А. С. Павлов, к. п. н., ДЮСШ «Академия хоккея им. Б. П. Михайлова» (Новомосковск)
А. К. Максимов, аспирант РУС «ГЦОЛИФК» (Москва)
Аннотация. Бытующие в спортивной педагогике представления о наличии у человека общих физических качеств предопределяют соответствующий этим представлениям подход к построению циклов подготовки спортсменов. Однако, в ряде публикаций указывается на ошибочность представлений о наличии у человека отдельных физических качеств. Мы считаем, что вопрос о наличии у человека отдельных общих физических качеств требует более тщательного и разностороннего изучения. Определенную помощь в поисках ответа на этот вопрос может оказать более полное изучение и анализ корреляционных взаимосвязей между результатами, демонстрируемыми спортсменами в упражнениях, каждое из которых подразумевает участие одного и того же физического качества, но отличается от других упражнений своей спецификой. Ранее опубликованные многими исследователями данные о подобных корреляционных взаимоотношениях не способствовали пониманию характера взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами различных упражнений и раскрытию принципов формирования этих взаимосвязей. Гипотеза: выдвинуто предположение, что формирование взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами тестовых упражнений обусловлено частотой и регулярностью совместного выполнения этих упражнений в тренировочных занятиях. Цель проведенного нами исследования – анализ показателей тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами избранных тестовых упражнений вне льда и на льду. Для этого были использованы следующие методы: анализ научной литературы; спортивно-педагогические тестирования; методы математической статистики; анализ полученных в исследованиях данных. Сравнение представленных в работе показателей тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами спортивной школы разных возрастных групп тестовых упражнений, выполненных вне льда и на льду, позволил сделать следующие заключения: величины указанных показателей характеризуются существенными различиями; кардинальные различия в двигательной специфике рассматриваемых пар тестовых упражнений не влияют на величину показателей тесноты взаимосвязей результатов выполнения хоккеистами рассмотренных двигательных актов. Полученные в исследовании результаты противоречат представлениям о существовании физического качества «быстрота» и косвенно свидетельствуют о реализации в организме интегративных процессов – при регулярном выполнении человеком тех или иных пар упражнений.
Ключевые слова: тестирования хоккеистов, ледовые и внеледовые тестовые упражнения, корреляционные взаимосвязи между результатами тестовых упражнений.
ANALYSIS OF CORRELATION INTERRELATIONS BETWEEN THE RESULTS OF SPEED TEST EXERCISES PERFORMED
BY ICE HOCKEY PLAYERS
A. S. Pavlov, Ph. D., Sports School «Hockey Academy named after B. P. Mikhailova» (Novomoskovsk)
A. K. Maksimov, graduate student of RUS «GTSOLIFK» (Moscow)
Abstract. The ideas about the presence of general physical qualities in humans, which are common in sports pedagogy, predetermine the approach to building the athlete training cycles that corresponds to these ideas. However, a number of publications indicate the erroneous nature of the ideas about the presence of individual physical qualities in humans. We believe that the question of the presence of individual general physical qualities in humans requires a more thorough and comprehensive study. A more complete study and analysis of the correlation relationships between the results demonstrated by athletes in exercises, each of which involves the participation of the same physical quality, but differs from other exercises in its specificity, can provide some assistance in finding an answer to this question. Previously published data on similar correlation relationships by many researchers did not contribute to understanding the nature of the relationships between the results of ice hockey players performing various exercises and revealing the principles of forming these relationships. Hypothesis: it is suggested that the formation of relationships between the results of ice hockey players performing test exercises is due to the frequency and regularity of joint performance of these exercises in training sessions. The objective of our study is to analyze the indicators of the closeness of the relationship between the results of ice hockey players’ performance of selected off-ice and on-ice test exercises. For this purpose, the following methods were used: analysis of scientific literature; sports and pedagogical testing; methods of mathematical statistics; analysis of the data obtained in the studies. Comparison of the presented indicators of the closeness of the relationship between the results of performance of ice hockey players of sports schools of different age groups of off-ice and on-ice test exercises allowed us to draw the following conclusions: the values of the specified indicators are characterized by significant differences; cardinal differences in the motor specificity of the considered pairs of test exercises do not affect the value of the indicators of the closeness of the relationship between the results of ice hockey players’ performance of the considered motor acts. The results obtained in the study contradict the ideas about the existence of the physical quality of «speed» and indirectly indicate the implementation of integrative processes in the body — with regular performance of certain pairs of exercises by a person.
Keywords: ice hockey player testing, on-ice and off-ice test exercises, correlation relationships between the results of test exercises.
Введение. В большинстве печатных работ, посвященных теории и методике физического воспитания и спорта, указывается на прямую зависимость уровня спортивных результатов от уровня развития общих физических качеств [2, 6, 9 и др.]. Вместе с тем, двукратный олимпийский чемпион, доктор медицинских наук А. Н. Воробьев (1977) указывал на отсутствие в человеческом организме физиологических механизмов, способных осуществлять «трансформацию» общих физических качеств в специальные двигательные характеристики спортсменов [1]. Возможность существования отдельных физических качеств человека исключается, в том числе, системными законами функционирования человеческого организма [5]. Однако вывод о легитимности представлений о существовании общих физических качеств можно сделать лишь на основании более полного изучения данного вопроса. Определенным подспорьем в этом может стать более детальное изучение особенностей корреляционных взаимоотношений между результатами выполнения спортсменами упражнений, каждое из которых подразумевает использование одного и того же физического качества, но отличается от других своей спецификой.
В исследовании, проведенном с участием 622 хоккеистов, проходящих обучение в спортивной школе, было выявлено отсутствие корреляционной зависимости между результатами, демонстрируемыми хоккеистами в беге на дистанции 30 м на беговой дорожке и результатами, демонстрируемыми ими же на той же дистанции – в беге на коньках на льду [6]. В публикациях других авторов зафиксированы попытки изучения взаимосвязей между результатами тестовых упражнений общефизической направленности и результатами выполнения хоккеистами специальных тестовых упражнений на льду [2, 4, 7, 8, 10]. Однако, во всех этих публикациях несложно заметить противоречивость представленных результатов и выводов. Соответственно, эти публикации не раскрывают возможных принципов и закономерностей формирования взаимосвязей между результатами выполнения различных упражнений. Следует отметить также сомнительность выводов о «переносе тренированности» с одного упражнения на другое, сделанных отдельными авторами изученных нами публикаций [2]. На пути решения задачи раскрытия принципов формирования взаимосвязей между результатами выполнения спортсменами различных упражнений было указано в монографии Ю. Конорски (1970) [3].
Цель исследования – провести анализ уровней взаимосвязей между результатами тестовых упражнений, выполненных хоккеистами, обучающимися в спортивной школе в возрастных группах 10-16 лет.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что формирование взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами тестовых упражнений обусловлено частотой и регулярностью совместного выполнения этих упражнений в тренировочных занятиях.
Задачи исследования:
1. Оценить различия между показателями тесноты взаимосвязей результатов скоростных тестовых упражнений, выполняемых хоккеистами спортивной школы.
2. Оценить влияние специфики упражнений, используемых в тестированиях хоккеистов спортивной школы, – на величины показателей тесноты взаимосвязей между их результатами.
Методы исследования: анализ научной литературы; спортивно-педагогические тестирования; методы математической статистики; анализ полученных в исследованиях данных.
Организация исследования. В многолетнем исследовании приняли участие хоккеисты, обучающиеся в спортивной школе в возрастных группах «10-16 лет». Тестирования хоккеистов проводились в конце подготовительных периодов. В качестве материала для анализа были использованы результаты выполнения хоккеистами тестовых упражнений – «бег 30 м со старта «на земле»», «бег на коньках со старта 30 м лицом» и «бег на коньках со старта 30 м спиной» – которые, согласно бытующим представлениям, зависят от уровня развития физического качества «быстрота». Были рассчитаны среднегрупповые показатели выполнения хоккеистами указанных тестовых упражнений. Для количественной оценки тесноты взаимосвязей результатов выполнения хоккеистами указанных тестовых упражнений использовали метод Браве-Пирсона (r).
Результаты исследования. В Таблице 1 представлены показатели тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами спортивной школы тестовых упражнений «бег 30 м со старта на «земле»» и «бег на коньках со старта 30 м».
Величины показателей тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами разных возрастных групп указанных упражнений варьировали от очень слабой до средней степеней взаимосвязей.
В Таблице 2 представлены показатели тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами спортивной школы тестовых упражнений «бег 30 м со старта «на земле»» и «бег на коньках 30 м спиной».
Величины показателей тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами разных возрастных групп указанных упражнений варьировали от очень слабой до средней степеней взаимосвязей.
В Таблице 3 представлены показатели тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами спортивной школы тестовых упражнений «бег на коньках со старта 30 м лицом» и «бег на коньках со старта 30 м спиной».
Величины показателей тесноты взаимосвязей между результатами выполнения хоккеистами разных возрастных групп указанных упражнений варьировали от слабой до высокой степеней взаимосвязей.
Обсуждение результатов исследования. Существенные различия показателей тесноты взаимосвязей (от фактического отсутствия взаимосвязей до высоких степеней взаимосвязей) между результатами выполнения хоккеистами возрастных групп «10-16 лет» различных тестовых упражнений скоростного характера – выступают против представлений о существовании у человека физического качества «быстрота». Если бы указанное физическое качество человеческого организма существовало и от него зависели бы результаты выполнения хоккеистами упражнений скоростного характера, то степени взаимосвязей между среднегрупповыми результатами, демонстрируемыми хоккеистами в разных упражнениях, были бы примерно одинаковыми, либо различались бы несущественно. Представленные результаты также свидетельствуют о том, что различия в специфике двигательных актов не влияют на формирование взаимосвязей между результатами их выполнения. Высокие степени взаимосвязи между результатами выполнения хоккеистами тестовых упражнений «бег на коньках со старта 30 м лицом» и «бег на коньках со старта 30 м спиной», продемонстрированные в абсолютном большинстве возрастных групп (кроме возрастной группы «10 лет») – дают основание предполагать, что в основе формирования взаимосвязей между результатами выполнения различных упражнений лежат частота и регулярность совместного выполнения этих упражнений (или их элементов) в тренировочных занятиях. В связи с этим, изучение принципов формирования взаимосвязей между результатами выполнения спортсменами тестовых упражнений требует анализа тренировочных нагрузок, освоенных спортсменами в предшествующий тестированиям период подготовки. Кроме того, полученные в исследовании результаты дают основание считать, что показатели тесноты взаимосвязи между результатами выполнения разных упражнений не отражают характер «переноса тренированности» между этими упражнениями, как это представляется во многих печатных работах. Все вышесказанное обуславливает необходимость целенаправленного исследования принципов формирования взаимосвязей между результатами выполнения спортсменами различных двигательных актов. Следует ожидать, что результаты таких исследований послужат стимулом для дальнейшего развития теории, методики и практики хоккея.
На основании результатов проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Выраженные различия между показателями тесноты взаимосвязей результатов скоростных тестовых упражнений, продемонстрированных хоккеистами спортивной школы, свидетельствуют против представления о существовании у человека общего физического качества «быстрота». 2. Двигательная специфика пар упражнений, между результатами выполнения которых оценивается уровень взаимосвязи, – не оказывает влияния на величины показателей тесноты оцениваемых взаимосвязей. 3. Получено косвенное подтверждение выдвинутой нами гипотезы, гласящей о том, что выраженность тесноты взаимосвязей между результатами тестовых упражнений зависит от частоты и регулярности выполнения хоккеистами этих упражнений в предшествующий тестированиям период подготовки спортсменов.
Литература:
1. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. М., “ФиС”, 1977. – 255 с.
2. Занковец, В. Э. Взаимосвязь скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей хоккеистов-профессионалов на льду и вне льда / В. Э. Занковец, В. П. Попов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 9, 2015. – С. 12-19.
3. Конорски, Ю. Интегративная деятельность мозга [Текст] / Ю. Конорски // Пер. с англ. Б. А. Дашевского и И. И. Полетаевой ; Под ред. и с предисл. акад. П. К. Анохина. – Москва : Мир, 1970. – 412 с.
4. Павлов, А. С. Оценка уровней взаимосвязей между среднегрупповыми результатами тестовых упражнений, применяемых в тестированиях хоккеистов спортивной школы / А. С. Павлов // Modern Humanities Success, 2023. – № 8. – С. 282-288.
5. Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов // МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
6. Савин, В. П. Исследование техники бега хоккеиста на коньках / Методические разработки для студентов, слушателей ФПК и высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. – Москва, 1985. – 34 с.
7. Burr, J. F. Relationship of Physical Fitness Test Results and Hockey Playing Potential in Elite-Level Ice Hockey Players / Burr Jaime F., Jamnik Roni K., Baker Joseph, Macpherson Alison, Gledhill Norman, McGuire E. J. // Journal of Strength and Conditioning Research. – № 22(5). – p. 1535-1543, September 2008.
8. Green, M. R. Relationship between physiological profiles and on-ice performance of a National Collegiate Athletic Association Division I hockey team / Green Matthew R., Pivarnik James M., Carrier David P., Womack Christopher J. // Journal of Strength and Conditioning Research. – 2006. – № 20 (1). – p. 43-46.
9. Vescovi, J. D. Off-ice performance and draft status of elite ice hockey players / Vescovi J. D., Murray T. M., Fiala K. A., VanHeest J. L. // Int J Sports Physiol Perform. – 2006 Sep. – №1(3). – p. 207-221.
10. Wagner, H. The relationship between on-ice and off-ice performance in elite male adolescent ice hockey players – an observation study / Wagner H., Abplanalp M., Duvillard S. P., Bell J. W., Taube W., Keller M. // Appl. Sci. – 2021. – №11, 2724.
References:
1. Vorobyov A. N. Tyazheloatleticheskij sport. Ocherki po fiziologii i sportivnoj trenirovke. Izd. 2-e. [Weightlifting. Essays on Physiology and Sports Training. 2nd ed]. Moscow, “FiS”, 1977. 255 p.
2. Zankovets V. E., Popov V. P. [The Relationship between Speed, Strength, and Speed-Strength Abilities of Professional Hockey Players on Ice and Off Ice]. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology, and Medical-Biological Problems of Physical Education and Sports], 2015. no 9, pp. 12-19. (in Russ.)
3. Konorski Y. Integrativnaya deyatel’nost’ mozga [Integrative Activity of the Brain]. Moscow, Mir, 1970. 412 p.
4. Pavlov A. S. [Evaluation of the levels of relationships between the average group results of test exercises used in testing hockey players of a sports school]. Modern Humanities Success, 2023. no. 8. pp. 282-288 (In Russ.).
5. Pavlov S. E. Fiziologicheskie osnovy podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov: Uchebnoe posobie dlya studentov VUZov fizicheskoj kul’tury [Physiological foundations of training qualified athletes: A tutorial for students of physical education universities]. MGAFK, Malakhovka, 2010. 88 p.
6. Savin V. P. Issledovanie tekhniki bega hokkeista na kon’kah [Research of a hockey player’s running technique on skates]. Moscow, 1985. 34 p.
7. Burr J.F., Jamnik R.K., Baker J., Macpherson A., Gledhill N., McGuire E.J. Relationship of physical fitness test results and hockey playing potential in elite-level ice hockey players. J Strength Cond Res. 2008 Sep;22(5):1535-43. DOI: 10.1519/JSC.0b013e318181ac20.
8. Green M.R., Pivarnik J.M., Carrier D.P., Womack C.J. Relationship between physiological profiles and on-ice performance of a National Collegiate Athletic Association Division I hockey team. J Strength Cond Res. 2006 Feb;20(1):43-6. DOI: 10.1519/r-17985.1.
9. Vescovi J.D., Murray T.M., Fiala K.A., VanHeest J.L. Off-ice performance and draft status of elite ice hockey players. Int J Sports Physiol Perform. 2006 Sep;1(3):207-21. DOI: 10.1123/ijspp.1.3.207.
10. Wagner H., Abplanalp M., von Duvillard S.P., Bell J.W., Taube W., Keller M. The Relationship between On-Ice and Off-Ice Performance in Elite Male Adolescent Ice Hockey Players—An Observation Study. Applied Sciences. 2021; 11(6):2724. DOI: 10.3390/app11062724
Павлов, А. С. Анализ корреляционных взаимосвязей между результатами выполненных хоккеистами скоростных тестовых упражнений // А. С. Павлов, А. К. Максимов // Глобальный научный потенциал. – 2025 – №1(166). – С. 135-140.