Разумов А. Н., Павлов С. Е., Павлов А. С.
Аннотация. Акцентирована абсолютная значимость законов адаптации для теории и методики спорта. Рассмотрен один из упоминаемых в литературе эффектов адаптации — эффект «перекрестной адаптации». Дано определение эффекту «перекрестной адаптации» в спорте. Указано на «положительность» и «отрицательность» проявлений эффекта перекрестной адаптации в спорте. Уточнены условия работы одного из принципов физического воспитания — принципа единства обшей и специальной физической подготовки. Выявлена абсолютная взаимосвязь внутренних содержаний терминов «перекрестная адаптация» и «перенос тренированности» в спорте. Схематично представлены принципы «переноса тренированности» в спорте. Отмечено, что тренировочные упражнения неспецифического характера при реализации эффекта «переноса тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение несут в себе как положительные, так и отрицательные эффекты. Приведен пример отрицательного «переноса тренированности» с одного упражнения на другое, зафиксированный в эксперименте с участием квалифицированных хоккеистов. Упомянута гипотеза «резонансного переноса тренированности», призванная объяснить зафиксированные в практике подготовки спортсменов положительные эффекты «переноса тренированности» с неспецифических упражнений на основное соревновательное упражнение. Описаны условия, позволяющие использовать положительные эффекты «перекрестной адаптации» в подготовке спортсменов. Приведен пример положительной реализации эффекта «перекрестной адаптации» в эксперименте с участием молодых квалифицированных хоккеистов. Указано на значимость эффекта «перекрестной адаптации» в теории и практике спорта.
Ключевые слова: законы адаптации, «перекрестная адаптация», теория и методика спорта, специальная тренированность, «перенос тренированности», спортивно-педагогические тестирования, дыхательные упражнения, жизненная емкость легких.
Значимость законов адаптации человеческого организма для спортивной науки и практики – абсолютна. Однако по сей день в литературе можно встретить кардинально различные мнения, как о самой сущности процесса адаптации, так и о его роли в спортивно-педагогическом процессе. Тем не менее, следует принять тот факт, что человеческий организм в любых проявлениях своей жизнедеятельности неизбежно подчиняется общим законам адаптации, которые всегда носят системный характер [1, 2, 13, 22 и др.].
Одна из научных проблем, в большей или меньшей степени затрагиваемых исследователями, изучавшими адаптационные изменения в организме под воздействием различных факторов и взаимовлияние этих изменений на различные функции организма – проблема «перекрестной адаптации». О феномене «перекрестной адаптации» упоминается в работах отдельных исследователей [3, 4, 9, 10, 18]. Наибольшее внимание данной проблеме уделено в работах патофизиологов Ф. З. Меерсона (1981) и Ф. З. Меерсона, М. Г. Пшенниковой (1988), которые утверждали, что в основе «перекрестных» эффектов адаптации к физическим нагрузкам лежит структурный след предшествующих адаптационных процессов. Однако следует учитывать, что сам процесс адаптации всегда рассматривался указанными авторами исключительно через «призму» его влияния на состояние здоровья человека, а не на результат выполнения человеком некой конкретной деятельности. С этих же позиций Ф. З. Меерсоном (1981) и Ф. З. Меерсоном, М. Г. Пшенниковой (1988) рассматривались и эффекты так называемой «перекрестной адаптации» [9, 10]. Может быть, в том числе поэтому В. Н. Платонов (1988) в одной из своих монографий невысоко оценил значимость «перекрестной адаптации» в спорте, справедливо указав, что основа «перекрестной адаптации» – общность требований, предъявляемых организму средой [18]. Мы считаем, что по своей сути «перекрестная адаптация» в спорте – это эффект проявления структурно-функциональных изменений в организме спортсмена, обусловленных действием на него различных по специфике тренировочных нагрузок и обстановочных средовых факторов, обнаруживаемый при выполнении спортсменом соревновательных упражнений.
Спортивные педагоги в большинстве своем игнорируют тот факт, что использование в тренировке средств и методов общефизической направленности – для повышения уровня специальной тренированности спортсменов – может осуществляться только с использованием эффекта «перекрестной адаптации». При этом необходимо помнить о том, что «перекрестная адаптация» может носить как положительный, так и отрицательный характер [9], а положительность или отрицательность «перекрестной адаптации» всегда оценивается с позиций положительности или отрицательности данного эффекта по отношению к какой-либо конкретной функции или деятельности организма. В частности Ф. З. Меерсоном, М. Г. Пшенниковой (1988) указано на общебиологическую закономерность, согласно которой любые приспособительные эффекты организма всегда обладают свойством относительной целесообразности [10]. В связи со сказанным необходимо вспомнить об одном из принципов физического воспитания, а именно – о принципе единства обшей и специальной физической подготовки [8]. Ни в коем случае нельзя воспринимать этот принцип, как гарантию того, что любая работа общефизической направленности, выполненная атлетом, впоследствии положительно скажется на уровне его спортивной результативности. Яркий пример отрицательного эффекта «перекрестной адаптации» – предсезонная работа с молодым хоккеистом, который, помимо тренировок на льду, несмотря на наш категорический запрет, тайком посещал тренировки по общефизической подготовке под руководством тренера-легкоатлета: в результате выполнения спортсменом на этих тренировках упражнений общефизической направленности уровень его специальной тренированности неуклонно снижался на протяжении трех недель тренировочного цикла. То есть влияние неспецифической тренировочной работы может быть как положительным, так и отрицательным, поскольку именно в случае выполнения такой работы реализуются эффекты положительной или отрицательной «перекрестной адаптации». Данный факт был успешно использован в тренерской работе Олимпийского чемпиона, доктора педагогических наук А. П. Бондарчука, подготовившего целую плеяду легкоатлетов-метателей мирового уровня, а впоследствии лег в основу его монографий, посвященных «переносу тренированности» [25, 26]. По сути, в теории и практике спорта термин «перенос тренированности» является спортивно-педагогическим аналогом физиологического термина «перекрестная адаптация». Принципы «переноса тренированности» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы «переноса тренированности» (СУ – соревновательное упражнение; ТУ – тренировочные упражнения) [14].
Значительные проблемы в достижении положительного «переноса тренированности» проявляются при включении в тренировочный процесс упражнений неспецифической направленности. Этому способствуют: разнонаправленность адаптационных эффектов неспецифических тренировочных нагрузок; отрицательное взаимодействие неспецифических и специфических тренировочных нагрузок; нецелевое расходование адаптационного потенциала спортсмена. Очевидно, планируя тренировочный процесс, тренеру следует выбирать такие дополнительные упражнения, которые обеспечивали бы исключительно положительный «перенос тренированности» с этих упражнений на основное соревновательное упражнение. Но именно здесь возникают проблемы. Дело в том, что практически все неспецифические (по отношению к соревновательному упражнению) упражнения обладают как положительными, так и отрицательными эффектами влияния на уровень специальной тренированности спортсмена. Доказано, что тренировка спортсменов на выносливость приводит к снижению силы мышц и к уменьшению площади поперечного сечения мышечных волокон [21, 23]. В. Н. Платонов (1984) утверждал, что использование в подготовительном периоде подготовки спортсменов больших объемов тренировочной нагрузки, направленной на развитие общей выносливости, может оказать отрицательное влияние на развитие спринтерских способностей спортсмена [18]. И гораздо раньше В. М. Зациорским (1966) и М. Я. Набатниковой (1975) заявлено, что выполнение спортсменами в подготовительном периоде больших объемов неспецифических тренировочных нагрузок приводит к снижению скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей спортсменов [6]. Л. П. Матвеев (1997) писал о конфликте между аэробными и анаэробными упражнениями [8]. Согласно утверждению В. М. Зациорского с соавт. (1982), использование в тренировке упражнений, направленных на развитие выносливости, отличающихся по структуре от соревновательного упражнения, приводит к формированию двигательного навыка, нарушающего локомоции соревновательного движения [7]. G. A. Dudley, R. Djamil (1985) и C. Hickson at al. (1980) доказали, что бегуны на 400 метров не могут показывать высокие результаты в коротком спринте из-за отрицательного влияния на их скоростные способности аэробных нагрузок, которые присутствуют в их тренировках [24, 27].
Даже внешняя похожесть двигательных актов не гарантирует положительного «переноса тренированности» с одного двигательного акта на другой. Так в педагогическом эксперименте, в котором изучали возможность повышения скорости бега на коньках со старта квалифицированных хоккеистов [16], был выявлен эффект отрицательного переноса тренированности с упражнения «стартовый бег на коньках» (упражнение, регулярно используемое в тренировочной работе на протяжении полуторамесячного эксперимента) на упражнение «дистанционный бег на коньках» (упражнение, не используемое в тренировочной работе, проводимой в рамках эксперимента) (рисунок 2).
Рисунок 2. Среднегрупповые результаты (t (c)) тестирований «1», «2», «3», «4», «5», «6» и «7» хоккеистов экспериментальной группы (12 испытуемых) — бег на коньках со старта на дистанции 9 метров («a»), 9 из 27 метров («b») и 18 из 27 метров («с») [16].
Вместе с тем, практический опыт показывает, что использование неспецифических тренировочных нагрузок может быть достаточно эффективным в плане повышения специальной тренированности спортсменов. В связи с этим была выдвинута гипотеза «резонансного переноса тренированности» с неспецифических тренировочных упражнений на специфическую спортивную деятельность, согласно которой неспецифические тренировочные упражнения могут быть эффективны в отношении прироста специальной тренированности, если их воздействие попадает в «резонанс» с воздействием специфических упражнений и усиливает эффект последних [14]. Предполагается, что оценить резонансный эффект работы мышц, задействованных как в соревновательном упражнении, так и в дополнительном упражнении неспецифического характера, можно с использованием метода дистанционной электромиографии.
Существует еще один способ положительной реализации эффекта «перекрестной адаптации». Согласно выдвинутой гипотезе [15], организм, совершая любую работу субмаксимального и максимального характера, всегда «ориентируется» на функциональные возможности самого слабого физиологического компонента, задействованного в этой работе. В соответствии с этим принципом формирования и работы функциональных систем организма, повышение функциональных возможностей какого-либо из физиологических механизмов организма спортсмена в результате спортивной тренировки обеспечивает повышение эффективности любой работы, в осуществлении которой данный физиологический механизм будет принимать участие, если этому не будут препятствовать функциональные возможности других физиологических механизмов, участвующих в данной работе. Следовательно, целенаправленная тренировочная работа над повышением функциональных возможностей наиболее слабых физиологических механизмов, обеспечивающих специфическую спортивную деятельность каждого конкретного атлета, неизбежно обеспечит рост его тренированности.
В пользу данной гипотезы свидетельствуют результаты экспериментальной работы [12], в которой с помощью использования в тренировочном процессе квалифицированных хоккеистов 16-19 лет системы дыхательных упражнений из арсенала подготовки фридайверов удалось доказать возможность повышения показателей специальной скоростной выносливости (оцениваемой по результатам пробегания спортсменами ледового «челночного» теста 4х54 м) в результате целенаправленного увеличения жизненной емкости легких (рисунки 4 и 5). Необходимо указать, что использованная в вышеуказанном эксперименте система дыхательных упражнений по своей сути является комплексом физических упражнений, направленных на повышение эффективности и амплитуды работы межреберных мышц и диафрагмы, что опосредовано приводит к увеличению объемных характеристик функционирования аппарата внешнего дыхания – первичного звена обеспечения организма кислородом, с которым так или иначе связаны все биоэнергетические процессы в организме.
В среде спортивных педагогов распространено мнение, что аэробный механизм энергообеспечения «включается» через 2-3 минуты интенсивной работы мышц организма. Однако Н. И. Волков (1988) некогда писал о зависимости времени запуска аэробного механизма энергообеспечения от интенсивности совершаемой работы, а в работе Н. И. Волкова с соавт. (2000) указывается, что доля аэробных механизмов энергообеспечения при выполнении работы скоростного характера к 20-й секунде работы достигает показателя 10%, а к 40-й секунде – 20% (рисунок 3) [5]. Те же данные приведены в монографии В. Н. Платонова (2005) [19].
Рисунок 3. Относительный энергетический вклад анаэробных и аэробных механизмов в обеспечении спринтерского бега (по Н. И. Волкову с соавт., 2000)
Еще раньше М. Е. Nevill at al. (1996) утверждали, что до 40% энергии, потребляемой мышцами во время 30-секундной работы максимальной интенсивности, вырабатывается за счет аэробных процессов [28]. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что повышение объемных показателей функции внешнего дыхания способно оказать позитивный эффект на показатели специальной скоростной выносливости хоккеистов в результате реализации эффекта «перекрестной адаптации» [12].
Рисунок 4. Сопоставление относительных среднегрупповых показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ) хоккеистов молодежной и юниорской команд контрольной (n=15) и экспериментальной (n=15) групп, зафиксированных в начале и в конце трехнедельного эксперимента
Рисунок 5. Результаты (±σ; t, с) пробегания теста 4х54 м хоккеистов контрольной (n=15) и экспериментальной (n=15) групп в исходном и заключительном тестированиях в трехнедельном эксперименте
Следует особо отметить, что использование в тренировочном процессе вышеупомянутой системы дыхательных упражнений не оказывает отрицательных эффектов «перекрестной адаптации» (отрицательного влияния) на основные соревновательные упражнения, что позволяет широко использовать его в подготовке спортсменов, специализирующихся в самых разных видах спорта. В частности использование данной системы дыхательных упражнений в комплексной подготовке пловчихи к Чемпионату Мира по плаванию среди ветеранов позволило в течение двух недель увеличить показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ) спортсменки с 4500 мл до 5200 мл. Это позволило спортсменке на дистанции 50 метров брассом улучшить свой результат (с 36,56 с до 36,41 с), продемонстрированный на соревнованиях месяцем ранее, побить собственный рекорд России для ее возрастной группы и завоевать бронзовую медаль. На дистанции 100 метров брассом спортсменке также удалось улучшить свой прежний результат с 1.21,78 с до 1.21,08 с и занять в плавании на этой дистанции 3 место [17].
Таким образом, эффект «перекрестной адаптации» играет крайне важную роль в многолетней подготовке спортсменов. Незнание сути данного эффекта и последующее неумение применять его в практической работе со спортсменами неизбежно приводит тренера к невозможности управлять тренировочным процессом и добиваться от своих подопечных спортивной реализации отпущенного им природой потенциала.
1. Анохин, П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии / П. К. Анохин. – М. : Медгиз, 1958. – 472 с.
2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 1968. – 546 с.
3. Васильев, Н. В. К трактовке феномена перекрестной адаптации / Н. В. Васильев, Т. И. Коляда // Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. – Новосибирск, 1981. – Т. 4. – С. 133-134.
4. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381 с.
5. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, A. A. Осипенко, С. Н. Корсун. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 504 с.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1966. – 250 с.
7. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский, Н. А. Якунин. – М. : ФиС, 1982. – 207 с.
8. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта : учеб. для завершающих уровней высш. физ. образования : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму / Л. П. Матвеев – М. : [4-й фил. Воениздата], 1997. – 304 с.
9. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. – М. : Наука, 1981. – 278 с.
10. Меерсон, Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. – М. : Медицина, 1988. – 256 с.
11. Набатникова, М. Я. Проблема совершенствования специальной выносливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: автореф. дис. … докт. пед. наук / М. Я. Набатникова. – М., 1975. – 48 с.
12. Павлов, А. С. Опыт использования комплекса дыхательных упражнений (из арсенала подготовки фридайверов) для повышения аэробной производительности и специальной скоростной выносливости хоккеистов / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, В. А. Репнев, Н. В. Молчанова, С. Е. Павлов // «Экстремальная деятельность человека», научно-методический журнал, №2 (35), 2015, ISSN 2311-343Х. – С. 3-8
13. Павлов, С. Е. Адаптация / С. Е. Павлов. – М. : Паруса. – 2000. – 282 с.
14. Павлов, С. Е. Проблемы «переноса тренированности». Гипотеза «резонансного переноса тренированности» / С. Е. Павлов, А. С. Павлов // 4 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Спорт и медицина. Сочи-2013» в рамках научно-образовательного формума «Здоровье России. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 г. : [материалы] / [под общ. ред.: М.П. Бердниковой, С.Е. Павлова] ; Адм. Краснодар. края [и др.]. – Сочи, 2013. – С. 101-104.
15. Павлов, С. Е. Один из принципов формирования и работы функциональных систем спортивной деятельности / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, А. С. Павлов // «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта», электронный журнал, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, №2, (выпуск 35), 2015. – С. 141-142.
16. Павлов, С. Е. Феномен отрицательного «переноса тренированности» в процессе работы над стартовой скоростью квалифицированных хоккеистов / С. Е. Павлов, А. П. Давыдов, А. С. Павлов, Д. Р. Черенков // Материалы IV-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спорт и медицина. Сочи-2013», 19-22 июня 2013 года / Под. общ. ред. М. П. Бердниковой, С. Е. Павлова – Сочи, 2013. — С. 96-100
17. Павлова, Т. Н. Опыт предсоревновательной подготовки спортсменки к Чемпионату Мира по плаванию среди ветеранов с использованием комплексного метода построения тренировочного процесса / Олимпийский бюллетень № 16 / Т. Н. Павлова, Е. А. Мехтелева, С. Е. Павлов // Сост. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Леонтьева Н.С., Никифорова А.Ю., Леонтьева Л.С. – М.: Издательство «Человек», 2015. – С. 191-197.
18. Платонов, В. Н. Адаптация в спорте / В. Н. Платонов. – Киев: Здоровья, 1988. – 216 с.
19. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – Москва : Советский спорт, 2005. – 820 с.
20. Савин, В. П. Теория и методика хоккея : учеб. для студентов акад. и вузов физ. культуры по направлению 521900; по спец. 022300 : доп. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / Савин Валентин Павлович. – М. : Academia, 2003. – 399 с.
21. Суслов, Ф. П. Бег на средние и длинные дистанции : Система подготовки / Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. Н. Кулаков, С. А. Тихонов; под ред. В. В. Кузнецова. – М. : ФиС, 1982. – 176 с.
22. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
23. Шенкман, Б. С. Размеры мышечных волокон и аэробные способности спортсменов, тренирующих выносливость / Б. С. Шенкман, А. Н. Некрасов, А. И. Головачев // Структурно-энергетическое обеспечение механической работы мышц. – М., 1990. – С. 71-72.
24. Dudley, G. A. Incompatibility of endurance and strength-training modes of exercise / G. A. Dudley, R. Djamil // J. Appl. Phisiol. – 1985. – vol. 59. – №5. – P. 1446-1451.
25. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports / A. P. Bondarchuk. — Moscow: UAC, 2007. — 218 p.
26. Bondarchuk, A. P. Transfer of training in sports (Vol.2) / A. P. Bondarchuk — Moscow : UAC, 2010. – 166 p.
27. Hickson, C. Strenght training effects on aerobic power and sport-term endurance / C. Hickson, R. C. Rosenkoctter, M. M. Brown // Med. Sci. Sports. – 1980. – №12. – P. 336-339.
28. Nevill, M. E. Muscle metabolism and performance During Sprinting / M. E. Nevill, G. C. Bogdanis, L. H. Boobis at al. // In: Biochemistry of Exercise IX / R.J.Maughan, S.M.Shirreffs eds. – Human Kinetics Publ., 1996. – P. 243-259
Разумов А.Н., Павлов С.Е., Павлов А.С. «Перекрестная адаптация» и законы «переноса тренированности» / Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта), том 11, № 3, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. – С. 42-52.