А. С. Павлов, к. п. н., ДЮСШ «Академия хоккея им. Б. П. Михайлова» (Новомосковск)
А. К. Максимов, аспирант РУС «ГЦОЛИФК», тренер ХК «Юнисон-Москва» (Москва)
Аннотация. Системные законы функционирования человеческого организма предопределяют доминирование специальной и специализированной направленности тренировочной работы в современном хоккее. Это относится как к тренировочной работе на льду, так и к внеледовой тренировочной работе хоккеистов. В статье представлена расширенная (за счет введения в нее специализированной внеледовой, а также технической и тактической тренировочной работы на льду) классификация основных направлений тренировочной работы хоккеистов. Указано на возможность повышения эффективности этой работы – за счет применения в тренировочном процессе специальных хоккейных тренажеров. Цель исследования – оценка эффективности применения во внеледовой подготовке хоккеистов специализированных хоккейных тренажеров. В соответствии с целью исследования были определены его задачи: 1. Оценка эффективности тренировочной работы хоккеистов на беговом хоккейном тренажере. 2. Оценка эффективности тренировочной работы хоккеистов на бросковом хоккейном тренажере. 3. Оценка и анализ эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты реакции рук у вратарей. Представлены отдельные результаты экспериментов, доказывающих эффективность использования специальных хоккейных тренажеров во внеледовой подготовке хоккеистов. Сделан вывод о том, что регулярное применение в подготовке хоккеистов специальных хоккейных тренажеров обеспечивает целенаправленное развитие двигательных характеристик тренируемых движений и позволяет игрокам достигать более высоких уровней специальной тренированности.
Ключевые слова: классификация тренировочной работы, специализированная внеледовая подготовка хоккеистов, хоккейные тренажеры.
OFF-ICE TRAINING OF ICE HOCKEY PLAYERS USING SPECIAL TRAINING SIMULATORS
A. S. Pavlov, Ph.D., Ice hockey academy named after
B. P. Mikhailov» (Novomoskovsk)
https://orcid.org/0000-0003-3165-9847
A. K. Maksimov, graduate student of the Russian University of Sport «GTSOLIFK», coach of HC «Unison-Moscow» (Moscow)
Abstract. Systemic laws of human body functioning predetermine the dominance of special and specialized focus of training work in modern ice hockey. This applies both to on-ice and off-ice training work of hockey players. The article presents an expanded (due to the introduction of specialized off-ice, as well as technical and tactical on-ice training work) classification of the main areas of training work of ice hockey players. The possibility of increasing the effectiveness of this work is indicated through the use of special ice hockey training simulators in the training process. The purpose of the study is to evaluate the effectiveness of using specialized ice hockey training devices in off-ice training of ice hockey players. In accordance with the purpose of the study, its objectives were defined: 1. Evaluation of the effectiveness of hockey players’ training on a running hockey training device. 2. Evaluation of the effectiveness of hockey players’ training on a throwing hockey training device. 3. Evaluation and analysis of the effectiveness of using the Fitlight training device for developing the speed of hand reaction in goalkeepers. Individual results of experiments are presented proving the effectiveness of using the special ice hockey training simulators in off-ice training of ice hockey players. It is concluded that regular use of special ice hockey training simulators in the training of ice hockey players ensures targeted development of the motor characteristics of the movements being trained and allows players to achieve higher levels of special training.
Keywords: classification of training work, specialized off-ice training of ice hockey players, ice hockey training simulators.
Введение. Системные законы функционирования человеческого организма указывают на структурно-функциональную специфичность любого совершаемого человеком двигательного акта. Свойства специфичности характеризуют и протекающие в организме адаптационные процессы. Именно специфичность адаптационных изменений организма спортсмена предопределяет характер динамики его специальной тренированности и спортивной результативности – в зависимости от специфики тренировочных нагрузок [6, 7, 8]. Следовательно, внеледовая тренировочная работа хоккеистов должна быть построена с учетом специфики двигательных актов, используемых в игре в хоккей [7]. В спортивной педагогике принято дифференцировать тренировочную работу по ее основным направлениям: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, соревновательная подготовка [3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13]. Л. П. Матвеев (1991) писал о необходимости выделения технической подготовки спортсменов [3]. В командно-игровых видах спорта и в хоккее, в частности, принято выделять тактическую подготовку игроков [5, 7, 9]. В. П. Савин (2018) предложил ввести в классификацию тренировочной работы хоккеистов специализированную внеледовую подготовку [9], направленную на освоение хоккеистами умений и навыков [1] базовых элементов игры в хоккей и на развитие двигательных характеристик этих двигательных актов [2, 7]. Таким образом, классификация тренировочных нагрузок хоккеистов представлена в следующем варианте (Рисунок 1).
Рисунок 1. Схема современной классификации тренировочной работы хоккеистов.
Весомую помощь в осуществлении внеледовой специализированной тренировочной работы может оказать использование современных хоккейных тренажеров: беговых хоккейных тренажеров; бросковых хоккейных тренажеров; тренажеров, позволяющих улучшить быстроту реакции вратарей и др.
Цель исследования – оценить эффективность применения во внеледовой подготовке хоккеистов отдельных специализированных хоккейных тренажеров.
Гипотеза исследования: использование во внеледовой подготовке хоккеистов специализированных хоккейных тренажеров способствует повышению результативности хоккеистов в применяемых упражнениях и обуславливает рост уровня их специальной тренированности.
Задачи исследования:
1. Оценить эффективность тренировочной работы хоккеистов на беговом хоккейном тренажере.
2. Провести оценку эффективности тренировочной работы хоккеистов на бросковом хоккейном тренажере.
3. Оценить и проанализировать эффективность применения тренажера Fitlight для развития быстроты реакции рук у вратарей.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Основная часть. В исследовании, проведенном с участием 8 хоккеистов (возраст 15-16 лет), обучающихся в спортивных школах, изучали эффективность 3-недельной работы (3 раза в неделю) на беговом хоккейном тренажере с использованием разработанной нами методики, основанной на кратном повторении работы спортсменов на тренажере по 10-15 секунд – с различной интенсивностью и с различными промежутками отдыха. Эффективность тренировочной работы хоккеистов на беговом хоккейном тренажере оценивали посредством сравнения индивидуальных результатов исходных и заключительных тестирований хоккеистов на льду с использованием упражнения «бег на коньках со старта на дистанции 54 метра» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Индивидуальные результаты выполнения хоккеистами тестового упражнения «бег на коньках со старта на дистанции 54 метра» в исходном и заключительном тестированиях.
Из представленных на Рисунке 2 результатов выполнения указанного тестового упражнения в исходном и заключительном тестированиях, видно, что 3-х недельная работа на беговом тренажере позволила всем участникам эксперимента существенно улучшить индивидуальные результаты выполнения вышеуказанного тестового упражнения.
Для повышения эффективности бросковой подготовки хоккеистов могут быть использованы бросковые хоккейные тренажеры. В предварительном исследовании было проведено сравнение среднегрупповых показателей максимальной скорости (км/час) кистевых бросков шайбы, продемонстрированных хоккеистами возрастной группы «16 лет», не использовавшими в своей подготовке работу на бросковом тренажере – со среднегрупповыми показателями максимальной скорости кистевых бросков шайбы, продемонстрированными хоккеистами той же возрастной группы, регулярно применявшими работу на бросковом тренажере (Таблица 1).
Таблица 1 – Среднегрупповые показатели максимальной скорости (км/час) кистевого броска шайбы, продемонстрированные хоккеистами возрастной группы «16 лет», не использовавшими и регулярно использовавшими в своей подготовке работу на хоккейном бросковом тренажере
Представленные данные свидетельствуют о том, что регулярные тренировки хоккеистов на бросковом тренажере обеспечивают достоверное (p≤0,001) повышение скорости кистевых бросков шайбы.
Была оценена взаимосвязь среднегруппового количества кистевых бросков, выполненных хоккеистами возрастной группы «16 лет» на хоккейном бросковом тренажере, с достигнутыми ими среднегрупповыми показателями максимальной скорости броска шайбы (Таблица 2). Выявлено отсутствие взаимосвязи между количеством выполненных хоккеистами бросков шайбы на бросковом тренажере и результатами максимальной скорости броска шайбы (r=0,004), что указывает на то, что улучшение скоростных показателей броска шайбы не зависит от суммарного объема выполненной хоккеистами бросковой работы и требует оптимизации последней.
Таблица 2 – Среднегрупповые показатели максимальной скорости броска шайбы и количества выполненных хоккеистами возрастной группы «16 лет» бросков шайбы на хоккейном бросковом тренажере
Было проведено исследование эффективности оптимизированной тренировочной работы на бросковом тренажере с участием хоккеистов возрастной группы «16 лет» (12 человек – основная группа; 9 человек – контрольная группа). Все хоккеисты прошли тестирования на бросковом тренажере в начале и в конце исследования. Хоккеисты контрольной группы не выполняли работу на бросковом тренажере, тренируясь самостоятельно. Хоккеисты основной группы на протяжении 5 недель 1 раз в неделю выполняли тренировочную работу на бросковом тренажере – по методике, включавшей выполнение в различных двигательных режимах 30-40 бросков шайбы. На Рисунке 3 представлены среднегрупповые показатели максимальной скорости (км/час) кистевого броска шайбы, продемонстрированные хоккеистами контрольной группы и основной группы в исходном и заключительном тестированиях. Хоккеистам контрольной группы за 1,5 месяца тренировок не удалось улучшить показатели максимальной скорости кистевого броска шайбы. Хоккеисты основной группы за тот же период достоверно (p≤0,001) улучшили показатели максимальной скорости кистевого броска шайбы. Таким образом, периодическая оптимизированная тренировочная работа на хоккейном бросковом тренажере – обеспечивает существенное повышение скоростных характеристик кистевого броска шайбы.
Рисунок 3 – Среднегрупповые показатели максимальной скорости (км/час) кистевого броска шайбы, продемонстрированные хоккеистами контрольной группы (n=9) и хоккеистами основной группы (n=12) в исходном и заключительном тестированиях.
В исследовании была оценена эффективность применения тренажера Fitlight в подготовке вратарей (возраст 10-16 лет). Вратари 1 раз в неделю, на протяжении 1 года выполняли 45-минутную работу на тренажере, направленную на развитие быстроты реакции рук, – с использованием разработанных нами упражнений («Простая реакция 20 касаний», «Сложная реакция 20 касаний», «60 сек», «5 касаний левая рука», «5 касаний правая рука»). В этих упражнениях в качестве моделей движений использованы движения рук, соответствующие движениям рук вратарей в их соревновательной деятельности. Результаты исследования приведены на Рисунке 4. Были зафиксированы статистически значимые достоверные различия результатов исходных и заключительных тестирований (февраль 2019 г и январь 2020 г) на тренажере Fitlight основных вратарей хоккейной школы в вышеуказанных упражнениях. Приведенные данные свидетельствуют об улучшении за год быстроты реакций рук основных вратарей команд хоккейной школы, демонстрируемой ими в упражнениях, выполняемых на тренажере Fitlight. Зафиксировано улучшение игровых показателей вратарей, принимавших участие в исследовании.
Рисунок 4 – Показатели (%) быстроты реакции вратарей, зафиксированные в исходном и заключительном тестированиях и показатели шайб (%), в среднем пропущенных основными вратарями хоккейной школы за одну игру в соревновательных сезонах 2018-2019 гг и 2019-2020 гг
Заключение. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что специализированная внеледовая тренировочная работа хоккеистов с использованием современных хоккейных тренажеров обеспечивает повышение результативности игроков, в первую очередь, – в применяемых упражнениях. Специализированная тренировочная работа на хоккейных тренажерах эффективна только в случае оптимальности объемов выполняемой работы. Выдвинута гипотеза, указывающая на то, что степень положительного переноса тренированности с упражнений, выполняемых на тренажерах, на специальные двигательные акты, используемые в игре в хоккей – тем выше, чем более специфична работа, выполняемая на тренажерах, по отношению к соревновательной работе хоккеистов.
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
2. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019. – 200 c.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – С. 24-25.
4. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – К.: Олимп. лит., 1999. – 320 с.
5. Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: Учеб. пособие – Мн.: «Асар», 2003. – 232 с.
6. Павлов, А. С. Сравнение показателей уровня соревновательной результативности хоккейных команд U15, использовавших традиционную и альтернативную методологии построения тренировочного процесса / А. С. Павлов, М. В. Деев // Глобальный научный потенциал. – 2024 – №8(161). – С. 110-114.
7. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
8. Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов // МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
9. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
10. Kisis I., Svarinskis M., Kaupuzs A. Physical preparation for ice hockey with untraditional means / Society. integration. education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22nd-23rd, 2020, Volume VI 236-244
11. Manners, Travis W. Sport-Specific Training for Ice Hockey / Strength and Conditioning Journal 26(2): April 2004, pp. 16-21.
12. Nightingale, Steven C. A Strength and Conditioning Approach for Ice Hockey / Strength and Conditioning Journal 36(6): December 2014 – pp. 28-36.
13. Roy, D. Developing skating speed and quickness. International Hockey Skating Summit, 2003. CA: CA: Academic Publishers, 2003. pp. 21-25.
1. Bernstein N. A. On agility and its development. – M.: Physical Education and Sport, 1991. – 288 p.
2. Zatsiorsky V. M. Physical qualities of an athlete: basics of the theory and methods of education [Text] / V. M. Zatsiorsky. – 4th ed. – M.: Sport, 2019. – 200 p.
3. Matveev L. P. Theory and methods of physical education / L. P. Matveev. – M.: Physical Education and Sport, 1991. – pp. 24-25.
4. Matveev, L. P. Basics of the general theory of sports and the system of training athletes / L. P. Matveev. – K.: Olimp. lit., 1999. – 320 p.
5. Nikonov, Y. V. Training of qualified hockey players: Textbook. manual – Mn.: “Asar”, 2003. – 232 p.
6. Pavlov, A. S. Comparison of the competitive performance indicators of U15 hockey teams using traditional and alternative training process methodology / A. S. Pavlov, M. V. Deev // Global scientific potential. – 2024 – No. 8 (161). – pp. 110-114.
7. Pavlov, A. S. Hockey. Fundamentals of Theory and Methodology / A. S. Pavlov – M., 2023. – 148 p.
8. Pavlov, S. E. Physiological Foundations of Training Qualified Athletes: Textbook for Students of Physical Education Universities / S. E. Pavlov // MGAFK. – Malakhovka, 2010. – 88 p.
9. Savin, V. P. Theory and Methodology of Hockey: Textbook for Students of Higher Educational Institutions – M.: Alliance, 2018. – 400 p.
10. Kisis I., Svarinskis M., Kaupuzs A. Physical preparation for ice hockey with untraditional means / Society. integration. education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22nd-23rd, 2020, Volume VI 236-244
11. Manners, Travis W. Sport-Specific Training for Ice Hockey / Strength and Conditioning Journal 26(2): April 2004, pp. 16-21.
12. Nightingale, Steven C. A Strength and Conditioning Approach for Ice Hockey / Strength and Conditioning Journal 36(6): December 2014 – pp. 28-36.
13. Roy, D. Developing skating speed and quickness. International Hockey Skating Summit, 2003. CA: CA: Academic Publishers, 2003. pp. 21-25.