А. С. Павлов, к. п. н.
А. К. Максимов, аспирант РУС «ГЦОЛИФК» (Москва)
Аннотация. Проведенный нами анализ литературных источников явился основанием для сомнений об истинности широко распространенных в спортивно-педагогической среде представлений о необходимости диктуемого теорией периодизации «базового» развития «общих физических качеств» юных хоккеистов, обучающихся в специализированных школах на этапе спортивной специализации. Приняты во внимание мнения исследователей, указывающих на то, что неспецифические для хоккея тестовые упражнения не обладают должным уровнем информативности об уровне специальной подготовленности игроков в хоккей. На основании имеющегося теоретического и практического материала была выдвинута гипотеза, согласно которой доминирующее использование во внеледовой подготовке юных хоккеистов специализированных упражнений, моделирующих элементы соревновательной деятельности в хоккее, обеспечивает большую эффективность тренировочного процесса – по сравнению с общефизической внеледовой подготовкой. Целью исследования стало сравнение эффективности использования во внеледовых тренировках юных хоккеистов одной возрастной группы, но двух разных команд общеподготовительных и специализированных средств тренировочного воздействия – по результатам тестирований, проведенных на льду в начале и в конце подготовительного периода. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования: разработан комплекс упражнений для специализированной внеледовой подготовки юных хоккеистов; данный комплекс упражнений внедрен в тренировочный процесс основной команды юных хоккеистов; в начале и в конце подготовительного периода проведены ледовые тестирования юных хоккеистов контрольной и основной команд. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что выполнение юными хоккеистами в подготовительный период тренировочной работы общефизической направленности не обеспечивает роста специальной тренированности игроков. Сделан вывод о том, что при построении внеледовых тренировочных занятий юных хоккеистов и при выборе средств тренировочного воздействия следует руководствоваться принципом специфичности (по отношению к основной соревновательной деятельности игроков в хоккей) указанных средств.
Ключевые слова: теория периодизации, общие физические качества, внеледовая подготовка хоккеистов, специальная тренированность хоккеистов.
A MODERN APPROACH TO CONSTRUCT THE OFF-ICE TRAINING WORK FOR ICE HOCKEY PLAYERS IN A SPORTS SCHOOL
A. S. Pavlov, Ph. D., Sports School «Hockey Academy named after B. P. Mikhailova» (Novomoskovsk)
A. K. Maksimov, postgraduate student of The Russian University of Sport «GTSOLIFK» (Moscow)
Abstract. Our analysis of literary sources has given rise to doubts about the truth of the widely held ideas in the sports and pedagogical community about the need for the periodization theory-dictated «basic» development of «general physical qualities» of young ice hockey players at the stage of sports specialization. The opinions of researchers who point out that non-hockey-specific test exercises do not have the necessary level of information about the level of special training of ice hockey players have been taken into account. Based on the available theoretical and practical material, a hypothesis has been put forward according to which the dominant use of specialized exercises in off-ice training of young ice hockey players, simulating elements of competitive activity in ice hockey, ensures greater efficiency of the training process in comparison with general physical off-ice training. The aim of the study was to compare the efficiency of using general and specialized training tools in off-ice training of young hockey players of the same age group but two different teams, based on the results of on-ice testing conducted at the beginning and the end of the preparatory period. To achieve this goal, the following research tasks were solved: a set of exercises for specialized off-ice training of young ice hockey players was developed; this set of exercises was introduced into the training process of the main team; on-ice tests of the control and main teams was conducted at the beginning and end of the preparatory period. The results of the study allowed us to conclude that the performance of general physical training work by young hockey players during the preparatory period does not ensure the growth of special training level of players. It was concluded that when organizing off-ice training sessions for young ice hockey players and when choosing training tools, one should be guided by the principle of specificity (in relation to the main competitive activity of ice hockey players).
Keywords: periodization theory, general physical qualities, off-ice training, special training level, ice hockey players.
Введение. Теоретической основой построения годичных циклов подготовки хоккеистов в спортивных школах является теория периодизации, согласно которой каждый годичный цикл подготовки делится на два основных периода: подготовительный и соревновательный. При этом подготовительный период принято делить на этапы: общеподготовительный и специально-подготовительный [5, 10, 11, 12, 13, 14 и мн. др.]. Классическая теория периодизации диктует необходимость развития на общеподготовительном этапе «общих физических качеств» (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). Специально-подготовительный этап, согласно канонам теории периодизации, предназначен для «трансформации» развитых на общеподготовительном этапе «общих физических качеств» в специальные спортивные способности [5, 10, 11, 12, 13, 14 и мн. др.]. При этом уже более полувека назад двукратным Олимпийским чемпионом, Заслуженным тренером СССР, доктором медицинских наук А. Н. Воробьевым было заявлено, что человеческий организма не обладает физиологическими механизмами такой «трансформации» [3]. Отдельные современные исследователи заявляют, что и самих «физических качеств» человеческого организма – не существует [9]. Вместе с тем, большинство спортивных специалистов всего мира уверены в необходимости изначального развития у спортсменов «физических качеств» [5, 10, 11, 12, 13, 14 и мн. др.]. Более того, эти представления получили дальнейшее «развитие» в практике введения общеподготовительной тренировочной работы в круглогодичную подготовку спортсменов (и хоккеистов – в том числе) [12, 13]. «Физподготовка» спортсменов сегодня превратилась в самостоятельное направление тренировочного процесса, может занимать до 50% его суммарного времени и осуществляется под руководством отдельных «тренеров», зачастую не имеющих ни малейшего представления о специфике и реальных требованиях вида спорта, в котором они работают. А тренеры, отвечающие за специальную подготовку спортсменов, фактически лишились какой-либо возможности влиять на процесс «физподготовки» последних [7]. При этом никто и никогда не оценивал эффективность такой тренировочной работы – в плане ее влияния на спортивные результаты: безосновательно считается, что «кумулятивный эффект» общефизических тренировочных воздействий неизбежно повысит уровень специальной тренированности спортсменов [7]. Вместе с тем, во введении одной из своих монографий Олимпийский чемпион, призер Олимпийских Игр, Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук А. П. Бондарчук обмолвился о том, что, еще будучи студентом института физкультуры, он заметил, что его спортивные результаты растут только тогда, когда он выполняет специальную тренировочную работу соревновательного характера [1]. Кроме того, зарубежные специалисты пишут о том, что уровень игровой подготовленности хоккеистов можно оценить только по показателям специальных тестирований, проводимых на льду [15, 16]. Однако указанные обстоятельства не исключают необходимости использования в подготовке хоккеистов дополнительных средств и методов тренировочного воздействия, осуществляемого вне льда [7]. Более того, правильно подобранные внеледовые тренировочные средства и методы обеспечивают повышение эффективности подготовки хоккеистов и, в том числе, – многолетней подготовки юных хоккеистов, проходящих обучение в спортивных школах [8]. Главное требование такой внеледовой подготовки: соответствие специфики используемых в ней средств – специфике двигательных актов хоккеистов на льду [7]. Важно понимать, что внеледовые тренировочные занятия в хоккее должны быть направлены главным образом на: 1. Формирование базовых умений и навыков [2], двигательных актов, необходимых спортсменам для игры в хоккей. 2. Развитие двигательных характеристик формируемых двигательных навыков [4]. 3. Развитие функциональных способностей хоккеистов [6], дающих последним возможность эффективных действий на льду на протяжении всего игрового времени.
Цель исследования – сравнить эффективность использования во внеледовых тренировках юных хоккеистов одной возрастной группы общеподготовительных и специализированных средств тренировочного воздействия – по результатам тестирований, проведенных на льду.
Гипотеза исследования: доминирующее использование во внеледовой подготовке юных хоккеистов специализированных упражнений, моделирующих элементы соревновательной деятельности в хоккее, обеспечивает большую эффективность тренировочного процесса – по сравнению с общефизической внеледовой подготовкой.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс упражнений для специализированной внеледовой подготовки юных хоккеистов.
2. Внедрить разработанный комплекс упражнений в тренировочный процесс основной команды юных хоккеистов.
3. Провести ледовые тестирования юных хоккеистов контрольной и основной команд – в начале и в конце подготовительного периода.
Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; разработка комплекса специализированных упражнений для внеледовой подготовки юных хоккеистов; педагогические наблюдения; спортивно-педагогические тестирования; методы математической статистики.
Основная часть. В исследовании приняли участие 2 команды спортивной школы, укомплектованные хоккеистами возрастной группы «11 лет», обучающихся игре в хоккей на этапе спортивной специализации. Хоккеисты контрольной команды в подготовительном периоде во внеледовой подготовке (3-4 раза в неделю) использовали общеподготовительные упражнения различной направленности. Хоккеисты основной команды в подготовительном периоде во внеледовой подготовке (3 раза в неделю) использовали разработанный для них комплекс специализированных упражнений. Данный комплекс был направлен на: формирование правильной хоккейной стойки; работу над техникой «конькового шага» на хоккейном слайдере; передвижения прыжками с ноги на ногу из стороны в сторону и вперед в основной хоккейной стойке; формирование правильной хоккейной стойки с клюшкой; отработку техники ведения мяча/шайбы в хоккейной стойке; отработку техники передачи партнеру мяча/шайбы; работу над техникой выполнения кистевых бросков шайбы. В начале и по окончании подготовительного периода обе команды приняли участие в ледовых тестированиях. В качестве основного тестового упражнения было использовано упражнение «бег на коньках со старта на дистанцию 30 м».
Результаты и их обсуждение. В Таблице 1 представлены среднегрупповые показатели времени пробегания на коньках со старта дистанции 30 м, рассчитанные на основании результатов тестирований юных хоккеистов контрольной и основной команд.
Контрольная команда в тестированиях, проведенных по окончании подготовительного периода, несколько улучшила среднегрупповой показатель времени пробегания на коньках со старта дистанции 30 м – по сравнению с среднегрупповым показателем, продемонстрированным в тестированиях, проведенных в начале подготовительного периода. Однако различия этих показателей оказались недостоверными (р≥0,05). Основная команда в тестированиях, проведенных по окончании подготовительного периода, достоверно (р≤0,001) улучшила среднегрупповой показатель времени пробегания на коньках со старта дистанции 30 м – по сравнению с среднегрупповым показателем, продемонстрированным в тестированиях, проведенных в начале подготовительного периода.
Заключение. Таким образом, выполнение юными хоккеистами в подготовительный период тренировочной работы общефизической направленности не обеспечивает роста специальной тренированности игроков. При построении внеледовых тренировочных занятий юных хоккеистов и при выборе средств тренировочного воздействия для этих занятий следует руководствоваться принципом специфичности (по отношению к основной соревновательной деятельности игроков в хоккей) указанных средств. На основании полученных в исследовании результатов сделан вывод о необоснованности круглогодичного применения средств общефизического тренировочного воздействия в подготовке юных хоккеистов. Возможные замечания о необходимости всестороннего развития детского организма не следует принимать во внимание, поскольку сама по себе игра в хоккей обеспечивает развитие самого широкого спектра двигательных способностей хоккеистов.
Литература:
1. Бондарчук, А. П. Современная теория и методика спортивной тренировки [текст] / А. П. Бондарчук. – М., ТВТ Дивизион, 2023. – 352 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. М., “ФиС”, 1977. – 255 с.
4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М. : Спорт, 2019 – 200 c.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
6. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А. С. Павлов. – М. : ОнтоПринт, 2017. – 154 с.
7. Павлов, А. С. Хоккей. Основы теории и методики / А. С. Павлов – М., 2023. – 148 с.
8. Павлов, А.С. Дифференцированно-интегративный принцип многолетней подготовки хоккеистов спортивной школы / А. С. Павлов, М. В. Деев // Спортивно-педагогическое образование. – 2024. – № 3. – сс. 37-43.
9. Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов // МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
10. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В. Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2015. – Кн. 2. – 752 с.
11. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: Альянс, 2018. – 400 с.
12. Balyi I., Way R., Higgs C. Long-Term Athlete Development / Human Kinetics; First edition (September 4, 2013) — 296 pages.
13. Bompa, T. Periodization: Theory and Methodology of Training / T. Bompa, G. Haff // Human Kinetics; 5th Edition. – 2009. – 424 p.
14. Tabrum M. et al. USA hockey coaching education program level 2: manual / M. Tabrum, M. MacMillan, T. Newberry, D. Brennan, J. Doyle. – USA Hockey, USA, 2012. – 215 p.
15. Vescovi J. D., Murray T. M., Fiala K. A., VanHeest J. L. Off-ice performance and draft status of elite ice hockey players / Int J Sports Physiol Perform. 2006 Sep;1(3):207-21. doi: 10.1123/ijspp.1.3.207.
16. Wagner, H.; Abplanalp, M.; Duvillard, S. P. v.; Bell, J.W.; Taube, W.; Keller, M. The Relationship between On-Ice and Off-Ice Performance in Elite Male Adolescent Ice Hockey Players – An Observation Study. Appl. Sci. 2021, 11, 2724.
Literature:
1. Bondarchuk, A. P. Modern Theory and Methods of Sports Training [text] / A. P. Bondarchuk. – M., TVT Division, 2023. – 352 p.
2. Bernstein, N. A. On Agility and Its Development. – M.: Physical Culture and Sport, 1991. – 288 p.
3. Vorobyov, A. N. Weightlifting. Essays on Physiology and Sports Training. 2nd ed. M., «FiS», 1977. – 255 p.
4. Zatsiorsky, V. M. Physical Qualities of an Athlete: Fundamentals of Theory and Methods of Education [Text] / V. M. Zatsiorsky. – 4th ed. – M.: Sport, 2019 – 200 p.
5. Matveev, L. P. General theory of sport and its applied aspects [Text]: textbook for universities of physical education / L. P. Matveev. – 5th ed., corrected. and add. – M .: Sovetsky Sport, 2010. – 340 p.
6. Pavlov, A. S. Speed and speed endurance of hockey players / A. S. Pavlov. – M. : OntoPrint, 2017. – 154 p.
7. Pavlov, A. S. Hockey. Fundamentals of theory and methodology / A. S. Pavlov – M., 2023. – 148 p.
8. Pavlov, A. S. Differentiated-integrative principle of long-term training of hockey players of a sports school / A. S. Pavlov, M. V. Deev // Sports and pedagogical education. – 2024. – No. 3. – pp. 37-43.
9. Pavlov, S. E. Physiological foundations of training qualified athletes: Textbook for students of higher education institutions of physical education / S. E. Pavlov // MGAFK. – Malakhovka, 2010. – 88 p.
10. Platonov, V. N. The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications: textbook [for coaches]: in 2 books / V. N. Platonov. – K.: Olimp. lit., 2015. – Book 2. – 752 p.
11. Savin, V. P. Theory and methodology of hockey: Textbook for students of higher education institutions – M.: Alliance, 2018. – 400 p.
12. Balyi I., Way R., Higgs C. Long-Term Athlete Development / Human Kinetics; First edition (September 4, 2013) – 296 pages.
13. Bompa, T. Periodization: Theory and Methodology of Training / T. Bompa, G. Haff // Human Kinetics; 5th Edition. – 2009. – 424 p.
14. Tabrum M. et al. USA hockey coaching education program level 2: manual / M. Tabrum, M. MacMillan, T. Newberry, D. Brennan, J. Doyle. – USA Hockey, USA, 2012. – 215 p.
15. Vescovi J. D., Murray T. M., Fiala K. A., VanHeest J. L. Off-ice performance and draft status of elite ice hockey players / Int J Sports Physiol Perform. 2006 Sep;1(3):207-21. doi: 10.1123/ijspp.1.3.207.
16. Wagner, H.; Abplanalp, M.; Duvillard, S. P.; Bell, J. W.; Taube, W.; Keller, M. The Relationship between On-Ice and Off-Ice Performance in Elite Male Adolescent Ice Hockey Players – An Observation Study. Appl. Sci. 2021, 11, 2724.
Павлов, А. С., Максимов А. К. Современный подход к построению внеледовых тренировочных занятий хоккеистов, обучающихся в спортивной школе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): 135-139.