в области «медицинской реабилитологии» не осознают важности этой проблемы – об этом свидетельствует и тот факт, что ни в одном из появившихся в последние годы многочисленных «практических руководств» по данному «направлению медицины» нет и намека на попытку физиологического обоснования применения в клинике хотя бы отдельных средств и методов реабилитации. К слову: еще П.К.Анохин (1968) писал о том, что «…медицинская реабилитология никаким образом не учитывает законы системной физиологии». Очевидно, медицинская реабилитология, как часть спортивной медицины, должна иметь свои специфические отличия от «обычной» медицинской реабилитологии в связи со специфическими же целями и задачами спортивной медицины в целом. Но эти отличия становятся ясными только в случае принятия «реабилитологами» (и, прежде всего, – «ведущими специалистами» в «медицинской реабилитологии», определяющими общую «политику» в своей специальности) системных позиций в физиологии и медицине. Сегодняшние «реабилитологи» не владеют системными физиологическими знаниями, а потому сегодня нет оснований ожидать от них создания эффективно работающего медицинского реабилитационного направления и в том числе — в спортивной медицине. Таким образом, службы «медицинской реабилитации» и «медицинской реабилитации спортсменов» — сегодня не более, чем блеф!
Неотложная (скорая) медицинская помощь в спорте – одно из важнейших направлений в спортивной медицине, которому до последнего времени практически не уделялось внимания. Скоропомощная медицина вообще имеет свои особенности – она всегда вторична по отношению к экстренной патологии, то есть – всегда следует за тем, что уже случилось. В связи с этим основное требование к скоропомощной медицине – ее абсолютная готовность в любой момент времени к любым возможным экстренным ситуациям. Это, конечно же, касается аппаратного и лекарственного обеспечения работы врача, но главное – его обученности (а, фактически – «натасканности» — до автоматизма!) практическим навыкам по оказанию пациенту скорой медицинской помощи. Уникально: эти знания и навыки сегодня невозможно получить ни в одном медицинском ВУЗе страны! Соответственно: наличие у человека диплома врача — отнюдь не гарантия того, что в экстремальной ситуации он в состоянии выбрать единственно верный вариант действия и помочь своему пациенту. В связи с этим, в более выгодной ситуации оказываются врачи команд, имеющие достаточный предшествующий опыт работы в службе «Скорой помощи». Но – то, о чем сегодня все забыли — навыками оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях в совершенстве должны владеть также и тренеры всех уровней.
Термин «гигиена» у обывателя чаще всего ассоциируется с необходимостью блюсти чистоту собственного тела. К слову о чистоте: в той же Москве сегодня есть спортсооружения (в частности – крытый каток ДЮСШ по хоккею «Вымпел», ВАО г.Москвы), на которых отсутствуют элементарные условия (душевые) для соблюдения опять же элементарных гигиенических требований по проведению тренировочных занятий и соревнований. Но на самом деле гигиена – медицинская наука и практика, занимающаяся изучением, пропагандой и внедрением образа жизни, способствующего сохранению здоровья. Спортивная гигиена – специфическая наука и практика, рассматривающая практически все аспекты жизни спортсмена (выбор спортивной обуви и одежды, коррекция режимов сна и отдыха, регуляция режима и характера питания и т.д. – вплоть до регуляции режима половой жизни спортсмена) и, как и спортивная медицина в целом, должна быть направлена на обеспечение роста тренированности спортсмена и достижение им наивысших спортивных результатов. Но это крайне важное направление спортивной медицины сегодня напрочь игнорируется и врачами, и спортсменами, и тренерами всех уровней.
Допинг — средство или метод, запрещенный к применению в спорте, который может быть обнаружен достоверными методами лабораторных исследований [Р.Д.Сейфулла, И.А.Анкудинова, 1996]. Но львиная доля нынешнего списка запрещенных препаратов – обычные фармакологические средства (лекарства), вполне доступные простым смертным. А над спортивным врачом, предлагающим спортсмену (по медицинским показаниям!) некий новый, более эффективный препарат, всегда зависает дамоклов меч «допинга». С другой стороны: при нынешних нагрузках в спорте без препаратов, стимулирующих восстановительные процессы просто не обойтись. Но может ли «допинг» (читай – лекарственный препарат) привести к заболеванию и смерти? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен…
Сегодня все более доступными становятся сведения о профессиональных спортсменах, использующих в своей подготовке анаболические стероиды. Специалисты знают, что использование стероидов отрицательно сказывается на здоровье, но до сих пор не было известно об их губительном действии на почки. Доктор Л.Херлитц (Университетский Медицинский Центр Колумбии) и его коллеги провели исследование, в котором выявлено повреждение почек после длительного употребления анаболических стероидов (исследователи изучили группу 10 культуристов, употреблявших стероиды много лет). В моче этих культуристов постоянно присутствовало достаточно большое количество белка, что свидетельствует о нарушении почечной функции. Специфические тесты показали, что у девяти из десяти культуристов развилось состояние, называемое фокально-сегментарный гломерулосклероз. Исследователи предполагают, что резкое увеличение массы мышц увеличивает нагрузку на почки, которые вынуждены повышать скорость фильтрации, что приводит к их перенапрежению. Также вероятно, что стероиды оказывают прямое токсическое воздействие на почки. «Спортсмены, которые используют анаболические стероиды и их доктора должны знать о возможном серьезном риске для почек» — сказал доктор Херлитц.
Длительное употребление анаболических стероидов нарушает функцию сердца в гораздо большей степени, чем предполагалось раньше. При этом увеличивается риск развития сердечной недостаточности — сообщается в исследовании, опубликованном в выпуске журнала американской кардиологической ассоциации Circulation: Heart Failure. «Анаболические стероиды негативно сказываются на здоровье», пишет доктор медицинских наук A.L.Baggish (2010), преподаватель кафедры медицины при Центральном госпитале штата Массачусетс в Бостоне — «Я думаю, что мы впервые начинаем осознавать, что сердце – один из органов, который в первую очередь попадает под удар при длительном приеме стероидов». В своем исследовании ученые обнаружили, что левый желудочек сердца, его главная насосная камера, был значительно слабее во время сокращения (систолической функции) у участников, которые принимали стероиды, по сравнению с группой, не принимавших эти препараты. Участники эксперимента, употреблявшие стероиды, также демонстрировали нарушение диастолической функции, способность левого желудочка расслабляться и заполняться кровью. Исследователи показали, что расслабление желудочка в группе, употреблявшей стероиды, почти в два раза уступает этому же показателю в контрольной группе. Несмотря на небольшую численность участников эксперимента, в нем зафиксированы статистически значимые различия в функционировании сердца, демонстрирующие сильную взаимосвязь между употреблением стероидов и сердечной недостаточностью. «Мы надеемся привлечь внимание общественности к проблеме употребления стероидов, как потенциальной причине заболеваний сердца, а также, возможно, объяснить появление сердечной недостаточности среди молодых людей» — говорит A.L.Baggish (2010).
В работе исследователей из Университета Осло, опубликованной на сайте журнала Proceedings of the National Academy of Sciences USA утверждается, что физические упражнения вызывают встраивание (инкорпорацию) новых клеточных ядер в мышечное волокно и эти изменения сохраняются в течение значительного периода жизни. Это помогает спортсмену восстановить прежнюю мышечную массу при возобновлении тренировок даже после длительного периода бездействия, приводящего к гипотрофии мышц. Но поскольку анаболические стероиды способствуют скорейшему встраиванию ядер в миоциты, то это наводит на мысль, что сроки, на которые спортсмены получают дисквалификацию за употребление допинга должны быть пересмотрены.
Сегодня нигде в мире нет ни одного врача, который обладал бы всеми знаниями и навыками, соответствующими требованиям специальности «спортивный врач». Таких врачей нужно готовить. Новый-старый «главный специалист» по лечебной физкультуре и «спортивной медицине» Минздравсоцразвития доктор медицинских наук профессор Борис Поляев не так давно заявил: «Решается вопрос о создании Национального центра научной поддержки спорта, будут усилены врачебно-физкультурные диспансеры. И к Олимпиаде в Сочи можно даже ожидать всплеска спортивной медицины в стране» (Газета GZT.RU, 18 ноября 2008). Но патриотический оптимизм профессора-«реабилитолога» безоснователен: уж ему то задача подготовки специалистов и создания действенной и эффективной спортивной медицины точно не под силу (а иначе – чего же он хотя бы не попытался сделать это в прежние годы, когда он, как и сегодня, «возглавлял» в стране официальную «спортивную медицину»?).
Единственный кардинальный выход из сложившейся ситуации — создание Центра профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по медико-биологическому обеспечению спорта под эгидой Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Олимпийского Комитета России. Основная сложность создания такого Центра состоит в том, что для его работы, прежде всего, необходимо подготовить преподавательские кадры по фактически несуществующим (как сама спортивная медицина) или безнадежно отставшим (теория и практика физической культуры и спорта, спортивная физиология, спортивная психология и др.) дисциплинам. И эта задача уж точно не может быть решена в рамках медицинского ВУЗовского образования. Тем не менее, задача создания Центра подготовки специалистов по медико-биологическому обеспечению спорта должна и может быть решена именно сегодня.
Уже сегодня в обязательном порядке необходимо вводить принцип профессионального сертифицирования специалистов по медико-биологической подготовке спортсменов (включая спортивных массажистов). Причем данный сертификат должен быть обязательным условием для приема врача или массажиста на работу в спортивный клуб любого ранга и узаконен как Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, так и Министерством здравоохранения и социального развития России. В подготовке специалистов по спортивной медицине возможен лишь принцип послевузовской подготовки и переподготовки врачей любых специальностей (последнее должно быть еще и разрешено и узаконено).
Курс подготовки спортивных врачей (реализованный по принципу последипломного специального образования) должен включать следующие дисциплины: спортивная морфология; основы теории и методики спорта; теория и методика избранных видов спорта; физиология спорта; биохимия спорта; спортивная фармакология; врачебный контроль в спорте; функциональный контроль в спорте; теоретические и практические основы проведения восстановительных мероприятий в спорте; спортивная травматология; основы «спортивной» терапии; основы медицинской и спортивной реабилитологии; скоропомощная медицина – теоретические и практические основы; физиотерапия и бальнеология; спортивный массаж; гигиена спорта; спортивная психология.
Центр профессиональной подготовки и переподготовки спортивных врачей должен быть укомплектован специалистами высочайшего уровня по отдельным направлениям спортивной медицины. Данному Центру помимо основных должны быть вменены экспертные, инспекторские и регламентирующие (по отношению к бригадам медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, клубам и командам) обязанности. Для контроля за медико-биологическим обеспечением подготовки профессиональных спортсменов должна быть создана экспертная комиссия из ведущих специалистов Центра профессиональной подготовки и переподготовки спортивных врачей. Эта комиссия должна быть наделена правом (на основании результатов регулярных проверок работы спортивно-медицинских служб спортивных клубов) выносить решение об отзыве сертификатов отдельных спортивных врачей и о лишении лицензий бригад по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов.
В России должна быть построена эффективная централизованная комплексная система медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов. Во главе – на первом уровне — данной системы должен находиться полноценно укомплектованный (специально подготовленными кадрами, медицинской и научно-исследовательской аппаратурой) Олимпийский Центр медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов. Основные задачи Олимпийского Центра: проведение углубленных медицинских обследований спортсменов, контроль за проведением этапных, периодических обследований спортсменов Центрами второго и третьего уровня, контроль за проведением постоянных наблюдений за состоянием здоровья спортсменов специалистами четвертого и пятого уровня, проведение и руководство научно-исследовательскими работами в области медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Второй уровень – Центры медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по отдельным видам спорта. Основные задачи Центров медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по отдельным видам спорта: проведение этапных и периодических медицинских обследований спортсменов сборных команд России по избранным видам спорта, контроль за проведением постоянных наблюдений за состоянием здоровья спортсменов сборных команд России специалистами четвертого и пятого уровня, всесторонний анализ данных, получаемых в этих обследованиях. Третий уровень – региональные Центры медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. С.Н.Португалов в статье «МК» от 30 ноября 2009 г. «Лечить ли горло феном?» утверждает: «В XXI веке в каждом федеральном округе должен быть центр по спортивной медицине». Основные задачи региональных Центров медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов: проведение этапных и периодических медицинских обследований спортсменов данного региона, контроль за проведением постоянных наблюдений за состоянием здоровья спортсменов данного региона специалистами четвертого и пятого уровня, всесторонний анализ данных, получаемых в этих обследованиях. Четвертый уровень – врачебные бригады, работающие: со спортсменами сборных команд России, со спортсменами региональных сборных команд, со спортсменами профессиональных клубов. Основные задачи врачебных бригад: постоянный врачебный контроль за состоянием здоровья спортсменов сборных команд России и профессиональных клубов и контроль за уровнем функциональной готовности спортсменов к выполнению тренировочной и соревновательной работы. Пятый уровень – врачи, обеспечивающие индивидуальную медико-биологическую подготовку квалифицированных спортсменов, врачи полупрофессиональных и любительских клубов и команд, врачи ДЮСШ, СДЮШОР и УОР (рисунок 1). Основные задачи врачей, обеспечивающие индивидуальную медико-биологическую подготовку спортсменов: постоянный врачебный контроль за состоянием здоровья своих подопечных и контроль за уровнем функциональной готовности спортсменов к выполнению тренировочной и соревновательной работы. Каждый из уровней должен иметь прямую двустороннюю связь с Олимпийским Центром медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов и вышестоящими Центрами подготовки спортсменов. Причем каждое из подразделений вертикали медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов должно быть абсолютно информировано обо всех нюансах работы подразделений низшего уровня и в обязательном порядке обязано предоставлять эту информацию вышестоящему подразделению. Но и подразделения низших уровней должны быть информированы обо всех новейших технологиях и тенденциях в современной спортивной медицине. Реализация данного положения возможна с помощью: организации курсов подготовки и повышения квалификации специалистов по медико-биологическому обеспечению спорта; проведения регулярных конференций и семинаров для спортивных специалистов; воссоздания системы издания научно-методических работ; создания специализированного журнала, посвященного проблемам медицины спорта.
В соответствии с вышесказанным — в состав каждого Центра по медико-биологической подготовке квалифицированных спортсменов должны входить: отделения по всем главным направлениям современной спортивной медицины, научно-исследовательский отдел, отдел информации и статистики. Абсолютно логично и целесообразно создание Центра подготовки специалистов по спортивной медицине в рамках Олимпийского Центра медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов. Это позволит избежать разногласий в теории и практике спортивной медицины и обеспечит эффективную реализацию в практике спорта профессиональных знаний и навыков специалистов по медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов.
Только обеспечив спортсменов эффективными методиками тренировки и создав соответствующую всем требованиям современного спорта службу медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов, можно поднять отечественный спорт на достойную высоту.
Рис. 1. Общая схема эффективной организации системы централизованного медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов (С.Е.Павлов, 2011).